Где Святая Земля – там свет. Григорий Фирер

Автор оригинала: Галина Подольская 

  

 

Откройте календарь «Мой Иерусалим, 2006-2007» страницу ноябрь-декабрь. И вы увидите «фас» и «анфас» нашей солнцеликой столицы, запечатленной живописным мазком Григория Фирера, финалиста Всеизраильского конкурса «Мой Иерусалим», проводимого в этом году Министерством абсорбции Израиля. Но это только присказка к осенне-зимнему сезону израильского художника.
 В ноябре 2006 года в Москве в выставочном зале Международного художественного фонда (Большой Левшинский переулок, 8/1) состоялась выставка «Григорий Фирер. 75 лет. Россия – Святая Земля». И 75 работ было представлено в экспозиции.
  По большому счету, эту юбилейную выставку Г.Фирера можно считать культурным событием в представлении Израиля в России. Об этом можно судить по положительным отзывам от самых авторитетных деятелей изобразительного искусства России - Т. Салахова, руководителя творческой мастерской живописи Московской академии художеств имени В.Сурикова, Народного художника СССР, вице-президента Российской Академии художеств (РАХ); А.Бурганова, Народного художника России, доктора искусствоведения, действительного члена РАХ; А.Рожина, главного редактора журналов «Третьяковская галерея» и «Творчество», члена-корреспондента РАХ; А.Мосейчука, Народного художника России.
 На торжественном открытии экспозиции Т.Салахов сказал: «Примите мои самые сердечные поздравления в связи с юбилеем и открытием вашей замечательной выставки. Вы яркий мастер». В книге отзывов академик А.Бурганов заметил: «Художник создал яркий образ Израиля, донес до нас красоту и мощь священной земли. Прекрасная, солнечная выставка… Особенно приятно, что художник сохранил и развил традиции художественной школы. Вы большой художник».
 Художник вернулся с только что вышедшим шестикилограммовым томом «Современное российское искусство» (М.: МХФ, 2006. 440 с.), подготовленным Творческим союзом художников России при поддержке РАХ, МГАХИ имени В.Сурикова, минкультуры России, комитета по культуре правительства Москвы. В альбоме представлены живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, арт-фото 360-ти деятелей искусства. Заметим, что кроме работ Г.Фирера в альбом вошли работы еще одного израильского художника – Бориса Котляра, члена Объединения профессиональных художников Израиля. Но и это еще не все. Г.Фирер вернулся в Израиль с дипломами 3-го (2005) и 4-го (ноябрь 2006) Конкурса имени В.Попкова (МХФ) после участия в выставке финалистов в Москве в Доме кино в ноябре минувшего года.
 Говорят, что художник царь и раб своих творений. С упорством и упоением ежедневно мазок за мазком он накладывает на холст краски, чтобы запечатлеть отшлифованное Творцом прекрасное в природе, искушающей своим совершенством. Как избавиться от этого великого искушения? Поддаться искушению и «схватить мгновение» таким, каким оно живет в мире… Создает свою Галатею такой, какой она нравится именно ему и нравится больше всего, подкупая ощущением неущербности мира, полноты жизни и радости бытия. Неужели это еще возможно в век цивилизованного равнодушия и мнимого гуманизма, когда человечество устало оставаться человечеством, и в искусстве стало нормальным – шокировать и демократично презирать своего же зрителя? Именитые искусствоведы все равно не захотят признаться, что «король-то голый» и обязательно объяснят художественное новаторство циника. К счастью, речь идет о работах иного художника - Григория Фирера.
Григорий Фирер – член Объединения профессиональных художников Израиля, Ашкелонского союза художников, член Международного художественного фонда (МХФ) - Московского объединения художников, член Творческого союза художников России.
В Израиле – с 1999 года. Живет в Ашкелоне. Пейзажист, живописец, график. Работает маслом, темперой (акриликом), акварелью, тушью, фломастером. Его работы вошли в каталоги Международного художественного фонда. В Израиле вышло в свет три персональных каталога «Израиль глазами Григория Фирера» (2003), «Ашкелон в рисунках Григогия Фирера»(2005), «Григорий Фирер. Россия и Святая земля» (М., 2006). Его работы регулярно публикуются.в альманахе «Юг» под редакцией Л.Финкеля.
 Г.Фирер поражает своей творческой активностью. В Израиле за последние семь лет он принял участие почти в трех десятках выставок - Союза художников Израиля ( отделения Беер-Шевы и Негева), Объединения профессиональных художников Израиля, Ашкелонского Союза художников (под руководством Ханы Равив), Министерства абсорбции Израиля (Иерусалим, Хайфа, Реховот, Беер-Шева). В Ашкелоне состоялось три персональных выставки Г.Фирера (2001, 2003, 2006) и три - в Иерусалиме (2004, 2005, 2006).
 За последние три года в Москве им было проведено пять персональных выставок – в Еврейском культурном центре Марьиной рощи («Мой Израиль», 2004) и в Еврейском культурном центре на Большой Никитской («Израиль глазами Григория Фирера», 2005), в Международном художественном фонде («Мой Израиль», 2005, «Москва – Иерусалим», 2006, «Г.Фирер. 75 лет. Россия – Святая Земля», 2006).
 В 2007 году планируется персональная выставка Г.Фирера в Центральном доме национальностей при правительстве Москвы – по представлению генерального директора Международного художественного фонда Л. Комаровой.
 Но вернемся к юбилейной выставке. Чем она интересна?Каким колоритным зерном отмечена  галерея городских и негородских пейзажей, рожденных сквозь призму цветового видения Г.Фирера? Представленные на выставке работы, посвящены теме, которая сегодня становится уже традиционной в контексте творчества русскоязычных художников Израиля – «Россия – Святая Земля», отчасти поясняя прошлое и будущее нового изобразительного искусства Израиля. Наконец-то, об этом говорится открыто не как об узкой тропинке (хотя наши политики предпочитают именно такие тропки), и в официальном признании ширится дорога, проложенная олимовским искусством.
 На выставке израильского художника Москва и Иерусалим оказываются духовно равно значимыми доминантами творчества в пределах одной экспозиции. Вот и получается, что премудрости древних философов и сегодня не устарели: «Кто умеет крепко стоять, того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться, того нельзя свалить. И почитают того сыновья и внуки». Вот такой, крепко стоящий на ногах, художник Григорий Фирер.
Цвет, воздух, пространство, панорамность – главные ипостаси его творчества - независимо от того, что становится объектом изображения: стены древнего Иерусалима, осколки «аттики» Ашкелона, не знающее волнений Мертвое море и штормящее Средиземное.
Да сколько же у него оттенков, расшитых пеной ришелье. Это кружево, сотканное самой кружевницей мироздания, завораживая, будит воображение, погружая в неведомые морские сны. Словно отлитый из меди, Красный каньон с затянутой в тугой корсаж узенькой дорожкой, заповедник Тимна, тель-авивские мотивы… Из этих визуальных впечатлений художник извлекает свои вкусовые и стилевые ощущения, отбирая то, что любо его глазу. И это дает художнику уверенность в том, что и взгляд зрителя остановится на том же.
А за Иерусалимом, ожидающим Мессию, – другая часть жизни. Зима на Пресне, Манежная площадь, осень на кремлевской набережной, Сусальный переулок, серый день в Кузьминках. Деревья небрежно накинули пылающие капюшоны листвы, но ветки проглядывают из-под поволоки дождливой вуали - свето-воздушной и прозрачной. Такова безошибочная точность в неуловимости тона, спонтанности и импровизационности, схваченной упряжью акварельного мазка, без нарочитой искусственности, без эффектов ради эффектов.
 Так рождается запечатленный Г.Фирером мир - из цвета, запахов, шорохов, тишины и покоя. Но в этом первоначальном покое – движение: зазвенел трамвай на Масловке и авангардно «ошалела» Москва в час пик! И все это живет легко и свободно в разных техниках – графике, масле, темпере на холсте и картоне.
 Картины Григория Фирера оптически объемны. Они могут быть больше или меньше – в зависимости от конкретного замысла, но сквозь их объемность «читается» мир прошлого и настоящего тысячелетий. Таково понимание связи времен в искусстве, метафорически выраженное языком современной живописи. Эта особенность художественной манеры Г.Фирера нашла отражение в живописном океане красок, вытащенных словно из сердцевины мира и выплеснутых наружу. В этой связи не могу не напомнить о полотне «Соломоновы столпы», отмеченном дипломом  Конкурса имени В.Попкова (МХФ). Гигантские скалы сильны, могущественны, царственны, как мудрейший из мудрейших иудейских царей, победивший время – своей волею, благоразумием и упорством к созиданию. Они застыли на полотне Г.Фирера так, словно уже совершили свои подвиги, словно не имеют собственных желаний, словно и не желают славы, ибо со дня своего каменного рождения чувствуют себя единственными властителями Природы. Все сущее возвращается к ним, как к Храму, выстроенному Соломоном. Таковы «Соломоновы столпы» Г.Фирера.
 Несмотря на солидный возраст, Г.Фирер не перестает «учиться». Его библиотека по изобразительному искусству - одна из самых завидных, какую только может пожелать израильский художник. Эта неутомимость художника, познающего мир, и дает ему ощущение естественности восприятия бытия. Не случайно сам Г. Фирер говорит: «Мои любимые художники, скорее, учителя  – Левитан, Куинджи, Серов, Коровин, Дубовский, Рылов – русская традиция пейзажа; импрессионисты - Монэ и Манэ, Ренуар, Сислей, Писсаро, Ван Гог. Но копировать их в Израиле невозможно. Святая Земля не оставляет места для подражания. Здесь художник обязан быть собою».
  Эта простота и восприятии видимого мира подкупает нормального зрителя - в век вычурных изысков в искусстве, попыток  возвращения к маньеризму, смакованию унижающих зрителя сцен. Я не случайно сейчас вспомнила об одном из значительных израильских мастеров, работы которого в прошлом месяце выставлялись в Иерусалимском доме художника. Речь идет не об эротике (традиционно считаемую нехарактерной для израильского изобразительного искусства), а шокирующих половых актах между столетними стариками в формате два с половиной на полтора метра. Я не писала об этой выставке не по причине ханжества, а потому что вдруг почувствовала себя женщиной, которую без причины оплевали и вываляли в грязи – для удовлетворения каприза мастеровитого художника-циника из поощрения фетиша безнравственного демиурга. В аннотации к выставке было написано, что перед нами – «титаны». Честно говоря, - подгнившие до зловония. И боюсь, что ни одна неотложка уже не поможет остановить этот процесс, хотя у каждого из разлагающихся сластолюбцев - мобильник. в руках… Виртуозная техника уже не спасает, когда гуманизм ушел из живописи. Без этики умирает искусство. Душе незачем куда-либо лететь, ибо посрамлено человеческое…Вот такая истина, укороченная и урезанная в прокрустовом ложе цинизма.
  Г.Фирер, прежде всего, этичен в воем искусстве. Он не восстает против жизни, против неба, против совести, против морали, против природы, против человеческой души - в этом секрет эстетической реальности его искусства, понимаемого и принимаемого Израилем, Россией и снова Эрец Исраэль...
 Кто-то из классиков заметил: «Где страдания – там Святая земля»!
 Приглядитесь к картинам Г.Фирера: где Святая Земля – там свет – свет жизни, который художник вбирает в себя, каждый день прогуливаясь по Ашкелону со своими веселыми пинчерами Рексиком и Джанночкой, запряженными в мягкую упряжь, словно игрушечные лошадки…
Галина Подольская

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская