ЛИНИЯ, УСТРЕМЛЕННАЯ ВВЕРХ

Опубликовано здесь: http://isrageo.wordpress.com/2012/12/22/vertical973/

Вот и закончился театральный фестиваль “Вертикаль-2012″ – в преддверии Нового года.

Напомню его ключевые события. В сентябре этого года в Иерусалиме на сценах театров “Хан” и театра “Бейт Мазия” было представлено 8 спектаклей из России, Великобритании (на англ. яз.), Армении, Латвии, Литвы, а также спектаклей на иврите израильских театров.

Поведаю о спектаклях сезона.

Это «Разговор с Богом» – в исполнении израильского актера Алекс Ваинград (театр «Ноев Ковчег», автор и режиссер Семен Злотников) – еще одно откровение “на земле, куда люди всегда приходят и делятся с Богом самым сокровенным”.

Это «Повесть о лисе» романтическая труппа Юрия Томошевского (Санкт-Петербург) по мистической поэме Елены Шварц о лисице-оборотне (в главной роли – Юрий Томошевскиий, в роли Лисы – Анна Некрасова, музыкальное сопровождение композитора Алексея Ульриха).

Это – моноспектакль актера Арама Овганесяна из Армении (Ереванский Национальный Академический театр имени Г.Сандукяна) – по повести Сергея Параджанова «Ара Прекрасный».

Это спектакль актера, режиссера и создателя экспериментального театра “The Playground Studio” из Лондона Питера Тейта («Odd Man Out»). Зрителям представилась возможность увидеть великолепного актера знаменитой английской театральной школы.

Это спектакль Иерусалимского театра «Тарантас» «О, Боже!» по пьесе недавно ушедшей из жизни Анат Гов – известного израильского драматурга, за два года до своей кончины любезно представившей текст пьесы для постановки (перевод – Светлана Шенбрунн, режиссер – Юрий Томошевский, художник – Михаил Яхилевич, актеры – Рахель Ковнер, Александр Хазин, Идан Резницкий). Спектакль покоряет человечностью и редкой самоотдачей актеров. Помимо израильской аудитории уже завоевал симпатии зрителей на фестивале в Кишиневе.

Это сценическое шоу «Уроки аббатисы» в исполнении Анны Некрасовой – актрисы яркого дарования (Санкт-Петербург, постановка Ю. Томошеского).

Исполнительница виртуозна в обозначенной режиссером театральной реальности, как сценического искусства. Это неоромантическое ощущение себя на сцене – в совокупности жизни-игры, пластики современного балета, интонации голоса. Назидательно-просветительские размышления о соблазнах в жизни и поисках веры переведены в неоромантическое русло. Красивая музыка, красивая женщина, красивый костюм… Потрясающее впечатление.

Это спектакль «Падение во тьму» по мотивам новеллы Владимира Набокова «Камера обскура» Театра драмы имени Йозаса Милтинниса (г. Паневежис, Литва). «Работая над этим спектаклем, – рассказал режиссер Саулюс Варнас, — мы пытались понять, почему совместная жизнь двух людей, начавшаяся с такой страсти, завершилась так трагично. Почему этот мир так загадочен, непознаваем и абсурден». Талантливый актер Видмантас Фиялкаускас превосходно погружается в перипетии роковой страсти своего героя.

Постановка Саулюса Варнаса – это синтетический театр, в котором выступают на равных театрально-эстетические установки от Брехта до кинематографических эффектов наших дней.

Наконец, «Спектакль после спектакля» (Каунасский Камерный театр, Литва). Режиссер Станисловас Рубиновас, монологи актера Александра Рубиноваса записала Дайва Чяпаускайте. Только что закончился воображаемый спектакль. Актёр на глазах публики ещё раз возвращается к только что сыгранной шекспировской пьесе. Это то, что бездонно, в чем артист черпает себя. Что удалось? Что не получилось? Почему? Актер и зритель… Когда же наступит тождество в их восприятии? Когда они совпадут друг в друге в высокой ноте – Шекспир…

В декабре фестиваль продолжился. И зазвенел “Второй звонок”. Так назывался спектакль по стихам и пьесам Игоря Иртеньева и Аллы Боссарт – ироничный, с грустно-комичной подачей материала.

В спектакле авторов-чтецов – Игоря Иртеньева и Аллы Боссарт, – в спектакле приняли участие актеры театра “Тарантас” – Ирина Богарь, Рахель Ковнер, Валентин Мошкович, Александр Хазин, Максим Полак. Музыка Аллы Данциг. В разных сценических образах они сумели передать общий нерв постановки – не стоит относиться слишком серьезно к общепринятым ценностям и не стоит принимать на веру все то, что утверждается вокруг. Среди спектаклей театра “Тарантас” впервые выступил актер Максим Полак, голос которого многие из нас очень хорошо знают – по дублированию всех художественных фильмов программы “Хот”. Максим Полак замечательно вписался в актерский ансамбль спектакля.

Музыкальное шоу “Саундтрек моей жизни” Элиаса Файнгерша. Определение ” человек-оркестр” наиболее точно определяет суть Элиаса Файнгерша-актера. Это сочетание драматического искусства и “стендап комедии». После окончания консерватории Мальме (Швеция), Элиас

Файнгерш учился в Джулиарде и Manhattan School of Music, в аспирантуре университета Йель, работал в оркестре Метрополитен Опера, выступал с джазовыми музыкантами – такими, как Уинcтон Марсалес, Дейв Либман и Стив Туре. В музыкальном шоу “Саундтрек моей жизни” Элиаса Файнгерша много музыки, иронических диалогов между героем с реальной сцены и героем с киноэкрана.

Спектакль “Покинутая” театра “Тарантас” по пьесе М. Марея в постановке Ю. Томашевского (сценография Михаила Яхилевича) возвращает нас в обстановку мюзиклов века и игровых спектаклей, востребованных во все времена. Неожиданный фабульный поворот в один момент делает драму комедией. Такого рода спектакль весьма сложен для актеров, в том смысле, что построен на варьировании одних и тех же сцен, дословных реплик, требует от актера максимального перевоплощения – моделирующегося на глазах у зрителя театра в себе – выплеском наружу. Именно эти черты спектакля сделали эту пьесу одним из репертуарных хитов века. В спектакле заняты актеры Рахель Ковнер, Александр Хазин, Ирина Богарь, Валентин Мошкович. В спектакле используется музыка Алексея Ульриха.

Фестиваль закрывался концертом талантливой пианистки Дианы Лифшиц.

Театральный фестиваль «Вертикаль» вот уже третий год проходит в Иерусалиме. Он осуществляется при поддержке Министерства Абсорбции, Иерусалимского Муниципалитета и Иерусалимского фонда. И, я бы сказала, живет душою Иерусалимского театра “Тарантас”. Художественный руководитель фестиваля – Рахель Ковнер – находит интересные спектакли – интересные и яркие, расширяющие представления израильского зрителя о бытии современного театра в мире. Многие израильские театры на этом фестивале знакомятся с руководителями театральных фестивалей за рубежом. Благодаря этому личному контакту, установившемуся в атмосфере фестиваля в Иерусалиме, многие израильские коллективы уже выезжали на театральные фестивали в другие страны мира, а некоторые начали работу над совместными международными проектами.

Вертикаль – линия, устремленная вверх, ассоциирующаяся с позитивным отношением к творчеству в мире.

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская