31 марта в Иерусалиме в Центре искусств (Дом Качества, ул. Дерех Хеврон, 12) состоится открытие выставки Аркадия Острицкого. Аркадий Острицкий – один из самых интересных русскоязычных художников Израиля, разрабатывающий в своем творчестве танахические мотивы как историко-мифологические. Многие из его работ находятся в Музее ТАНАХа в Тель-Авиве. Стало замечательной традицией, что на протяжении последних пяти лет каждый год к празднику Песах художник создает какую-либо картину, связанную с историей еврейского народа.
Настоящая выставка также примечательна «премьерой» - новым полотном художника из серии «Надежды праотцов».
«Огонь Маккавеев, или Возвращение Меноры» - так художник назвал свою последнюю картину из серии «Надежды праотцев». «Стараюсь быть верным основной линии цикла, - говорит А.Острицкий.
Перед нами, как и в предшествующих работах, показан один из интереснейших и исторически значимых моментов в истории еврейского народа, когда горстка храбрецов под руководством семьи Хасмонеев из рода Коэнов сумели поднять и сплотить вокруг себя народ. Они дали отпор могучей державе селевкидов, восстановили Храм и культ. Они создали новую царскую династию. Вопрос в другом. Сама история этих событий дает такое невообразимое множество интересных деталей, заставляющих художника в какой-то момент растеряться. Блестящие военные победы Иуды Маккавея над многократно превосходящим числом и силой врага. Достославные подвиги его братьев. Доблесть других героев единоверцев. Великолепные дипломатические ходы Йонатана. Мудрость Шимона и его сына Гиркана. Коварство заговорщиков. Неоднозначность поведения Александра Яная. И… беспредельная жестокость задолго до Ирода Великого...
Что и говорить, сама многогранность избранной темы на какое-то время может застать художника врасплох. Но Аркадий Острицкий – великолепный знаток истории. Детальное изучение событий, характеров героев, гипотетическое просчитывание возможных ходов в поведении героев, художественное вживание в их психологию – все это делает работы Аркадия Острицкого психологическими историко-художественными памятниками изобразительного искусства, эмоционально восходящими к традициям прерафаэлитов. Вот что говорит художник о своей работе «Огонь Маккавеев, или Возращение Меноры».
Аркадий Острицкий:
- Я выбрал возможно менее зрелищный, но очень важный для понимания истории, момент - ночь перед первым жертвоприношением в очищенном и отремонтированном храме, когда Коэны и Левиты вносят в него воссозданные, взамен утраченных, золотые и медные предметы культа. Это момент, когда все братья Маккавеи еще живы и полны надежд. Вот они стоят все пятеро в воротах Никанора (если слева направо, то по-старшинству).
Старший, чернобородый Йоханан, опустил глаза в раздумье. К сожалению, в истории материалов о нем почти не сохранилось. Кем мог быть человек, рожденный первым, но заветом отца отведенный в тень? Может он чем-нибудь провинился перед Матитиягу? Но тогда почему сразу после гибели героя Иуды, заговорщики убивают именно его? – Мой вывод таков, что из всей семьи он представлял наибольшую опасность. Скорей всего он был мозговым центром, стратегом группы. Потому и отец хотел уберечь его от риска, держа в стороне.
Дальше, почти в центре, мы видим благообразного, но широкоплечего и рослого человека с большими, мудрыми и печальными глазами, стоящего в полном облачении первосвященника с небольшой амфорой для масла в руках. Это Шимон, второй брат. Титул первосвященника был завещан ему отцом. Бытует мнение, что это он освятил обновленный храм, вместо в страхе сбежавшего от повстанцев к грекам в Акру, эллинизированного первосвященника Менелая. Масло из амфоры в его руках наполнит чаши меноры и произойдет чудо. Вместо одного, масло будет гореть восемь дней! У его ног, в оптическом центре картины, агнец, которому утром суждено первым погибнуть на жертвеннике, унеся с собой все грехи народа, изменившего своей вере.
Впереди всех, правой рукой подняв факел, свободную левую вознеся к богу и обращаясь с речью к собравшимся людям, выступает главный герой. Это победитель Антиоха IV Епифана и освободитель народа, третий брат, согласно легенде, рыжебородый, Иуда, прозванный Маккавеем (Маккаби - молот, сокрушающий всех врагов). Мой Иуда – могучий атлет. Навряд ли носитель такого прозвища мог быть субтильным. Он, главный герой события и настоящий герой без страха и упрека. Несмотря на свою скромность, Иуда Маккавей облачен в красный плащ, бронзовый анатомический панцирь всадника селевкидов и бронзовый шлем. В это самое время в Иерусалиме продолжается война. В городе еще много эллинизированных заговорщиков, а его воины осаждают крепость Акру. Вторая причина относительной роскоши – то, что полководец должен быть заметен воинам. К этому моменту у Иуды уже большая армия, способная достойно противостоять грекам. Его воины есть и среди собравшихся в храме.
Позади Иуды, в шлеме, четвертый брат, импульсивный Элиазар, совершивший красивый, но, к сожалению, бессмысленный подвиг, павший под убитым им боевым слоном.
Группу завершает пятый брат, Йонатан, принявший власть после Иуды и сочетавший в себе таланты полководца, политика и священника.
На переднем плане на ступеньках лестницы Женского Двора, - Коэны, вносящие золотую менору, и собравшийся народ. В толпе выделяются молодая женщина с младенцем и старик со спасенной, завернутой в талит, Торой. Также там мы видим воина с факелом, мужчину с ребенком на плечах, музыканта с бубном... На площадке полукруглой лестницы сложены сосуды, кадильницы и другие предметы храмового культа. Их через Двор Израиля уносят в храм Левиты. Все пространство храмовых дворов освещено факелами».
Полотно «Огонь Маккавеев, или Возращение Меноры» ( 1,5х 1.00 м.) выполнялось художником на протяжении года.
Работа выставки продлится до 5 апреля.
Галина Подольская