Пейзаж как «воспитание чувств». Аркадий Лившиц

Автор оригинала: Галина Подольская 

 

    

 

Аркадий Лившиц – родился в Киеве, в Иерусалиме – с 1974 года, участник более 20 выставок Израиля и Европы. Его картины – в коллекциях Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Польши, США, Канады, России, был одним из основателей деревни художников в Са-Нуре. Он – составитель каталога выставки в Крессете художников Са-Нура ( Иерусалим, 2007),  член правления Объединения профессиональных художников Израиля.
 25 лет жизни – в «Керен Каемет», инженер по проектированию озеленения Израиля, в частности Иерусалима. Принял непосредственное участие в иерусалимских проектах Ботанического сада, парков Рамат-Рахель, Рамот, Гило, Парка Независимости, Леса мира, Иерусалимского леса, а также проектировании лесов и парков в округе Иерусалима – Яд Кеннеди, парков Бегина, Рабина, Каннада, 200-летия Америки, парка Британия. Этическое и рукотворное осмысление природы в создании живописного облика Израиля, безусловно, сказалось в живописи А.Лившица.
 Как известно, природа уже сама по себе обладает для художника особым очарованием, глубиной, многомерностью. Пейзаж как одухотворенная ипостась бытия – почти полвека – излюбленный жанр А.Лившица. Пейзаж как образ художественного мышления, как эстетическое воспитание чувств растворил в себе тенденциозность религиозной, идеологической и политической перипетий современности. И лишь природа, к которой человек подспудно тянется,обогащает человеческую душу. В живописи Аркадия Лившица эта особенность нашла выражение в пейзаже – внешне наиболее демократичном для широкого зрителя жанре. «Израильский пейзаж» - так называется выставка работ художника, открывшаяся 19 мая в Иерусалиме в галерее «Нина».
Большая часть работ, представленных в экспозиции галереи «Нина», - это работы са-нурского периода. Импрессионистические - по светоцветовому ощущению, постимпрессионистические – по композиции, визуально современные – по пастозной технике, создающей эффект объемности самого наложенного мазка.
Его пейзаж вмещает наши воспоминания и связан с чувственным ассоциативным миром. Внешне произвольный, он кажется знакомым по нашим воспоминаниям, которые художник активизирует уровнем целостности и гармоничности запечатленного образа.
 
Израильские пейзажи Аркадия Лившица… Они кажутся созданными словно до сотворения мира, словно реальное времяисчисление в какой-то момент вдруг отступило. Что-то забывается, что-то додумывается, интерпретируется и сливается с тобою и всем происходящим вокруг тебя. И тогда уже ты сам переходишь в художественное измерение всего того, что открывается взгляду на холстах А.Лившица.           А открывается многое. Камни –ритмически серебрящийся покой света, не меркнущий даже ночью. Художник оптически приближает передний план, «выбрасывая» к твоим глазам полотнища упругих дорог, зажатых в горный корсет камня троп и расселин . Выплескивает пригоршни моря, чтобы «на серебряной чаше протянутых глаз» (В.Хлебников), по глади воды войти в саму текстуру холста и приблизиться к синим горам Шомрона. И прислониться к голубым массивам эйлатских гор, к холмам - вздыбленным и пологим холмам, расположившимся ниже или выше, закрытым или открытым. И ощутить палево-терракотовые ожоги песков Иудейской пустыни. И вобрать дождливые полутона вечера не по-израильски золотой осени в Эйн-Карем. И вновь упереться взглядом в серые камни, как головою в стену вечности… От этого «сопричастия» невольно ощущаешь какое-то внутреннее волнение и чувство уравновешенности одновременно.
Почему именно пейзаж остается  одним из наиболее приоритетных жанров для Аркадия Лившица? Не потому ли, что суета города и ритмы современной жизни стесняют дыхание и вытесняют душу? Но человек остается человеком – порождением природы. Вот почему для нас, людей, воспитанных на русской культуре, пейзаж приобретает двойной,и даже тройной смысл. Это - как «воспитание чувств». Помните, у И.Бабеля в «Пробуждении» есть слова: «И ты осмеливаешься писать? Человек, не живущий в природе, как живет камень или животное, не напишет за свою жизнь двух стоящих строк». Но художник все равно «осмеливается». И зритель осмеливается воспринять созданное, если пейзаж откликается в нем, будит фантазию, воскрешая «и божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь». Эта способность картин порождать на лету визуальное соотнесение себя с пейзажем – отличительная и очень сильная сторона художника. Вот вам и тайны оптического разрешения спектра света в живописи!
 Пейзажи Аркадия Лившица – в век интеграции искусств, физиков и лириков – напоминают о возможности в изобразительном искусстве «алгеброй гармонию поверить».
Галина Подольская

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская