Кувшин и источник Земли Обетованной

Объединению профессиональных художников Израиля 10 лет

 

10 апреля, в 18.00, в Тель-Авиве, в Российском культурном центре ( ул. Геула, 38) открывается выставка Объединения профессиональных художников Израиля, посвященная 10-летию со дня основания организации.

 

"Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину", - образно сформулировал Леонардо.

В альбоме-каталоге "Объединению профессиональных художников Израиля 10 лет" - все из кувшина Израилева, но родом из России, Беларуси, Украины, Балтии, Кавказа, Азии, а есть и те, кто родился уже в Израиле. А произошло это так: в разное время, не сговариваясь, все они устремились сыскать Землю Обетованную Искусства, как источник, в котором заветы мастерства обретут новую силу...

 

Репатриация последней четверти столетия внесла уникальный вклад в историко-культурный контекст израильского искусства конца XX – начала XXI века. И немалая роль в этой связи принадлежит Объединению профессиональных художников Израиля.

Примечательно, что во все времена жизнь всех творческих объединений начиналась одинаково, а именно: с проведения вернисажа, демонстрирующего эстетические установки участников. Так произошло и в этот раз. 15 апреля 2003 года в Иерусалиме в Музее природы открылась Первая выставка Объединения профессиональных художников Израиля, экспозиция которой – "Пейзаж Израиля" – была в полном составе передана Музею Природы и стала основой его постоянной коллекции этого музея.

Участниками выставки был принят устав, гласивший, что «в Объединение принимаются художники пластических видов искусств (живописцы, графики, скульпторы, художники декоративно-прикладного искусства) и искусствоведы, утверждающие своим творчеством гуманистическое искусство, основанное на идеалах Красоты, Добра, Света, и опирающиеся на достижения великих мастеров». Это то, что, по их мнению, должно сплачивать деятелей искусства, не принимающих цинизма и пошлости в творчестве, устремленном к созиданию культурного бытия, созвучного собственному представлению об искусстве и его эволюционной роли в обществе. Отсюда изначальная направленность деятельности Объединения – культурно-просветительская.

Что же касается первого созидательного шага Объединения – передачи экспозиции Иерусалимскому Музею Природы, то эта акция свидетельствовала об утверждении типа российской ментальности в Ближневосточной стране, ориентированной на американскую и западноевропейскую модель развития культуры. Но, даруя с широтой русской души, мы получаем – и обретаем сторицей на долгие лета, как эмоциональный заряд к продвижению.

С 2003 по настоящее время Объединением было проведено около полусотни тематических выставок, сопровождаемых выпуском буклетов и каталогов. Среди изданий, наиболее весомых по содержанию были каталог Объединения к 5-летию организации ( сост. Иосиф Капелян, 2008) и Фестиваля "По следам Шагала" (2011) – с обоснованием целесообразности темы и впервые переведенной на иврит речи Шагала на выставке в Бецалель ( 1951). Интересен по дизайну каталог "Синтез" ( 2012).

36 членов Объединения вошли в книгу-альбом "Современное Израильское изобразительное искусство с русскими корнями" – издания, построенного на широком визуальном ряде, на взаимопересечении размышлений автора и голосов художников в интервью и их воспоминаниях, имеющемся во многих библиотеках мира (2011).

Современная творческая жизнь Объединения связана с фестивальными формами продвижения искусства.

Первым опытом такой модели стал Фестиваль искусств «По следам Шагала» (2011). Общеизвестно, что "никто другой в 20 веке не обладал таким даром гармонично сводить воедино, казалось бы, непримиримые противоположности". Шагал "наводил мосты между все более расходившимися в течение столетий религиозными направлениями и идеологиями и, что не менее важно важно, художественными идеологиями" .

Фестиваль был посвящен израильским датам: 80-летию со дня первого визита в Эрец Исраэль и 60-летию со дня проведения первой выставки в Израиле. Фестивальная экспозиция вылилась в масштабную передвижную выставку по Израилю. А в год 125-летию со Дня рождения Мастера (2012) – экспонировалась в Витебске, Санкт-Петербурге, Одессе, Минске, Киеве, Москве и других городах стран СНГ. Резонанс мероприятия таков: более 20 страниц насчитывают названия веб-публикаций, связанных с фестивалем. Экспозиция "По следам Шагала в Израиле" продолжает свой путь по городам и весям стран построссийского зарубежья.

 

Размышляя над духовными, национальными и природными особенностями Страны Сиона, еще Шагал обращал внимание на «постоянное вездесущее сопоставление двух элементов. С одной стороны – порыв в будущее, борьба за новое; с другой стороны – пафос давно окаменевшего, отжившего прошлого". Парадокс, но "и то и другое одинаково сильно и волнующе». Эта идея лежит в основе фестиваля "Синтез" ( 2012, 2013) и выставках по темам "Камни Земли Обетованной", "Вкус иудейского Востока", "Заповедный Израиль", "Израиль вокруг нас".

 

Фестивали искусств, проводимые Объединением направлены на развитие синтетического культурного мышления. Отсюда включение концертных программ классической и джазовой музыки, шоу с демонстрацией театральных костюмов, спектаклей музыкально-пластического театра "Царские письма", "Яффский натюрморт", "Восточный ларец", презентации текста пьесы "По лестнице Иакова. Марк Шагал". Почему? Сочетание разных видов искусств стимулирует мысль и творческий процесс, оставляет в памяти эмоциональное ощущение радости, которую несет миру позитивная культура.

На Шагаловской конференции, проведенной совместно с Федерацией союзов писателей Израиля, журналом "Русское литературное эхо" и Иерусалимским Пресс-центром, многие художники выступали и в качестве докладчиков. Для Объединения это стало первым опытом такого рода творческого содружества. Тексты выступлений вошли в издание "Марк Шагал и Израиль. Жизнь, Творчество. Наследие" ( 2012 ).

В процессе проведения фестиваля "По следам Шагала" продуктивной формой общения пейзажистов оказался Шагаловский пленэр, проводившийся одновременно в Иерусалиме, Яффо, Хайфе, Акко - в местах, связанных с биографией Шагала, пытавшегося ощутить нашу «землю как пример искусства, культуры и стиля жизни». Истоки пленэра -"Белый парус Ашдода" - в натурной маринистике как самостоятельной разновидности пейзажной живописи.

Фестивальные выставки и шоу состоялись в залах «Гейхал а-Тарбут» в Ришон ле-Цион, Музея природы, Центра искусств "Дом Качества", Культурного центра "Гармония" в Иерусалиме, в галерее-театроне "Кикар Кдумим" в Старом Яффо, в фойе Концертного зала "Аудиториум Рами Наим" в Ашдоде.

Помимо фестивалей искусств члены Объединения принимают активное участие в муниципальных мероприятиях по местам проживания – в Ашдоде, Бат-Яме, Беэр-Шеве, Иерусалиме, Нетании, Ришон ле-Ционе, Холоне.

Многие члены Объединения ежегодно участвуют в общеизраильской благотворительной выставке-акции банка А-Поалим, проводимой совместно с Организацией по борьбе со СПИДом.

 

В год 65-летия образования государства Израиль значительное количество художников поддержало акцию "Израильская коллекция – Одесскому Дому-музею имени Николая Рериха" ( 2013). Содержательно-эстетическая сторона переданной коллекции показательна как феномен бытия израильского изобразительного искусства с русскими корнями – неотъемлемой части современного Израиля. Передача работ музею в преддверии 140-летия со Дня рождения выдающегося миротворца эпохи отражает главную общественно-эстетическую линию Объединения –созидание "мира через культуру" (Н.Рерих).

Это и есть та позиция, которая помогает Объединению расти, развиваться и хранить светлую память о тех, чей путь безвременно прервался, среди которых Д.Барановский, М.Вчерушанский, А.Быков, Е.Мухорлян, Е.Лось, Б. Бабаев.

Объединению профессиональных художников Израиля 10 лет. Десять лет кувшину Израилеву. И, как образ в слове, изобразительное искусство, сильно образностью и зрительными эффектами, ловящими на лету мгновение красоты.

Устремленность к Прекрасному - непредсказуемая организующая сила.

Она подсознательно работает в художнике.

Она помогает обрести себя и свой стиль в искусстве.

И почувствовать Землю Обетованную под ногами.

И понять, что здесь, в Израиле, мы – у источника.

 

Выставка открыта до 1 мая.

 

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская