"12 колен Израилевых" Аркадия Лившица

"12 колен Израилевых" Аркадия Лившица

14 апреля в Иерусалиме в выставочном зале Дома Качества ( Дерех Хеврон, 12)  открывается выставка  серии работ маслом "12 колен Израилевых" Аркадия Лившица – по танахическому тексту "Благословение Иакова".

12 колен Израилевых

Давно известно, что рубеж веков в жизни людей искусства нередко становится периодом перемен. Пестрота примет и событий грядущей эпохи обостряет ощущение опыта пережитого, проявляется в новых темах, формах, стилистике. Всё меняется, кроме единственного – бренности человеческой жизни и бессмертия преобразующегося мира. Вечные образы помогают художественно осмыслить эти процессы. В вечных темах осуществляется художническая потребность ощутить себя частью исторического Прошлого, дать оценку событиям Настоящего, как правило повторяющим модель причинно-следственных отношений седой древности. И в них же – предтеча Будущего – пророческое ощущение грядущего...

 Тема благословения Иаковом своих сыновей занимает одно из почетных мест в живописи начиная с предренессансного периода. Решавшаяся в те времена как тема божественно самодостаточная, она не допускала инвариантного решения. Так продолжалось по существу вплоть до прошлого века. Неомодернизм – с его пристрастием к культурным текстам минувших эпох и их обновленному звучанию – подарил теме новое художественное дыхание. Что же касается страны Сиона, то роль воссоединения колен в сохранении евреев как нации подчеркивалась еще при создании государства Израиль. Не случайно на одной из первых израильских марок (1952 г.) были изображены эмблемы двенадцати колен, как гербы городов, и менора[1].

В 1962 году в Иерусалиме в синегоге медицинского центра Хадасса были открыты витражи "12 колен Израилевых" Марка Шагала. А одиннадцать лет спустя настала пора для «12 колен Израилевых» еще одного гения века: в 1973 году цикл тонированных гравюр на тему напутствий Иакова завершил Сальвадор Дали. Работы были выполнены в характерной для великого экспериментатора сюрреалистической манере. В тематических композициях Дали новые образы переплетаются с авторскими аллегориями, уже вошедшими в мировое культурное пространство. Серию «12 колен Израилевых» художник посвящает 25-летию еврейского государства, утверждая мистическое бессмертие цивилизации иудеев, а точнее – современного Израиля.

Образы 12 колен нашли свое отражение и в медальерном искусстве мастера эпатажа. Полные внутреннего артистизма, они отчеканены в виде монет.

По-настоящему масштабную разработку тема наставлений сыновей Иакова она получила в пластическом искусстве репатриантов из восточно-европейской диаспоры.

Монументалист Лев Сыркин принадлежал к поколению сионистов, поглощенных осмыслением еврейского вопроса. В 1974 году художник создает в Израиле масштабную фреску «12 колен Израилевых» (4 х 10 м) – в лекционном зале Бар-Иланского университета. Аллегории-символы каждого камня фрески соответствуют своему колену, но, помимо этого, соотнесены и с принятой в университете символикой конкретных факультетов

В начале 21 века еще один представитель алии, но уже из постсоветского пространства 1990-х – Эдуард Гроссман создает на тему Двенадцати колен Израилевых двенадцать арочных работ в технике левкаса.

В «Двенадцати коленах Израилевых» Эдуарда Гроссмана приемы литургической живописи сочетаются с приемами сюрреалистического искусства, дополняя и поддерживая друг друга. Сейчас сюрреалистические левкасы Эдуарда Гроссмана находятся в одной из синагог Франции.

В супрематическом стиле решил этот сюжет Иосиф Капелян. Замечу, что все эти авторы достаточно широко предсталены в книге "Современное изобразительное искусство с русскими корнями" ( Иерусалим, 2011).

Содержательность темы позволяет ей жить в любой стилистике, выдерживая полярные эстетические вкусы и стили. Для воплощения наставлений Иакова оказались пригодными масляная и акриловая живопись, витраж и роспись по стеклу, фреска, левкас, тонированная гравюра и медальерное искусство – по сути все виды пластических искусств и соответствующие им материалы.

Интерес к теме «12 колен Израилевых» Аркадия Лившица не случаен и носит поступательный характер – с шагаловских начинаний в Израиле: Аркадий Лившиц был куратором Шагаловского пленэра в Иерусалиме в сентябре 2011 г.

       "12 колен Израилевых" – послание Иакова потомкам через своих сыновей, рожденных от жен и их служанок, - Реувену, Шимону, Леви, Иегуде (старшие сыновья Лии), Иосифу и Биньямину ( сыновья Рахили), Иссахару и Звулуну ( младшие сыновья Лии), Дану и Нафтали ( сыновья Билхи, служанки Рахили), Гаду и Ашеру ( сыновья Зилпы, служанки Лии).

И все – ветви одиного древа – сильного и солнечного - Древа Авраама Ицхака Иакова.

Два  обрубка-"ребра" у ствола – две жены.

Шесть ветвей - у плодоносящей Лии. К ним прижались две ветки Зилпы.

И, словно разделенные огнем – раздвоившейся ветвью - дети Билхи и...

И две заветных веточки от Рахили.

Колено Иосифа – рукою, устремленной в мироздание, в котором и луна и солнце будут поклоняться ему.

Колено Биньямина, как трогательный с кривинкой мизинец могучего патриарха. Биньямин (досл. правая рука – Счастье) – меньшенький из сыновей, оставшийся безутешному Иакову после смерти любимой жены.

Веточки Рахили идут по голубой полосе – то ли реки, то неба, то ли души... в то время как вся жизнь - землисто-черные камни в серо-буро-коричневом вихре времен, которому противостоит золотой ствол древа Иакова.

Так художник цветом обозначает точки драматургического конфликта будущего изобразительного ряда по теме, а также стилистический тон дальнейшего живописного повествования.

Каждая из деталей дерева подписаны на иврите – с указанием имен всех участников легендарной истории. Такого рода прием характерен для современного искусства, хотя ведет свои истоки в иконографической традиции.

 Полотно "Древо Иакова" – своеобразный пролог к аллегориям 12 колен-сыновей.

 Аллегория – излюбленная форма еврейских комментаторов Танаха – избирается художником как главный изобразительный принцип. Но художник задает свои правила условности, режиссер в театре. А здесь уже нрам, зрителям, решать – принять эту условность или не принять. Лично я принимаю заданную художником форму прямодушия. В поворотах этой игры новая стилистика оказывается способной творить сюжет. Очертания предметов, живой природы, отношения между людьми узна­ваемы, но не через натуралистические формы, а их деформацию, через визуальное смещение перспективы. Приближается далекий план. Он кажется ближе, чем находящиеся рядом детали.

Окна в мир Торы художника, где времяисчисление отступило. Работы подчеркнуто декоративны, театральны, условны, каждое подчинено своему основному цветовому фону, изображение плоскостное, про­странственные связи между деталями композиции условны. Таков эклектический сплав наивного и неомодернистского стилей, а котором не последнюю роль играет стилистика детского рисунка – с яркими красками, прямотой, бесхитростностью, раскрепощенностью, искренностью. Эмоционально и по колориту эти работы сродни характеру и темпераменту израильтян. Они – израильские по южному ощущению цвета, его преднамеренному форсированию, усиленным контрастам и стремлению к «высокой ноте в желтом». Они радуют солнцем, в них нет унылости, тревоги, тоски и грусти. Они простодушны.

(В этой связи не могу не заметить, что работы А.Лившица санурского периода – это осторожные, холодные переходы цветов, как правило, в смешанной технике.)

Серия работ-наставлений художника создает живую, эмоциональную атмосферу событий, рассказанных в Торе – как повествование о добром и недобром в человеке, о том, что, пройдя сквозь войны и чудеса созидания воссоединение осуществится.

Такого рода работы могли бы стать замечательными иллюстрациями для детского издания. Почему для детского? Да потому что  это сделано так, что по содержанию драматично, но визуально не устрашает.

Существует понятие зрительское восприятие, при котором визуальные ощущения таковы, что под их воздействием что-то меняется и в тебе. По каким-то внутренним психологическим причинам происходит притяжение к определенной картине, и она дарит тебе дополнительную положительную энергию. Работы Аркадия Лившица обладают такой энергией – через мягкую улыбку, добрый юмор, самоиронию. Некоторые из его героев лубочно гротескны. Но всё сияет внутренним добром и цветом без тени. По замыслу автора они и не должны быть изображениями «природными», поскольку это художнические окна в мир. Этот мир вечен, поскольку храним благословениями. В нем надежды не теряют силу надежд, даже если им не суждено сбыться.

 Аркадий Лившиц родился в 1939 году в Киеве. С 1974 года он в Иерусалиме. Его работы находятся в государственных хранилищах – в Музее природы в Иерусалиме, в выставочном зале «Галереи А 3» в Москве, в Российском историческом и архитектурном музее «Новый Иерусалим», в Могилевском художественном музее имени П. В. Масленникова, в Астраханской государственной картинной галерее имени П. М. Догадина.  Работы Аркадия Лившица экспонировались во Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Польше, США, Канаде, России.

 Благословения и пророчества порой и в жизни сбываются: отчество Аркадия Лившица – Израилевич – сын отца Израиля.

          На выставке будет представлено оригинальное издание текста "Послания Иакова" на иврите, английском и русском языках с иллюстрациями Аркадия Лившица.

 Выставка открыта с 14 по 20 апреля.

День торжественного открытия – 17 апреля, 19.00.

[1] Краткая еврейская энциклопедия: В 7 т. / Центр по исследованию еврейских общин; Еврейский университет. – Репринт. воспр. изд. в 11 т. 1976–2005 гг. (Иерусалим). – М.: Красный пролетарий, 1996. Т. 4. С. 422.

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская