Евгения Черномаз. Серебряные руны о самоцвете

"Стиль – это сам человек"

 Жорж Луи Бюффон.

 

Эта риторическая фраза, брошенная просветителем 18 века и вынесенная в качестве эпиграфа, обрела силу крылатого афоризма, непререкаемого и ныне. С другой стороны,  у каждого времени свой стиль, в который попадает или не попадает художник. В этом нет противоречия, поскольку обладающий потенциалом мастер, овладев опытом предшественников, обретает индивидуальный почерк. Сам его стиль становится инструментом творческого переживания мира и его самовоссоздания в творчестве.

            21 ноября в Хайфе, в галерее “Karo Arts” открылась персональная выставка «Очарование самоцветов» художника–ювелира Евгении Черномаз.

Стиль

         Художник–ювелир Евгения Черномаз работает в манере, в которой все подчинено эстетическому диалогу с самоцветом, когда самоценность естественного окраса и сама форма камня подсказывают пути поисков оригинального декора. Фантазия художницы черпается из самых разных источников вдохновения – в кельтских орнаментах, китайских узорах, элементах розеток католических соборов, модернистских исканиях, в синкопах джазовых импровизаций и в детских рисунках.

         Работы Евгении Черномаз всегда оставляют впечатление воздушности и простоты, хотя в них сияют царственно прозрачные хрусталь, аметист и топаз, подчеркнутые юным жемчугом.

         Выполненные художницей колье и кулоны созданы словно играючи. Они не перегружены деталями и кажутся легкими, даже если в них включены сами по себе крупные  камни,  – такие, как яшма, агат, дымчатый кварц или друза аметиста, рельефность которых оттенена черным ониксом.

         Порою авторский декор выстроен так, что самоцвет оказывается в центре урбанистического неформата. В нем проглядывают очертания треугольников, прямоугольников, квадратов, эллипсов и окружностей. Асимметричные, переплетенные золотой нитью или стянутые подстаренным серебром, супрематические композиции из геометрических фигур пронизаны полиритмией и внутренним движением.

Каждой из своих работ художница дает название, нередко связанное с астрологическим соответствием женского имени и самоцвета в украшении ("Кармен", "Анна", "Мария", "Кати", "Нелли"). Вот почему сами камни в оригинальной оправе Евгении Черномаз словно приоткрывают дополнительную грань мира, позволяя через постижение авторской работы познать собственное бытие. И, примерив на себя колье, браслет, сережки или просто заколку для волос, - не опасаться бездушия камня, а -  срастись с ними взглядом...

Семинар

           Евгения Черномаз  не только серебряных дел мастер,  она проводник своего красивого ремесла. Разработанный ею авторский семинар "Очарование камня" уже известен как в Израиле, так и в других странах – в Германии, России, Украине. Это семинар для широкой аудитории, в котором рассматриваются геммологические аспекты науки о драгоценных и цветных камнях, даются начальные теоретические знания, рассказывается о физических свойствах самоцветов и их декоративных качествах. А еще – это открытие внутреннего мира камня, мира под ювелирной лупой, в котором проявилось торжество красоты природы. Она продолжает жить в камне – жить неразгаданной тайной, заключенной в его прожилках, черточках, зигзагах, капельках, кристаллах – жить эстетической памятью нестираемого рисунка. Она почтительна в неровностях и блестяща в лакированном срезе.

           Это и есть то, что, как правило, становится внутренним истоком создания художественного образа, завершенность которого подчеркнет стилистика серебряной оправы и других деталей декора, найденных ювелиром. Семинар "Очарование камня" помогает уяснить логику этого процесса из уст художника, как "игру с формой, цветом, фактурой" и "поиск гармонии между элегантностью и угловатостью".

           Евгения Черномаз активно общается со своими поклонницами на сайте - доброжелательном, содержательном и удобном для сотрудничества со всеми, кому интересен космос камня. Помогает понять меру сочетаемости стиля художественного украшения с собственным стилем женщины - не для моды, а для того, чтобы подчеркнуть её неповторимость и духовное ощущение себя в современном мире.

Биография

           Евгения Черномаз родилась в Украине в семье инженеров и стала, как это часто случается, тоже инженером. Но если в тебе природой заложена предрасположенность к искусству, то при определенном повороте судьбы она проявляется. С 1995 года  Евгения Черномаз – в Израиле. Новый мир, новое ощущение себя и потребность к художественному выражению этих ощущений, интуитивно вылившаяся в желание постичь мир самоцветов и обрести себя в ювелирном искусстве.  Она закончила курс "Геммология цветных камней и алмазов" в EGC на Алмазной Бирже в Рамат Гане (Израиль), брала частные уроки графики, сначала участвовала в групповых выставках  "In A Far Far Away Kingdom ..." в Иерусалиме в Центре искусств "Дом Качества" (2009), выставке "Accord" в галерее "Purple Gate" старейшей деревни художников Эйн-Ход (2010).
В 2010-2011 гг. в Израиле состоялись ее персональные выставки "Kaleidoscope ofsensation" (галерея Purple Gate, Эйн-Ход) и "Очарование самоцветов" (галерея Karo Arts, Хайфа).

Серебряные руны

              Когда-то словом "stylos" древние греки называли заостренную на конце костяную или деревянную палочку для писания на восковых дощечках. И хотя сегодня в искусстве это понятие обрело дополнительное толкование, но исконное значение "стиля" помогает уяснить итоговую суть творческого преобразования материала. Характер отпечатка зависит от самобытности самоцвета, как древней "восковой дощечки",  и  индивидуальности "стилоса" – почерка современной художницы.

                Таковы серябряные руны о самоцвете Евгении Черномаз. Работа выставки продлится до 21 января 2012 года.

                                                   

 Галина ПОДОЛЬСКАЯ

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская