11августа 2011 г. в 18.00 в Российском культурном центре (Тель-Авив, ул Геула 38) откроется выставка «Мир человека…» – выставка новых работ членов Объединения профессиональных художников Израиля в честь российского праздника "День семьи, любви и верности". Будет представлены новые работы 22 израильских художников, выполненных на заявленную тему в разных стилях и техниках, со свойственными только им приемами самовыражения в рамках семейной тематики, но объединенных желанием высказать свое отношение к близким людям через художественный образ.
Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.
Кирилл Хамов, 2008г.
В экспозиции последовательно прослеживается тема семьи как опоры в нашей непростой жизни репатриантов, тема признательности и благодарности семье, близким авторов, осознание, что семья – это защита, но и ответственность, величайшая ценность, способная сделать Человека счастливым, а Общество достойным и упорядоченным.
Тема дома и семьи - одна из старейших тем в искусстве. Традиция парадных портретов членов королевских семей и высшей аристократии сложилась как демонстрация образца социальной модели общества. Галереи семейных портретов - одна из форм, визуально запечатлевших истоки, историческую и эстетическую сторону семьи... Но таких заказов удостаивались только Мастера, поэтому первыми моделями для художников нередко становились члены семьи, и не потому, что часами позировали, а потому что их жизнь в одном доме, минутные штрихи в быту нередко подсказывали главное в художественном образе на полотне, то, что утрачивает "застывшая" модель.
Выставка «Мир человека…» в Российском культурном центре в Тель-Авиве продолжает эту замечательную традицию. В экспозиции представлены работы художников, входящих в Объединение профессиональных художников Израиля. Работы ментально разные, художественно воссоздающие самые различные типажи диаспоры - русской, восточно-европейских стран и Ближнего Востока. Это разная стилистика - от детально прописанных подробностей до едва намеченных мазков, из цветовой цепочки которых, как из света, выступают знакомо-незнакомые черты.
Идешь по галерее и столько узнаешь о самом художнике: мать, сестра, жена, дочь, внучка. Отец, брат, муж, сын, внук. Друзья семьи. И вдруг вроде бы неожиданно, но как итоговая-необратимость - другой ракурс аналитического восприятия: каждый портрет как эмоциональное зеркало самого художника. Образ семьи как органическое пересечение художника с окружающей его реальностью - близкими людьми - теми, кто вроде бы не проходит по ведомству искусства, но своею сутью, как сердцевиной света, создают его. "Нервные окончания" этих существующих отношений помогают уловить сложившуюся реальность в искусстве. Но сколько бы не растекаться мыслью по древу изобразительной психологии, все-таки главное во всех работах - эмоциональное тяготение к очагу, который разводит и хранит женщина - хранит вопреки жесткости как неотъемлемой части житейской комедии мира. В этой связи работа Андриана Жудро "Очаг" не только по "площади"(100 х 140 см), но эстетико-тематически, несомненно, - представляет один из центральных сюжетов экспозиции. Женщина прекрасна не светом свечи - душой очага. И как бы ни били себя в грудь феминистки, в подлинном мире семьи - без оглядки на нравы века - всегда ждут отца (Анна Зарницкая. "Семья". 100 х 100 см).
Идешь по галерее и столько узнаешь о самом художнике: мать, сестра, жена, дочь, внучка. Отец, брат, муж, сын, внук. Друзья семьи. И вдруг вроде бы неожиданно, но как итоговая-необратимость - другой ракурс аналитического восприятия: каждый портрет как эмоциональное зеркало самого художника. Образ семьи как органическое пересечение художника с окружающей его реальностью - близкими людьми - теми, кто вроде бы не проходит по ведомству искусства, но своею сутью, как сердцевиной света, создают его. "Нервные окончания" этих существующих отношений помогают уловить сложившуюся реальность в искусстве. Но сколько бы не растекаться мыслью по древу изобразительной психологии, все-таки главное во всех работах - эмоциональное тяготение к очагу, который разводит и хранит женщина - хранит вопреки жесткости как неотъемлемой части житейской комедии мира. В этой связи работа Андриана Жудро "Очаг" не только по "площади"(100 х 140 см), но эстетико-тематически, несомненно, - представляет один из центральных сюжетов экспозиции. Женщина прекрасна не светом свечи - душой очага. И как бы ни били себя в грудь феминистки, в подлинном мире семьи - без оглядки на нравы века - всегда ждут отца (Анна Зарницкая. "Семья". 100 х 100 см).
Андриан Жудро. Очаг. 2011
И какими бы разными ни были дети, сестры останутся сестрами, как трепетные лепестки пламени одного огня (Сергей Москалев. "Сестры". 56 х 39 см).
Сергей Москалев. Сестры. 2011
Часто картина – зарисовка с сиюминутности. Валентин Шкода – мастер реалистичного портрета и создатель диорам – говорит: "Я писал портреты не только друзей, но и детей и внуков... В этом 2011 году, написал портрет самой маленькой семилетней внучки Мирьям. Ее веселое и бурное желание позировать продолжалось не более 1-2 минут, что очень усложняло работу над портретом. Мне приходилось улавливать мгновения необходимого движения и писать до тех пор, пока удерживает память. Портрет "Мирьям – моя внучка" написан в мае-июле 2011 г.
Судьба познакомила меня с семьей Гали и Виктора Аристарховыми. Виктор горный инженер, заслуженный шахтер СССР, обвал лавы придавил его и сломал ребра и позвоночник, два года Виктор ездил на инвалидной коляске. Первая жена ушла от мужа- инвалида, Галя, его вторая жена, заботой и любовью выходила мужа. Сейчас это завидная супружеская пара. Но болеет Галя. "У меня сейчас такой хороший муж, мне бы жить и радоваться, а я все болею, болею". Ко дню рождения Гали Виктор задумал сделать её портрет "Галя – жена заслуженного шахтера СССР Виктора Аристархова".
А художник Борис Котляр с невероятной трогательностью и толикой сожаления вспоминает о прожитом: "Первенец - это когда ты папа , а он сын, и ещё ничего непонятно, - изобилие грудного молока, пелёнок, распашонок, бутылочек, посуды, суеты, игрушек. Потом берёшь на руки, а он тебя за шею, - вот оно чувство силы и гордости, величие семьи. Не просто школа и Вузы и много ещё чего. Теперь результат достойный, а могло быть в три раза больше. Не решились…".
В выставке «Мир человека…» принимают участие Райхлин Биньямин, Эмиль Вульфин, Майя Бухина, Алла Гринберг, Нина Гуревич, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Борис Котляр, Мирон Кедем, Сергей Москалёв, Герман Непомнящий, Татьяна Орловецкая, Аркадий Острицкий, Александр Филонов, Григорий Фирер, Илья Хинич, Валентин Шкода, Индира Ярцева
К торжественному открытию выставки приурочено Чествование супружеских пар соотечественников – лауреатов медали «За любовь и верность».
Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить
Тех, с кем душой и сердцем связан
И узелок не разрубить.
Не знаю, как благодарить
Тех, с кем душой и сердцем связан
И узелок не разрубить.
Кирилл Хамов, 2008г.
Выставка продлится до 30 августа 2011г.
Галина Подольская