12 дек. РКЦ
Галина Подольская
От Золотого кольца к золотому сечению
Марк Шагал и Иерусалим
Григорий Фирер: живопись, графика, презентация книги-альбома "Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю культуры"
12 декабря в 18.00 в Тель-Авиве в Российском культурном центре (Геула, 38) состоится открытие выставки работ Григория Фирера, названная художником "Москва – Израиль. Работы последних лет" и презентация книги-альбома "Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю культуры" (Иерусалим, 2013).
"В Иерусалим нельзя прилететь самолетом. В него нельзя спускаться. Это город, в который восходят, оставляя у подножия обломки прежней жизни, чтобы ощущать трехтысячелетний город <…>".(1)
Так случилось и в жизни ныне израильского художника Григория Фирера. В 1992 году Г.Фирер приехал сюда по предложению туристической компании "Трансспутник" – в счет гонорара за выполненный заказ – серию акварелей " По Золотому кольцу Москвы".
Никогда прежде не бывал на Ближнем Востоке. А тут - после Златоглавой – Иерусалим. И он сам - уже немолодой человек, архиработоспособный художник, зрелая личность, Григорий Фирер сразу начал искать точки соприкосновения с ближневосточной столицей. Зрительным впечатлениям нужна была духовная и интеллектуальная подпитка. Даже джентельменский набор туристического маршрута, соединенный с собственными наблюдениями дал художнику впечатления, которые, ворвавшись, прорастасли потом. Камни тысячелетий - они вещают, но высказывается художник. Беглые зарисовки и этюды, сделанные во время поездки, выросли в картины-размышления в России. И это не случайно.
Будучи человеком с двумя высшими образованиями, Г.Фирер привык находить ответы на свои вопросы в истории. Почему во все времена человечество устремлялось к Иерусалиму? Жаждало заполучить хоть клочок этой священной земли? В чем загадка извечного желания Запада вторгнуться в ближневосточную культуру? Откуда эта страсть чувствовать себя своими в Иерусалиме – в своем зодчестве, созвучном собственному образу жизни? Зачем строить дома, не очень подходящие к конкретному климату и топографии? Не оттого ли, чтобы, войдя, не оставить у подножия обломки прежней жизни, а внести с собой и созидать по себе?
В 1998 году художник вновь приезжает в Иерусалим в гости к дочери, проживает в Гило, художественно воссоздавая и другие районы города. "У Иерусалима свой север и свой юг, вытянутые вдоль земного шара. Юг – это Гило, а север – Рамот. Два новеньких, только недавно отстроенных белоснежных полюса, глядящих в противоположныеп стороны культур, мировоззрений, политических пристрастий. <…> Тенистую "аристократическую Рехавию обтекает улица Кинг Джордж – названная в честь короля Георга V, правившего во времена английского мандата. Улица обрывается на "перекрестке мира" так же внезапно, как и власть англичан, и устремляется в глубину еврейских веков, в мир черных лапсердаков, пейсов и париков – в квартал Меа-Шеарим. Вылетевшие с улицы Кинг Джордж автобусы замирают здесь в глубокой депрессии и долго ползут по узким улицам. Но вот они выскакивают из почтенных, столетних объятий и мчат по широкому шоссе мимо сосен на север, к холмам Рамота. Здесь уютная, как в сказках Андерсена, архитектура. Красная черепица, балконы и балкончики, кружево решеток, палисадники и дворики, лесенки и дорожки, полукруглые окна, фонари и цветы, цветы... Вьющие розы сползают на террасы, обвивают балконы. На стриженых лужайках крохотные деревца обвешаны огромными лимонами. С толстых деревянных балок свисают сетки с цветочными горшками. Керамические вазы с кактусами и горшками герани стоят на подоконниках и у дверей домов."(2) Так описывает Иерусалим 1990-х писательница И.Ахтман, словно опираясь на фиреровские рисунки и акварели тех лет. Уравновешенность и гармоничность сродни натуре Григория Фирера. Это те качества, которых, как выяснилось, давно внутренне не хватало художнику в России. Золотое кольцо стало золотым сечением...
С 1999 года – Израиль становится для художника постоянным местом жительства.
Выставки, выставки, выставки в Израиле и за рубежом, дипломы Международного конкурса имени Виктора Попкова ( Москва).
С 2011 года городские пейзажи Григория Фирера начинают складываться в познавательную, просветительскую тему "По местам Шагала в Иерусалиме". При этом меняется стилистика – в том плане, что "крепкий реализм" обретает импрессионистические оттенки.
Весной 2013 года выставки Григория Фирера "По местам Шагала в Иерусалиме" проходили в Иерусалиме в "Доме Качества", в Иерусалимской русской библиотеке, в Иерусалимском общинном доме, в Культурном центре социального жилья "Тальпиот" компании Амигур, в Ашдоде в Культурном центре "Узиэль". Предстоят выставки в Москве: в зале Российской государственной библиотеки искусств, в галерее "Колизей Арт" Натальи Гришиной, в Московской еврейском общинном центре "Марьина роща" и в Центральнром Доме Художника.
О работах Григория Фирера "По местам Шагала в Иерусалиме" можно рассказывать долго, велиречиво. Сам он говорит просто: "Я открыл для себя Иерусалим Шагала: дом рава Кука, в котором он бывал, дом художницы Анны Тихо, где собиралась вся элита того времени, уж, конечно. Приехал поутру. И так их солнце освещало, что еле успевал ловить, как оживали все под солнцем. Потом отправился в Дом художника "Бецалель", где проходила первая выставка Шагала в Израиле, потом к Итальянской синагоге, потом в гостиницу в районе ха-Невиим. Ничего там не изменилось со времен Шагала! И таблички внутри висят обо всех знаменитостях и политических деятелях. Все договоры о мире подписывали там. И восемь раз Шагал останавливался только там и не хотел другого места. А может, еще и потому, что десять минут ходьбы до Дамасских ворот? А потом – Старый город – тот самый, который я столько писал раньше и никак не связывал с Шагалом..."(3)
Израильский художник, выходец из России, первым в живописи и графике воплотил путевой Иерусалим Шагала в красках, внесших ощущение сияния в места, которые уже перестал замечать. И словно звучат слова Мастера из Витебска, сказанные им когда-то в Иерусалиме: "Любовь обитает на этой земле, а там, где есть любовь, там есть величие и совершенство". (4)
"В Иерусалим нельзя прилететь самолетом. В него нельзя спускаться. Это город, в который восходят, оставляя у подножия обломки прежней жизни, чтобы <…> увидеть тени живших здесь людей". (5)
В этот же день на выставке в Российском культурном центре состоится презентация книги-альбома "Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю культуры". Иерусалим, 2013, посвященной 65-летию образования государства Израиль ( авторы: Григорий Фирер – живопись, графика, Галина Подольская – концепция, текст).
Выставка открыта до 25 декабря.
• 1, 2, 5 - Ахтман Т. Иерусалим. – В кн.:Три тысячи лет городу Давида. Иерусалим: История и образ города. – Иерусалим, 1995. С.79.
• 3 - Марк Шагал и Израиль. Жизнь.Творчество. Наследие / Под ред. Г.Подольской. Иерусалим, 2012. С.320-321.
• 4 - Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б.Харшава. – М., 2009. С. С. 249.