28 июня 2017 года в Иерусалиме состоялось торжественное открытие пощади имени Марка Шагала. Официальная церемония длилась не более сорока пяти минут, а потом художники, литераторы, любители творчества Мастера праздновали это знаменательное событие уже в неформальной обстановке. И сегодня я хочу восстановить справедливость: подробнее рассказать о тех людях и тех событиях, которые предшествовали этой дате. И мои вопросы к человеку, с которого началась эта история в Израиле - история длиной в 17 лет! Это Галина Подольская.
- Галина, я знаю, что вы собирались выступить на открытии, но не получилось…
- Да, но это не важно. Важно, что в Иерусалиме теперь существует площадь имени Марка Шагала. Все, что сделано для памяти Марка Шагала, исходит изнутри израильского общества, для которого имя Шагала не пустой звук.
Израиль ведь не такая уж маленькая страна, в ней каждый день происходит что-то интересное. Огромное спасибо Александру Аграновскому за его терпение, мужество и стойкость, которые помогли нам смягчить острые углы на пути к цели.
На церемонии открытия площади А.Аграновский сказал просто и точно: «Мы хотели, чтобы в Иерусалиме была площадь Марка Шагала». Это то, что необходимо сегодня, необходимо как знак нашего времени и нашего ощущения «укорененности» в Государстве Израиль. Именно здесь, в столице Израиля, выбрано место - между любимыми Марком Шагалом местами - домом Анны Тихо и домом раввина Авраама Кука. Здесь он бывал в каждый из своих приездов, начиная с 1931 по 1977 гг. Всегда останавливался в гостинице «American colony», что находится в пяти минутах ходьбы от новой площади его имени. Само место выбрано географически верно. В нем заложена живая история лучших страниц культурной памяти Иерусалима как столицы Государства Израиль.
Израиль – достаточно молодая страна, страна, построенная репатриантами, приехавшими сюда из разных уголков рассеяния Колен Израилевых. У каждого времени свои приметы, ощущение не только национального, социального, но и культурного начала, в том числе государственности. Это, в моем понимании, еще одно продолжение мысли, высказанной мною в книге-альбоме «Современное израильское искусство с русскими корнями» (Иерусалим, 2011 г.): «… искусство русскоязычных художников, иное по ментальности, имеет право быть израильским. А у него прав и впрямь больше. Почему? По художническому и эмоциональному заряду, который дает нам осознание того, что гений мирового изобразительного искусства, подаривший Израилю больше, чем кто-либо за всю историю существования государства, - тоже из русскоязычных».
Шагал – символ утверждения культуры выходцев из стран восточноевропейской диаспоры. Как весело и с чувством юмора заметил А.Аграновский на церемонии открытия площади: «Раньше Шагал создавал свои произведения для Израиля и приезжал сюда в гости, а сейчас он, как оле-хадаш, получил «площадь». Теперь у Шагала есть своя «прописка» в Иерусалиме».
- А давайте вспомним, как все начиналось, вспомним о событиях, всколыхнувших культуру страны.
- Давно замечено, что приобщение к признанным образцам мировой культуры обогащает и культуру воспринимающей страны, вызывает желание оглянуться вокруг себя, и в данном случае, «счастье оказаться здесь» (Шагал). Это фраза Шагала, ступавшего на Землю Обетованную. Но для того, чтобы понять это СЧАСТЬЕ, нужно прорасти на этой земле так, как пророс у нас своим творчеством Марк Шагал.
- Вы действительно считаете, что пример Шагала как художника, вышедшего из еврейского местечка и ставшего феноменом мирового уровня, может служить примером или удачной моделью развития и совершенствования для художников Израиля?
- Представьте себе, да. Всё вокруг нас развивается более динамично, взаимосвязи и взаимовлияния разных школ, направлений искусства, науки, творчества являются мощным стимулом к совершенствованию. Вместе с нами в Израиль «репатриировалась» и наша культура, наша наука, наша ментальность. Этим мы сильны и этим мы богаты.
Возьмем хотя бы один небольшой аспект воспитания и развития профессионализма художника. Это практика проведения пленэров, в прошлом, кстати, не очень-то популярная в среде израильского современного изобразительного искусства. Причина в данном случае неважна – иные концепции, иные задачи, иная идеология и методология творчества.
Ныне проведение пленэров в разных точках Израиля в рамках одного фестиваля стало делом привычным и любимым. Однако первым масштабным опытом на этой стезе оказался Шагаловский пленэр, по сути вдохнувший новую жизнь в пленэр как эмоциональную форму общения пейзажистов. Тогда в один день художники собрались и работали в разных местах, связанных с пребыванием Шагала в Израиле. «Шагаловский пленэр» недвусмысленно напомнил об исконной культурно-исторической связи между Шагалом и страной Сиона — 80-летии со дня первого посещения Шагалом Эрец-Исраэль и 60-летии со времени первой передвижной выставки работ художника в Израиле. По итогам пленэра организовывались выставки в Иерусалиме, Ришон-ле-Ционе, Тель-Авиве – Яффо, Ашдоде. Среди участников около сотни художников (!) – выходцев из стран постсоветского пространства.
Важно также, что Фестиваль искусств «По следам Шагала» Объединения профессиональных художников Израиля (председатель Анна Зарницкая) вызвал целую волну различных «шагаловских» мероприятий в Израиле, в ряду которых, кстати, и международный поэтический конкурс «Ты краски дал, что стали мне судьбою» на строку из стихотворения Шагала, проведенный журналом «Русское литературное эхо». А это, на минуточку, около тысячи участников!
Год 125-летия со Дня рождения Шагала – новый этап шагаловского движения в Израиле. Была организована Первая Шагаловская конференция в Иерусалиме, на которой выступило с докладами более десятка докторов наук, журналистов, писателей и художников (организатор д-р Г.Подольская).
Это и посвященный юбилею совместный международный выставочный проект Объединения профессиональных художников Израиля и «Натива»: «По следам Шагала в Израиле», объехавший ряд стран восточноевропейской диаспоры. Назовем города - участники: в России - Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Мытищи, Челябинск, Барнаул, Красноярск, столицы автономных республик - Уфа, Ижевск, Саранск, Чебоксары; в Беларуси - Минск, Витебск, Гродно; в Молдове – Кишинев; в Украине - Киев, Одесса, Львов, Ужгород; в Узбекистане – Ташкент. Вот так представлен сегодня Израиль на карте мира в связи с Шагалом.
В том же году состоялись и Шагаловские вечера с представлением израильской темы в Москве – в Доме Русского Зарубежья имени А.И.Солженицына, в еврейских центрах (книги «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями», «По лестнице Иакова. Марк Шагал», «По следам Шагала» и «По следам Шагала в Израиле». На вечерах показывался фильм Нинель Мерлин «По следам Шагала»). А картина Андриана Жудро «Белла», выполненная для фестиваля, как частичка «израильского Шагала», ныне находится в Минске, в собрании Национального художественного музея Беларуси. Этот дар из Израиля вручил музею Г-н посол Беларуси в Израиле Игорь Лещеня на церемонии открытия выставки Шагала из собрания Музея Израиля в Национальном художественном музее Беларуси в 2012 году.
Весь этот материал вошел в сборник «Шагал и Израиль», презентация сигнального экземпляра которого состоялась на Международной шагаловской конференции в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, где я выступала с докладом «Шагал и Израиль».
В год 50-летия установления Иерусалимских витражей Шагала в столице Израиля была о организована программа «Шагаловские вечера в Иерусалиме» - лекции и выставки израильских художников (организатор – д-р Г.Подольская). В связи с этой датой состоялся большой международный проект «Хадасса Шагала», на который приезжали внучки Шагала Белла и Мерет Мейер. Так 14 октября 2012 г. на церемонию «Centennial» было отмечено 50-летие организации Хадасса и вклад Шагала в историю Иерусалима.
- Расскажите поподробнее о конференции в Эрмитаже.
- Конференция в Эрмитаже стала для меня своего рода качественным этапом, скажем так, моментом, когда убеждения превращаются в веру. Случилось так, что, когда мы ехали в автобусе на открытие конференции в Эрмитаж, за спиной я услышала негромкий обрывок диалога: «А теперь еще и Израиль прибавился со своими притязаниями на Шагала…». Но, видимо, именно мне нужно было это услышать, чтобы оценить последующие встречи, которые там же подарила судьба. Встречи, которые превратили мои убеждения в целенаправленные действия. В то же время рядом со мной стали появляться люди, которые мыслят так же, как и я, во главу угла ставящие осуществление духовной цели, независимо от того, какими оценочными эпитетами определяют нас прагматики.
Именно в Эрмитаже на конференции я познакомилась с замечательными шагаловедами В. Гродецким, Г. Исраителем, с журналистом Анной Юдашкиной, инициатором установления Мемориальной доски Шагалу в Малаховке. Поразительно, что, найдя в интернете картину Виктора Бриндача «Марк Шагал в Малаховке», они использовали ее при открытии своего проекта. Кстати, в настоящее время его работы «Шагал на Витебском рынке» и «Марк Шагал в Малаховке» экспонируются на Международной неделе искусств в Санкт-Петербурге. А картина «Марк Шагал и Иерусалим» передана художником в дар муниципалитету Иерусалима на память об открытии площади Шагала в столице Израиля.
Это все вехи на пути к нашей площади!
- Галина. Вернусь к конференции в Санкт-Петербурге. Насколько мне известно, Г. Исраитель недавно посещал Израиль?
- Совершенно верно. В марте этого года он приезжал в гости к известному иерусалимскому гиду и писателю Михаилу Королю. Михаил провел нашего гостя из Бостона по Шагаловскому маршруту, привел на площадь, хотя таблички там еще не было. Можно сказать, Гарри Львович благословил «королевский» маршрут «Два дня с Шагалом». Председатель Иерусалимского отделения «АзИз» А.Аграновский провел в Иерусалимской русской библиотеке вечер «Марк Шагал на почтовых марках», на котором Г.Исраитель представил свою коллекцию (встреча состоялась при участии Объединения выходцев из Белоруссии и Международной Ассоциации Израиль – Азербайджан «АзИз»).
А на память об «Иерусалиме» мы преподнесли ему не только израильские книги о Мастере, но и «горячее» издание – только что вышедшую в «Новом литературном обозрении» книгу В. Мартиновича «Родина. Марк Шагал в Витебске» (2017 г.), преподавателя Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе, в которой подробно рассказывается о долгом пути к улице Шагала в Витебске. Подарок для американского гостя в Иерусалим доставила «Золотая карета»!
- Вот такой провокационный вопрос: нужен ли Шагал Иерусалиму?
- Вопрос замечательный! Для культуры нашего времени сегодня быть причастным к Шагалу – это популярно. Это не экзерсис зауми. Это то, что уважаемо и нравится миру. Сегодня Шагал нужен Иерусалиму как знак истории становления Государства Израиль и символ Иерусалима неделимого. Напомню письмо Шагала Израилю от 6 июня 1967 г., то есть в самом начале Шестидневной войны: «Будь я помоложе, я отложил бы холсты и краски и помчался – полетел бы вместе с вами и с радостью отдал бы за это последние годы жизни». Шагал жаждал, чтобы мир дал Израилю долгие лета «свободно жить и творить на собственной земле», свободной земле и далее: «Мои благословления начертаны на витражных окнах Двенадцати колен», - которые в то время были укрыты в Иерусалиме. Но две пули все-таки повредили витражи. И после великой победы Шагал приехал в Иерусалим воссоединенный и восстановил свое детище.
Шагал нужен Иерусалиму как часть нынешнего Иерусалима, как Иерусалим когда-то был нужен Шагалу, чтобы стать личностью, достойной столицы мира.
- Как хорошо, что вы об этом вспомнили в год воссоединение Иерусалима.
- Хорошо, что есть такая дата, но в этом событии суть Шагала независимо от ее празднования сегодня. Кстати, к торжественной церемонии вышел в свет художественный календарь «Иерусалим. Врата познания» с живописью В. Бриндача, художник изобразил Шагала среди деятелей у Сионских ворот, сохранивших следы пуль со времени Шестидневной войны. Шагал – среди тех, кто строил Государство Израиль, кого он лично знал.
А что касается иерусалимских витражей, то в год их 50-летия иерусалимский художник Аркадий Лившиц создал цикл «12 Колен Израилевых. Живописные аллегории», Виктор Бриндач – «Камни 12 Колен Израилевых», в котором судьба каждого из сыновей Иакова воплотила мистическую связь с соответствующим камнем из нагрудника первосвященника. Выставки проходили в Иерусалиме и Ашдоде, а работы В.Бриндача – в Одесском доме-музее имени Н.К.Рериха, всех еврейских центрах Одессы (организатор – Е.Петренко), Уманском художественном музее – ко Дню рождения Рабби Нахмана (организатор – Н.Цымбал).
- Так откуда все-таки исходила инициатива?
- Как я убедилась на конференции в Эрмитаже, «председатели всех инициатив» – пенсионеры, отнюдь не коммерсанты. Но это наблюдение важно уяснить для себя, поскольку в современном обществе сильно убеждение, что только деньги могут все решить. Тогда я очень четко для себя поняла, что инициатива, хоть и привносит в нашу жизнь немало хлопот и суеты, но по отношению к памяти Шагала может иметь шанс на победу, даже если не будет исходить от сильных мира сего.
Иерусалиму был нужен или музей, или памятник, или площадь, а может, и всё вместе взятое… Но для того, чтобы мечте придать очертания реальности, нужны исследования, которые смогут стать обоснованием проекта, подаваемого в государственную инстанцию.
Несколько лет назад мною было подано в муниципалитет Иерусалима первое предложение о присвоении одной из улиц имени М. Шагала и установке в Иерусалиме памятника художнику (проект Леонида Зильбера). Предложение подписали уважаемые представители многих творческих союзов Израиля… Но, как говорят, инициатива «ушла в песок».
И тут я вспомнила о докладе Гарри Львовича Исраителя «По местам Шагала в Санкт-Петербурге». Он готовил этот материал не просто для выступления - для обоснования открытия мемориальной доски в честь Шагала в северной столице России. Составленный им каталог-справочник «Марк Шагал на почтовых марках», привезенный мною в Израиль, не столь был нужен в работе, сколько напоминал о докладе-обосновании для установки мемориальной доски. И я начала работать над темой «По местам Шагала в Иерусалиме», которую предложила проиллюстрировать в живописи и графике художнику Григорию Фиреру. В 2013 г. вышло в свет наше совместное издание «Марк Шагал и Иерусалим». А потом, после презентации книги-альбома в Иерусалимском пресс-клубе - письмо-предложение в муниципалитет, подготовленное Александром Аграновским, мною и председателем Иерусалимского пресс-клуба д-ром Р. Гершзоном, кстати, докладчиком на Первой Шагаловской конференции и инициатором презентаций в пресс-клубе всех подготовленных мною изданий о Шагале. Замечу, что благодаря доктору Роману Гершзону в нашу «шагаловскую» команду вошел и блестящий культуролог, выходец из Беларуси Яков Басин, передавший все израильские издания о Шагале в Беларусь.
Ко Дню открытия площади Шагала в Иерусалиме в серии «Израильские палитры» - в продолжение начатой темы - вышел в свет художественный календарь «Израиль обетованный» с живописью Г.Фирера. На память о торжественном дне художник передал альбом мэру Иерусалима Ниру Баркату и послу Беларуси г-ну Владимиру Скворцову.
- Думаю, что не будет преувеличением сказать, что открытие площади имени Шагала в Иерусалиме получило международный резонанс.
- Безусловно… Из России от Анны Юдашкиной пришло поздравление и книга для Иерусалимской библиотеки «Бонжур, товарищ Шагал!» (2014 г.), из Удмуртии - телеграмма от редактора и дизайнера альбома «Марк Шагал и Израиль» и «Современное израильское искусство с русскими корнями» И. Абуговой. К открытию площади прислал свои поздравления Виталий Гродецкий из Лос-Анжелеса. В 2014 г. я посещала с делегацией из Израиля Витебск, родину Марка Шагала. Сейчас Витебск – город-побратим Ришон ле-Циона. Там я познакомилась с Валентиной Михайловной Кирилловой, ведущим экспертом по жизни и творчеству Марка Шагала и Казимира Малевича, а также многих деятелей УНОВИС, основательницей Центра Современного Искусства Республики Беларусь. Она также оценила важность этого события и распространила информацию об открытии площади Шагала в Иерусалиме среди своих коллег. Но до того Александр Разгон снял документальный фильм, предвещающий этот день.
- Когда долго ждешь, не всегда праздник совпадает с ожиданиями. Все ли вас устроило в церемонии открытия площади?
- В целом да, но жаль, что не участвовал Иерусалимский хореографический театр Арины Белозор. Балет этого коллектива «Я жизнь прожил в предощущенье чуда» по страницам повести «Моя жизнь» (для себя я называю его «Детство Шагала») – одна из лучших страниц израильской культуры. Само участие в постановке почти 50 детей – это будущее Израиля с Шагалом. И такое событие, как открытие площади Шагала, осталось бы в их сердцах примером того, что может обыкновенной человек достичь в мире, если он избрал верный профессиональный путь, много трудился, любил жизнь, людей, верил в возможность самореализации на благо своего народа и государства, основанного на национальной принадлежности к этому народу. И все это было с любовью – основой творчества.
В этом смысле Шагал, - пожалуй, самый убедительный пример для репатриантского государства.
- Действительно, сделано на удивление много за прошедшие 17 лет… Но как же все-таки удалось убедить чиновников муниципалитета?
- Многие считают, что для Иерусалима это случай прецедентный. Возможно. Более важно всё же, что мы вместе сделали это. Конечно, пришлось приложить много усилий, целеустремленной энергии… Повезло, что с нами в команде оказалась и Марина Концевая, с энтузиазмом воспринявшая идею. Но еще Фридрих Ницше говорил: «Победители не верят в случайность».
Это заслуга всех, где каждый проявил себя по-своему. Но мне самой, как человеку, многие годы занимающемуся Шагалом, видимо, нужно было пройти улицы памяти Шагала других городов – увидеть в Санкт-Петербурге дом без мемориальной доски, вступить в инициативную группу «Шагал-2012» (США для Санкт-Петербурга). Еще предстояло пройти по улице Шагала в Витебске, побывать в его доме и стать единственным зрителем в витебском кинотеатре на сеансе фильма А.Митты «Шагал – Малевич». Я должна была понять Витебск Шагала, пройдя по каждому месту, связанному с Шагалом после просмотра фильма, увидеть весь реквизит в доме В.Кирилловой. Нужно было узнать об открытии новой жизни Шагала в нынешней Малахоке. Это все события последнего десятилетия.
Нужно было многое узнать, например, что самая большая коллекция живописи Шагала находится в Центре Жоржа Помпиду, познакомившись со специалистами из музея. Было необходимо прочувствовать, как гордятся в Чикаго, Цюрихе, Ницце, Сен Поль Вансе, других городах Франции и Великобритании. Нужно было понять, почему Япония так рачительно стремится приобретать Шагала?
А еще – крепко огорчиться, как в одной из публикаций о Шагале Р.Гершзон замечал: «Что может быть абсурднее: в музее Израиля в Иерусалиме есть отдел культуры народов Океании и Полинезии, а отдела величайшего еврейского художника современности Марка Шагала – нет!» А ведь в Музее Израиля находятся работы по сути всех периодов творчества Шагала, - живопись, гуаши, печатная графика (сухая игла), книжная графика, среди которой иллюстрации к Еврейской Библии, литографии эскизов витражей, театральные эскизы и, прежде всего, - полотно «Автопортрет за мольбертом» (1914 г.), определившее его творческий путь.
Иерусалим – город чудес. Он славен не только дорогами древности. Столица Израиля (о, диво дивное!) – единственный город мира, в котором сконцентрированы по сути все образцы монументальных жанров, которыми владел Шагал – витраж, мозаика, гобелен, барельеф. Это создано сложившимся Мастером в пик расцвета творчества.
2017 г. Площадь Шагала! Наш Шагал в Иерусалиме. Помните у Шагала? «Воздух и земля Витебска <…> а также тысячи лет Рассеяния смешались с воздухом и землей Иерусалима…» Сама жизнь в искусстве вела Шагала к Иерусалиму. У нашего времени была долгая дорога к Шагалу… Сегодня в Иерусалиме есть площадь Шагала.
Давайте на этом и остановимся. То, что было вчера, стало историей. Площадь Шагала - наше сегодня, а то, чему предстоит случиться в связи с этим маленьким уголком, обретшим большое имя, - это завтра Иерусалима.
- Спасибо вам, Галина Подольская, за интересное интервью. Наш журнал «Русское литературное эхо» многие годы поддерживает проекты Объединения художников Израиля. Желаем вам успехов в вашем творчестве и достижения целей, как с площадью Шагала.