"Окна", 3.01.2013
Тема подводного мира практически не раскрыта в живописи. Ольга Суслова – единственный художник в Израиле и одна из немногих в мире среди тех, кто по сути посвятил себя этой теме. Неистощимое воображение.
Высокая качественная сторона. Редкое художественное сочетание, при котором гиперреализм и сюрреализм визуально сочетаются так, что ты ощущаешь себя в картине, как в реальном измерении. Работы Ольги Сусловой известны многим ценителям живописи в Израиле и за рубежом.
Ольга Суслова родилась в Ленинграде – городе, шлифующем эстетические чувства каждого, кому суждено стать причастным к искусству. Она собиралась стать скульптором. Занятия лепкой и керамикой в студии профессора кафедры скульптуры Мухинского училища С.С.Платоновой. Обучение рисунку и театральной композиции - у преподавателя Заслуженного деятеля искусств России Т.Г.Бруни. Затем любовь к опере, как синтезу всех искусств и всепоглощающее желание работать в театре. Ольга с отличием заканчивает постановочный факультет Ленинградского Государственного Института Театра Музыки и Кинематографии имени Черкасова. Работает художником в Театре Оперы и Балета имени Кирова (Мариинском). С 1993 года Ольга Суслова в Израиле. Здесь ее талант раскрывается в живописи как эстетической декларации, воплотившей позицию художницы к проблемам современной экологии.
Побеседуем с Ольгой Сусловой.
- Ольга, как пришла в вашу живопись тема подводного мира?
- Это началось с одной работы - я просто решила написать картину о подводном мире. Но тогда я еще недооценивала всю важность замысла. В этой работе я встретилась с сочетанием пейзажа, натюрморта и портрета. Предполагалось, что в картине будет пейзаж на дальнем плане, на переднем - натюрморт из камней и ракушек, и портрет главного героя - предположим морская черепаха, осьминог или большая рыба. Эта работа так увлекла меня, что вот уже двадцать лет я пишу свои морские картины, и я все еще не вышла на ту финальную, в которой я сказала бы все, что я хочу сказать... За одной картиной сразу же вырастает следующая. Все, что я когда-то любила - все присутствует здесь - вода, ракушки, камни, затуманенный безлюдный пейзаж, натюрморт, даже архитектура, археология, обожаемая мной с детства - и вот вам, пожалуйста, Атлантида! - все, что я люблю, все, что меня интересовало и интересует, я могу написать именно здесь. Меня часто спрашивают, почему я рисую подводный мир? Мне задают этот вопрос чаще, чем какой-любой другой. А меня удивляет, почему другие художники его не рисуют, ведь подводный мир так красив и разнообразен? Наша планете на семдесят пять процентов покрыта океаном, заполненном жизнью.
- За вашей любовью к морю стоит конкретный человек?
- Да. В молодости мой папа был подводным охотником...
- Это многое объясняет, потому что то, что было воспринято в детстве, отрочестве, юности, для художника дорогого стоит. Это те ощущения, которые обязательно когда-нибудь выливаются на холсте...
- Я я была тогда маленькой девочкой, и во время наших летних отпусков на Кара-Даге наблюдала за отцом сквозь прозрачную воду Черного моря. Он учил меня плавать с маской и нырять, ловить рыбу и собирать мидий, искать сердолики, камни с дырочками и другие морские сокровища.
- Помню выставку в Бар-Иланском университете. Приехала по совету одного из старейших израильских художников Шломо Иегудаяна, который рассказал мне о вас. Шломо Иегудаян в Израиле с 1960 года – прибыл с алиею из Ирана. На протяжении многих лет был художественным директором Музея печати в Цфате, преподавал прикладную графику в Бецалель, в художественных студиях в Цфате, Реховоте, колледже «Амуна», колледже для административных работников в Иерусалиме, был членом многочисленных художественных комиссий и председателем отборочной комиссии по выставкам в Музее Танаха. Честно говоря, впервые такого уровня ивритоязычный художник советовал мне не пропустить выставки русскоязычного художница. Была потрясена качеством выставляемых работ и количеством зрителей.
Предчувствую, как много добрых слов вам говорят. А есть запавший в душу комплимент?
- Один из самых трогательных комплиментов - это, что мои картины, как физиотерапия, что они лечат. Ну, что же, я очень рада. Но больше всего я радуюсь, когда получаю хорошие отзывы от морских биологов, дайверов, морских фотографоф или от людей, которые занимаются охраной моря. Я сделала много пожертвований в интернациональные фонды защиты океана, фонды сохранения морских черепах. Репродукции некоторых моих картин используются для петиций в защиту океана и других нужд этих организаций. Я предлагала свою поддержку израильскому Гринпис, но не получила от них ответа. Я не нашла в Израиле организаций, защищающих море, к сожалению.
- Ну, а критические замечания решаются произнести?
- Да, конечно. Чаще всего меня обвиняют в красивости. Но кто скажет, что подводный мир некрасив? Как можно нарисовать море некрасиво? Это будет несправедливо по отношению к морю. Я рисую все еще недостаточно красиво, я все еще в процессе, совершенствуюсь постепенно.
- Я знаю творчество значительной части художников изнутри. Не секрет, что многие просто перерисовывают себя, одну и ту же картину, пусть удавшуюся. Но в этом повторении себя нет поисков к совершенствованию. Я наблюдаю за вашим творчеством не один год и вижу, как меняется глубь морская...
- Мои картины становятся все больше и больше, как будто сами растут. Я заметила, что в последнее время меня очень увлекает сложная композиция картины и большой размер холста. В прошлом году я закончила работу в два с половиной метра длиной с очень сложным сюжетом и множеством персонажей, и после этого все картины кажутся мне такими маленькими.
- Я знаю, что 2012 год стал для вас годом серьезных достижений...
- В прошлом году я приняла участие в международном конкурсе "Wildlife artist of the year 2012", не знаю, как перевести это на русский язык. Похоже, что у термина "wildlife artist" нет аналога в русском языке, приблизительный перевод: художник, рисующий природу и животных, не просто анималист. Из десяти тысяч представленных на конкурс работ было выбрано 120 лучшах. Моя картина "Королева Рифа" вошла в число лучших картин 2012 года. Для меня это большая честь. И еще я заметила, что отношение к моей работе со стороны зрителей изменилось. Я помню, что раньше мои картины вызывали у большинства людей недоумение. Теперь же, когда экология планеты находится в почти катастрофическом состоянии, мои картины стали актуальными.
- Как будет называться ваша новая выставка?
- Я назвала ее "Голубая Бездна", а точнее - "DEEP BLUE", и считаю ее отчетной за последние четыре года работы - считая от моей предыдущей персональной выставки в Раанане, в этой же галерее.
- Ольга, спасибо за интервью. Желаю вам творческих успехов.
- Большое спасибо вам, Галина Геннадьевна.
Галерея "На озере" в Раанане - одна из самых изысканных в Израиле. Здесь вывешенные в ряд картины Ольги Сусловой производят впечатление непрерывного потока бирюзовой и голубой воды, густо населенной морскими обитателями. И все, все, все – голубая бездна-глубина...
Это может лишь сниться:
Черепахи, как птицы.
Осьминоги, как боги,
В водном чудо-чертоге.
И чудесные рыбки,
Будто райские скрипки,
Вторят звездам глубинным,
Что смычком голубиным.
Поднебесье морское
Красоты и покоя.
Здесь пучина далекая,
Словно небо высокое.
( Стихи Галины Подольской)