Автор оригинала: Александр Баршай.
Из интервью Давида Кругмана.
Художник в своей мастерской.
Сейчас я готовлюсь к персональной выставке, которая будет
проходить в Нюрнберге. На выставке будут представлены новые работы,
посвященные моим любимым выдающимся художникам ХХ века - Пикассо,
Модильяни, Шагалу, Жан Дебуфету, Миро. Это пять работ из десяти в
задуманной мною серии. Для моего творчества это нечто новое. Идея эта
вынашивалась несколько лет. Главная задача - показать моих любимых
мастеров с позиции сегодняшнего времени. Теперь, когда идея-концепция
окончательно выкристаллизовалась, я взял холст, краски, песок и,
определив пластический ход, взялся за изготовление картины. Это
сложная, смешанная техника. Сам процесс изготовления картины очень для
меня эмоциональный, волнующий. Картина Шагала большая по формату - 130
на 130 сантиметров. Я впервые обращаюсь к холсту такого большого
размера.
Аналогов тому, чем я сейчас занимаюсь, по-моему, не
существует. Я использую ассоциативные впечатления от живописи Шагала и
создаю свою картину. Что-то подобное, но совсем в другой манере, в
стиле поп-арт, больше пародируя свои объекты, делал знаменитый
американский художник Рой Лихтенштейн, его работы есть во многих
американских и европейских музеях. Про его метод писали так:
"Пересаживая" шедевры мирового искусства на новую почву, Лихтенштейн в
шутливой манере помогает их лучше понять, сделать их более доступными
и для людей, не слишком разбирающихся в искусстве. При этом самого
себя художник старается не выпячивать, предпочитает оставаться "в
тени".
У меня немножко другое: я не стремлюсь выпячивать себя, но и в
тени оставаться не собираюсь - это моя работа, я выражаю свое
собственное отношение к великому предшественнику, но, прежде всего, я
выражаю себя самого.
Д. Кругман "Образ Шагала"
как национальное в искусстве. Недавно известный российский живописец
Илья Глазунов дал интервью газете <<Московский комсомолец>> под
характерным заголовком: "Современное искусство? Это идеологическая
диверсия!". В нем он, в частности, утверждает, что Шагал стал великим
интернациональным художником именно благодаря тому, что он был
выдающимся национальным еврейским живописцем и графиком. Как ты
относишься к этой мысли?
Глазунову, который считает возможным уничижительно говорить о Пикассо,
Малевиче и других великих художниках ХХ века. И больше всего мне
обидно именно за Шагала, которого Глазунов вроде бы хвалит, выделяет
из всех, но только потому, что он является национальным художником.
Этим он очень принижает и даже унижает Шагала. Если бы Марк Захарович
прочитал это, он бы очень рассердился. Все совсем не так. Шагал был не
только большим национальным художником. Он был лидером мировой
культуры ХХ века. Он был настоящим авангардистом. Он предложил новые
концепции и направления развития искусства своего времени. Такие
гении, как Шагал, Пикассо, Модильяни, Малевич, Кандинский сродни
гигантам Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Микеланджело. Что
касается национального в искусстве. Есть одно железное правило: если
национальное является экзотикой с точки зрения мировой культуры, то
это - плохо; если же национальная культура является частью мировой
культуры, это то, что надо. Искусство Шагала - это часть мировой
культуры и потому это великое искусство!