Галина Подольская, Ася Тепловодская
На прошлой неделе Витебску, городу - колыбели Шагала, исполнилось 1040 лет! Галина Подольская, академик ИНАРН, искусствовед, доктор филологических наук, побывала на праздновании Дня города и привезла массу впечатлений и фотографий. И, ставшее уже традицией, наше общение после возвращения, вылившееся в интервью.
А.Т. Галина, как получилось, что, посвятив годы исследованию и пропаганде творчества Марка Шагала, вы только сейчас побывали в Витебске?
Г.П. У Пушкина есть стихотворение «Вновь я посетил…» – своеобразный итог творчества. Я ехала в Витебск как в некий «итог» своей творческой жизни, хотя и была в Витебске впервые. И даже приняв предложение о поездке, ловила себя на мысли, что тревожусь… Каков он – город Шагала?
А.Т. Почему побаивались? Откуда это странное чувство страха и неуверенности?
Г.А. Попробую объяснить. Находясь в предмете изучения, мысленно всегда путешествуешь по городам и весям, связанным с объектом твоей любви. У человека художественного мышления это складывается в образ, который вдохновляет, питает душу, подстегивает интеллект и побуждает к познанию и творению. Потом рассыпанные по книгам, веб-сайтам, воспринятые по видеоряду и личным впечатлениям, детали путешествия-познания, переосмысляются как эмоционально пережитые и воплощаются в жизнь собственных текстов…
Витебск как город Шагала давно сложился в моем внутреннем путешествии в культуру, поэтому, приехав сюда, я боялась, что мое внутренне видение не совпадет с реальным Витебском. Доктор Генрих Мандель (г. Иррель, Германия), благодаря дару которого открылась научная библиотека Арт-центра Шагала, в своем письме, обращенном к музею, потрясающе верно сформулировал: «Кто любит Шагала, тот рано или поздно полюбит и Витебск – город, подаривший миру Шагала, город, присутствующий едва ли не во всех работах художника, город сокровенный, хранимый им с детства и до смерти в глубине души и волнующий ее, ставший для него отражением Небесного Иерусалима.
Из этой любви Шагала к Витебску с течением времени возникла моя необычайная привязанность к городу» (2000 г.).
Д-р Мандель передал музею графические работы Шагала, более 1500 книг, около 400 журналов, создав тем самым платформу для научной деятельности. Год от года библиотека пополняется.
Вот и я ехала в город моей творческой привязанности, частицы которой рассыпаны в переданных мною изданиях, к созданию которых имела непосредственное отношение: «По лестнице Иакова. Марк Шагал» (Москва, 2010), «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями» (Иерусалим, 2011); «Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю культуры». (Иерусалим, 2013); «Камни 12 колен Израилевых»; Каталог Объединения профессиональных художников Израиля «По следам Шагала в Израиле». Замечу, что первая выставка израильского фестиваля искусств «По следам Шагала» проходила в Ришон ле-Ционе – городе-побратиме Витебска. Убеждена, что все это еще принесет свою пользу в исследовательском центре Шагала.
А.Т. Но как же все-таки вас встретил «Шагал» у себя на родине?
Г.П. Я шла к местам «гения места» Шагала. Это было моей установкой. Но гений места шире кажущихся установок. Если тебя волнует творческая судьба конкретного художника, то сам факт - здесь был Шагал - помогает эмоционально ощутить дополнительные оттенки – твои - и порождает теперь уже в тебе потребность творить мир по-своему. Такова психология творчества и магия места, на котором именно тебе – никому другому – откроется то, что было давней догадкой или смутным сомнением, рожденном в твоем интеллектуальном круге далеких географических широт. Отсюда неожиданные сближения, которые ты осознаешь именно в этот момент. Отсюда метаморфозы, которые дарит только тебе гений места, помогая твоему познанию мира и вере в себя. Это важно, потому что человек есть человек, и порой думаешь: «Не плод ли твоего воображения все то, чем ты занимаешься?»
А.Т. Галина, везде, где вы бываете с миссией пропаганды израильского искусства, вы развиваете международные проекты, международные связи, которые потом незримо протягиваются между этими городами и странами. Так было и с Одессой, теперь и Витебск.
Г.П. Вы правы, куда бы ни забрасывала судьба, я давно во всем ищу Израиль и его присутствие в мировой культуре, а если не нахожу, то хочу деятельно внести его. А проекты… они начинаются с людей – созвучности их представлений о культуре, но для этого, как минимум, нужно друг друга узнать.
Первые двери, в которые я постучалась и они распахнулись, как "Сим-сим, откройся!", это были двери центральной Витебской городской библиотеки имени В.И. Ленина. Это странно, но само звучание не отнятого у библиотеки имени Ильича напомнило о части моей жизни. Вспомнилась московская Ленинка – библиотека поколений ученых, где и сама сутками просиживала, работая над кандидатской и докторской диссертациями. Были такие времена без компьютеров – с живою книгой. Для исследователя, писателя, искусствоведа библиотека – всегда дом родной.
И вот меня любезно встретил директор библиотеки Александр Иосифович Семкин. Шла передать ему свое детище – документ израильской культуры - книгу «Марк Шагал и Израиль. Жизнь. Творчество. Наследие» (Иерусалим, 2012 г.). Книга включает более ста участников из разных областей культуры. Здесь представлены материалы Первой шагаловской конференции в Иерусалиме, вылившиеся в статьи искусствоведов, культурологов, эссе писателей, стихи израильских поэтов, созданные на строку из стихотворения Марка Шагала – по итогам Международного поэтического конкурса, проводимого израильским журналом «Русское литературное эхо». Это живопись и скульптурные работы Объединения профессиональных художников Израиля по материалам Фестиваля искусств «По следам Шагала» в Израиле. Вообще с Витебской областной библиотеки для меня, впервые ступившей на витебскую землю, и начались витебские метаморфозы, в которых зернышки Израиля неожиданно попадали на благодарную почву, а то, что казалось нерушимо израильским, оказывается, имело культурные истоки здесь.
А.Т. Были сюрпризы?
Г.П. Конечно. Представьте мое удивление, когда, едва войдя в фойе библиотеки, вдруг столкнулась с экспозицией работ Владимира Прокопцова. Для человека, проживающего в Витебске, в этом факте нет ничего удивительного. Владимир Прокопцов - Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, выпускник Витебского государственного педагогического института имени С.М.Кирова, город свой продолжает поддерживать и будучи генеральным директором Национального художественного музея Республики Беларусь, членом Российской академии художеств.
Однако для меня как исследователя творчества Шагала в Израиле дорого другое: в 2011 году в качестве почетного гостя он принимал участие в израильской выставке «Диалог с Шагалом». Вот такое необычайное совпадение.
А.Т. Согласитесь, что не каждый в день прилета пойдет в библиотеку.
Г.П. Для меня давно не имеет значения, как поступит каждый. Только идущему суждено открыть мир. Двери отворяются тому, кто хочет в них войти. Отрицательный ответ – для исследователя это тоже ответ. Но для того, чтобы получить любой полезный ответ, нужно владеть знанием о предмете, и лишь тогда задавать вопрос.
Александр Иосифович Семкин подарил мне последнюю книгу Давида Симановича «Дней разорванная нить», несколько месяцев назад ушедшего из жизни. Давид Симонович возглавлял Шагаловский комитет. Вклад человека души от Пушкина до Шагала памятью сердца воплотился в деле создания Дома-музея Шагала в Витебске, издания серии ежегодников Международных Шагаловских чтений.
Одной из опорных в изучении темы «Шагал и Израиль», для меня была публикация Давида Симановича об истории Дома Шагала в Хайфе, истории нарисованного им ключа подстегнули мой интерес к теме.
Знакомлюсь с электронным каталогом библиотеки, одна из опций которого посвящена художникам-витеблянам. Говорю: «У нас есть «израильские витебчане»: Леонид Зильбер, к примеру. Жизнь Биньямина Райхлина и Григория Фирера была связана с Витебском. Илья Хинич родился, учился, жил в Витебске, а теперь проживает в городе-побратиме Витебска Ришон ле-Ционе…»
Договорились, что материалы о выходцах из Витебска буду высылать, и эта информация будет отражена на сайте библиотеки, что значительно расширит рамки краеведческого подхода к творчеству художника.
А.Т. Полагаю, что посещение библиотеки все-таки было не главной целью. А как Дом-музей Шагала?
Г.П. Стоит на Покровской улице, принимает посетителей с 1997 года. Предметы быта рубежа 19–20 вв., копии архивных документов, связанных с Марком Шагалом. Здесь нет зрелищности художественного музея. Этот дом важен для тех, кто уже полюбил Шагала – независимо от этого дома. Он важен для тех, чья душа уже открыта Шагалу, остается лишь ступить по этой священной земле и вспомнить Шагаловское «Любовь обитает на этой земле…». Для любого мемориала важно ощущение места – самой причастности художника к этой земле.
В плане же информационном и удивительным образом вновь возвращающему к Израилю мне был интересен Арт-центр Шагала, в котором регулярно проводятся выставки графики Шагала.
Вот и сейчас оказалась, можно сказать, на «израильской выставке»: экспозиция «Марк Шагал и Библия»! Серия цветных литографий «Двенадцать колен Израилевых», 1964 год – дар от Гюнтера Коматти, Майлен, Швейцария. Смотрю, а у самой в глазах иерусалимские витражи Шагала. И тут же вспоминаю, что этот вечный сюжет о раздоре и воссоединении нации для некоторых современных художников ожил не сам по себе, а через Мастера из Витебска. Год 50-летия Иерусалимских витражей Шагала, совпавший с годом 125-летия со Дня рождения Мастера вдохновил Виктора Бриндача к созданию цикла многофигурной станковой живописи «Камни Двенадцати колен Израилевых» и Аркадия Лившица воплощению аллегорий Благословения Иакова. А вот теперь в Витебском Арт-центре передо мной литографии эскизов этих витражей.
Здесь же представлены черно-белые офорты «Соломон на троне», «Евреи несут скрижали Завета через Иордан», «Проклятие Соломона царем Израиля» – работы 1931 - 1939 гг., «Красная Тора», 1981. Офорты переданы Арт-центру Гюнтером Коматти, Майлен, Швейцария.
Тут же литографии из «Библии»: «Библия. Титульный лист», «Ангел у ворот Рая», «Ангел в Раю», «Соломон», «Моисей», «Моисей принимает скрижали от Бога», «Иеремия», «Плач Иеремии», «Пророк Даниил со львами», «Исайя», «Давид и Авессалом», «Давид и Вирсавия», «Давид с арфой», «Авраам и Сара, «Ангел с мечом» и др., 1956 г. – дар Генриха Манделя, Иррель, Германия.
В 2013 году в Хайфе в Музее Мане-Каца представлялась выставка «Шагал: модернизм и Библия» - из коллекций Музея Израиля в Иерусалиме, Тель-Авивского музея искусств, музея в кибуце Эйн-Харод, Хайфского музея искусств, художественных галерей и частных собраний.
Воистину многие годы, связанные с трудом на благо Эрец Исраэль и Израиля, вдохнули в книжный иудаизм Шагала животворящую струю творческого осмысления, воплотившегося в эпических мотивах. Графика живая, непосредственная. Словно все родилось само собою или выведено нетвердой детской рукой, но устами младенца глаголет истина.
А здесь, в Витебске, вдруг вернулась к этому же материалу - в цветных литографиях и офортах, что видела в Хайфе. Когда я думаю об этих совпадениях, то порой ощущаю себя одним из оттисков заветных работ художника, с которыми подспудно хочу слиться или созерцать и лицезреть их снова...
А.Т. Витебск – белорусский? еврейский город? Или…
Г.П. Трудный вопрос. Вы знаете, в этой жизни все так переплетено... Когда по приглашению муниципалитета Витебска мне пришлось участвовать в церемонии возложения венков к мемориалу белорусским партизанам в День 70-летия освобождения города от фашистских захватчиков, я чувствовала, что он белорусский…
Витебск – это современная Беларусь, заботящаяся о завтрашнем дне. Нескольким десяткам малообеспеченных семей вручались ключи от новых квартир – прямо на галаконцерте в амфитеатре, где обычно проходит «Славянский базар».
Судя по «Путеводителю по еврейским местам Витебска» Аркадия Шульмана и Аркадия Подлипского – очень даже еврейский.
Но для меня – Витебск, прежде всего, Шагаловский город. Я полюбила его таким в своем сознании. И детали его реального бытия, с которым мне пришлось соприкоснуться, не разрушили, а лишь подкрепили его.
Иду в Витебский художественный музей. Коллекция Юделя Пэна, которую ранее знала только по репродукциям. Однако Пэн не только уникальный живописец – он Учитель – первый учитель Шагала. Я благодарна искусствоведу, директору музея Ольге Ивановне Окуневич, которая провела для меня великолепную экскурсию, остановившись на тонкостях реставрационных работ. А еще я вспоминаю работы израильских художников - Вадима Макарова и Анны Зарницкой, в чьем исполнении портрет Шагала явно опирается на работу кисти Юделя Пэна. А еще – по аналогии - не имеющая срока давности благодарность Ученика – в работе Виктора Кинуса «Последний полет Шраги».
Для меня Витебск не просто шагаловский. Он пронизан современным знанием наследия и его творческого осмысления мною в Израиле.
Спрашиваю Валерия Алексеевича Шишанова зам. директора по науке Витебского областного краеведческого музея (ранее мы пересекались с ним на Международной конференции, посвященной 125-летию Шагала в Санкт-Петербурге): «А где в Витебске рынок?» Он рассказывает мне о Рыночной площади – ныне Ратушной площади. В здании бывшей городской ратуши и расположился их музей. А я вспоминаю картину израильского художника Виктора Бриндача «Марк Шагал на Витебском рынке», выставлявшуюся на выставке Объединения профессиональных художников Израиля «Диалог с Шагалом».
Я прихожу в Арт-центр современного искусства. Вернисаж работ витебских художников «Портрет города». Очень понравились работы Александра Соловьева. В них - бездонность единого пространства мира, через которое ты можешь оказаться в любой точке Вселенной. И я припоминаю портреты городов Израиля на полотнах наших художников – Бориса Геймана, Рут Гроссман, Арсения Година, Нахума Ильяшимова, Иосифа Капеляна, Шауля Космана, Бориса Котляра, Германа Непомнящего, Бориса Караванова, Любови Минкович, Сергея Москалева, Анатолия Метлы, Ирины Сорочинской.
Искусствовед Валентина Михайловна Кириллова, пригласившая меня на вернисаж, передает мне каталог «Мир Шагала глазами детей: К 115-летию со Дня рождения Марка Шагала» Детской студии современного искусства Александра Малея и вспоминаю теплую работу художницы из Арада Фаины Кацен, на которой Шагал – в окружении своих полудетских персонажей.
Прихожу в Еврейский общинный центр. И оказывается, что его директор – Аркадий Шульман – главный редактор журнала «Мишпоха», в котором в 2004 году публиковались мои эссе и стихи, посвященные Шагалу. Смотрю на задник сцены актового зала – и вновь полеты во сне и наяву! И снова израильские аналогии - «Метаморфоза любви о Марке» Аркадия Острицкого.
Мы идем обедать в кафе – и его зал украшен репродукциями всех влюбленных Шагала. И опять в памяти - израильское «стоп»: работы «Влюбленные» Аркадия Барнабова из Ашдода.
Я смотрю фильм Александра Митты «Шагал – Малевич», а перед глазами – «Портрет Беллы» кисти Андриана Жудро, ныне находящийся в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Она – крылатая Муза в скульптуре Аллы Гринберг.
А.Т. Получается, что мир все-таки тесен. И нет границ для искусства...
Г.П. Я почувствовала это в День 1040-летия Витебска на открытии памятника основателю Витебска – сыну Великой княгини Ольги - князю Ольгерду. Величественная конная статуя, величавый всадник с соколом на правой руке… Отлитая в Полоцке великолепная скульптура, она транспортировалась по частям для установления на постаменте, четыре года ожидавшем своего князя на Ратушной площади. Познакомилась с автором – скульптором Сергеем Бондаренко, мастера мирового уровня по отливке «портретов» лошадей. Что вы думаете? Вновь метаморфозы: работа над этим чудом проходила в унаследованной Сергеем Бондаренко мастерской Леонида Зильбера, родившегося в Витебске, ныне израильского скульптора Леонида Зильбера. Леонид Зильбер – по сути классик скульптуры в Беларуси: композиции над театром музкомедии в Минске, композиция «Батлейка» и парковая скульптура в сквере неподалеку от театра, конная статуя над Гродненским драматическим театром. А на фестивале Объединения профессиональных художников Израиля он представил скульптуру, посвященную Шагалу, - с мечтою, что когда-нибудь она отольется в памятник на площади...
Я поделилась лишь малой толикой впечатлений от моего Шагаловского Витебска - города, в котором я почувствовала себя в гармонии с собою. Над моим рабочим столом не один год висит распечатанная на принтере цитата из Шагала: «Наполните смыслом нашу короткую жизнь. Поднимите жизнь и творчество до высот природы». Здесь мне показалось, что все в моей жизни не зря...
А.Т. Вы сожалеете о том, что раньше не были в Витебске?
Г.П. Нет. Не сожалею. Он не открылся бы мне таким, каким открылся сейчас. Мне очень нравится скульптура Леонида Зильбера по мысли: Шагал парит над Витебском, Парижем, Иерусалимом и объединяет пространство не мостом – небом.
А.Т. А было ли для Вас в Витебске что-то такое, что не связывалось бы с Шагалом?
Г.П. Было. Но это тема другого интервью. А это пусть останется, как у А.Вознесенского: «Родины разны, но небо едино. Небом единым жив человек».
И еще хочу поблагодарить мэра Ришон ле-Циона господина Дова Цура и ответственного за международные связи господина Михаила Райфа, решивших уместность моей поездки в связи с установлением международного культурного сотрудничества.
Хочу выразить слова благодарности Витебскому гоисполкому в лице мэра города Виктора Павловича Николайкина, благодаря которому состоялась эта удивительная программа, поблагодарить заместителя председателя Витебского горисполкома Зинаиду Александровну Королеву, начальника отдела внешнеэкономических связей Виктора Петровича Ходько и заместителя начальника отдела идеологической работы и культуры по делам молодежи Витебского горисполкома Ирину Аркадьевну Пучкову, сопровождавшую меня все эти дни.
А.Т. Спасибо Вам, Галина, за содержательное интервью и творческих удач.