Только что закончился девятый международный художественный пленэр "Махім" в Карпатах (проходил 22 мая – 06 июня) , в известном и любимом многими горнолыжном курорте Славское, славящееся еще и своим глинтвейном.
Славское - старинное село, основанное в 1483 году, которое из-за уникального расположения еще в 19 веке стало известным горно-климатическим курортом. Этот район Восточных Карпат славится еще и своей экологической чистотой, а природное расположенное хребтов Бескиды и Горганы вокруг Славского создало уникальный микроклимат, благодаря которому здесь весь год держится постоянно безветренная погода. Прекрасные ландшафты с вечнозелеными хвойными лесами, завораживающая красота вершин, разнообразныйрельеф гор, могучие леса, чистый воздух, плюс развитая инфраструктура, - всё это сделало эти места очень подходящими для проведенияхудожественных международных пленэров.
Идея проведения и артистическая концепция пленэров принадлежат львовским художникам Оресту Косарю, Оресту Манюку и Виктору Стогнуту, а непосредственным организатором пленэров стала Общественная организация Фонд поддержки культуры и спорта "Максим", причем все пленэры проходят под патронатом Львовской Национальной Академии Искусств. Инициатива проведения пленэров нашла отклик у семьи Оксаны и Дмитрия Арефьевых, которые на базе своего туристического комплекса «Частная усадьба Арефьевых» взяли на себя не только проживание художников из разных стран, а и создали специальную культурную программу, максимально способствовавшую их отдыху и работе.
Обстановка на пленэре выстроена Оксаной и Дмитрием Арефьевыми так, чтобы можно было сосредоточиться только на творчестве и это с успехом реализуют приехавшие мастера. Прекрасная природа, свежий воздух, доброжелательность хозяев, - все это дает возможность подтвердить высокий художественный уровень своего творчества. Вообще карпатские пленэры отмечает высокий эстетический и профессиональный уровень - коллекция произведений, которая формируется у Арефьевых после проведения пленэров, являет собой громадный опыт самого современного искусства. Уже несколько лет в Славском в галерее «Максим» открыта постоянная сборная выставка-продажа новых произведений и проводятся персональные выставки художников-пленеристов.
Искусствовед Елена Кис-Федорук постоянно приезжающая в Славское отмечает: «Более полуторавековая традиция пленэра, основанная группой прогрессивных художников в живописном г. Барбизон возле королевского Фонтебло во Франции, продолженная прерафаэлитами в Англии и полностью воспринятая импрессионистами как отличительная тенденция нового искусства, совершила переворот в понимании живописи. Академически заданная, безвременная условность изображения уступила пониманию текучести времени и неповторимости каждого мгновения, обогатилась игрой цветов и света.
Сегодня новая традиция пленэра - это не только возможность практической работы на «свободном воздухе» и не простая фиксация непосредственных впечатлений, а шире - художественное движение, где задействованы важные аспекты живого эмоционального общения, получения разнообразного творческого опыта.
Тесное общение коллег-специалистов в благоприятных для творчества обстоятельствах, размышления на актуальные художественные темы, обсуждение работ, которые только родились закладывают основы для многочисленных художественных концепций. Организованная широкая культурно-познавательная программа дает возможности для духовного и интеллектуального роста, для обогащения своих выразительных возможностей. И это индивидуальное достояние является достижением всей нашей культуры, своеобразной инвестицией в будущее».
И стало уже традицией для туристов приходить сюда, чтобы увидеть оригинальные художественные произведения, ознакомиться с новыми художественными явлениями. Косвенно всё это способствует и возрождению пленэрного движения.
На каждый пленэр сюда приезжает до 40 участников из разных мест Украины, России, Польши и зарубежья, и уже во второй раз и представители от Израиля – художники Анна Зарницкая и Андриан Жудро.
После девятого международного пленера Андриан Жудро отметил: «Художники, представляющие свое творчество на пленэре, в основном мастера, работающие с натуры, каждый в своем стиле, но также приглашаются и студийные художники, что обогащает всех разными подходами к работе. По окончанию пленэров проходят итоговые выставки, и раз от разу можно видеть профессиональный рост тех, кто продолжает участвовать в этом празднике искусства».
Художник Андриан Жудро никогда не перестает учиться у природы и его работы (холст, масло), привезенные из поездки на пленэр, это подтверждают. Но в каждой работе на первый план выступает его индивидуальность. Насыщенная цветовая гамма, много "плотного" воздуха, необычная подача обычных окружающих нас в быту предметов при тяготении к реалистичности изображения – отличительная особенность всех работ Андриана Жудро.
Работы Анны Зарницкой – цветовой фейерверк, захватывают словно вихревым движением, превращая обыденные предметы и фигуры в волшебные персонажи.
Во время проведения пленэра постоянно проводятся жаркие дискуссии, ежедневные обсуждения только что сотворенных работ – своеобразные круглые столы. К концу пленэра все стены усадьбы Арефьевых завешаны картинами, которые не только составляют новую коллекцию, но и которые можно было бы тут же купить, и по которым можно совершить виртуальное увлекательное путешествие по Карпатам.
Галина Подольская, Татьяна Левина.
Статья опубликована в журнале "Меценат и мир" №49-52, 2011г.