Автор оригинала: Галина Подольская
В выставочном зале развешаны картины Бориса Геймана и звучит джаз. И хотя джазом в Израиле не удивить. В данном случае этот фон на редкость уместен, поскольку подсказывает некоторые ходы мышления художника. Вообще, как художник стал художником? Почему стал именно таким? Аналитически вроде бы и понятно, и все равно что-то так и остается на уровне догадок.
Помимо рисования Борис Гейман с детства обожал музыку, потом это увлечение перешло в страсть к джазу, выразившуюся достаточно необычно. Б.Гейман начал изображать в цвете свои ощущения от джаза. И мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, стали ложиться в цветовые импровизации на холсте. Пропитанные джазовыми ритмами, они словно сами собою вошли в эстетический мир художника – европейский по цветовому ощущению. При этом экспрессионистическая напряженность духовых и ударных в художественном сознании Б.Геймана уступила место певучести струнных и приглушенной мягкости щипковых инструментов, характерных для камерной оркестровой музыки.
Но на холсте запечатлелось биение двух несовпадающих ритмических линий, как бы разорванной, словно синкопированной мелодии, и четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага «Регтайма», постукивания кастаньетами «Фламенко», грустными распевами «Блюза», странностью «Фантома оперы» и звучании «Писем в обрывках ветров». Я просто иду по названиям картин, которые даже сами по себе подсказывают, что рассматривать личность Б.Геймана-художника, его стиль, образную систему, выразительные средства, тематическую предрасположенность необходимо именно в сопряжении с увлеченностью Б.Геймана с музыкой. Так точнее раскрывается личность художника, неразъемная, как ритм мазка и прищелкивание пальцами в «Болеро». В триптихе «Джаз. Весна. Лето. Осень» используется эффект «дождя» в различных направлениях, вплоть до «наоборот». Понятно, что таких потеков в реалистическом искусстве в принципе быть не может, но это возможно в постмодернизме Б.Геймана с его установкой «вырваться» за пределы привычного бытийного круга, на который обречен предметный мир. И это наполняет жизнь предощущением нового ритма, как в джазе.
«Цвет звука» - так назвал персональную выставку художник из Ашдода Борис Гейман. Открытие экспозиции состоится 10 февраля в 19.00 в Иерусалиме, в Музее «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля (Дов Грюнер, 17 а, зал 2).
«В основе моего авторского стиля, - говорит Б.Гейман, - лежит концепция восприятия мира и особенно музыки через цветовые колебания, перерождающиеся в живописи в цветовые метаморфозы. Эти ощущения переходят и преобразуются в знакомые и незнакомые зрителю образы, в основе которых лежит желание запечатлеть способность предмета к перемене. Но это всегда сублимация моего художественного представления о состоянии явления».
Но вот что удивительно. Есть художники, теоретически объясняющие все в своем творчестве просто. Однако зрителю трудно приблизиться к их мессианскому ощущению себя в искусстве. А бывает, наоборот, как в случае с Б.Гейманом. Формулирует трудно, а в живопись войти легко.
Присмотримся к работам художника. Даже натюрморты - с арбузом, с грушей, апельсинами, с клубникой, с ракушкой, кувшином, сервизом – не кажутся статичными. Помимо собственной предметности они овеяны дыханием цветов, которыми Б.Гейман, как правило, дополняет композицию. Трудно сказать, какие именно это цветы, но можно с совершенной определенностью утверждать, что не ностальгические, как это нередко бывает у художников выходцев из стран бывшего Советского Союза.
Интересен «Пьяный натюрморт», в котором все предметы – чайник, кружка, фужеры и штоф, гранаты на селедочнице, какой-то там кактус, оконная рама на заднем плане несоразмерно вытянуты, не подчиняясь общепринятым законам перспективы. И впрямь – все пьяны! Или мечтают о джазе? И к неизведанным водам приготовилась розовая лодочка с картинки над столом в натюрморте с пивом и селедкой (по виду не каспийской). Предметы словно сами собою движутся, порою переходя в примитивистские пропорции ромбовых скатерок.
Музыка, как колористическая вода. В живописи ее цвет – отражательный, он холоднее, чем кажется наяву, - он опосредованно ассоциативный. Вот почему художник отдает предпочтение неопределенным цветам – особенно синему, голубому, бирюзовому во всех оттенках. Они плавно перекатываются в уравновешенный фиолетовый, приглушенное бордо, притушенный желтый, осторожный терракот. Таково постимпрессионистическое ощущение света в какой-то неведомый миг, который ты, может быть, и видел, только во сне или на какой-то знакомой только тебе акварели. Но на самом деле это никакая не акварель, а акрил и масло. И остается эстетическое ощущение эмоционального тепла, легкости и движения в цвете, а если печали, то светлой.
Борис Гейман родился в 1967 году, график-дизайнер, окончил художественный колледж в Израиле. Работает с галереями в Яффо и Эйн-год. Активный участник выставок в Ашдоде.Член неформальной группы «Кшатот».
В прошлом году вошел в число художников, представлявших Израиль в Англии.
Не так давно в Иерусалимском культурном центре состоялась его выставка с художником Германом Непомнящим.
Работа выставки «Цвет звука» продлится до 8 марта.
Галина Подольская