Автор оригинала: Галина Подольская
8 февраля в Иерусалимском культурном центре (Гилель, 27) состоялась презентация работ иерусалимского художника Пинхаса Бергельсона.
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Наверное, эти строки М.Пляцковского, - самый верный ключ к экспозиции Пинхаса Бергельсона «Мир глазами художника», на которой представлено 25 работ акриликом.
Творчество Пинхаса Бергельсона светло и своеобразно. В его работах есть что-то от анимации, иллюстрации к детским книгам. Они добрые, с чувством юмора, солнечной улыбкой, от которой «хмурый день светлей», не случайно наиболее предпочтительные тона художника – голубой, розовый, белый.
А главное, что герои сюжетов художника – чрезвычайно активны. Все в движении, в стремлении что-то преодолеть и достичь какой-то свой высоты.
Взбираются по радуге его красные коровы и бордовые лошади – естественно и гармонично, словно они улитки, упорно осваивающие свой стебель, как сонный лес с зелеными ладошами. Какой-то чудак спешит к белому домику, пытаясь перепрыгнуть кустарник регулярного газона. Петушок устремляется к девочке, а девочка к петушку, утопая в пушистых снежинках. В бело-голубом букете цветов, оказывается, у каждого из цветов – свои глаза. И все в таком букете переглядываются друг с другом! А еще всегда – утро! Ни одного «ночного» сюжета. Наверное, и в этом тоже сказывается эмоциональный заряд света, когда «повсюду на земле, будто лампочки включаются улыбки!»
Эмоционально экспозиция Пинхаса Бергельсона – сплошь из этих самых художнических улыбок. Самый грустный дождик здесь прозрачный. Вообще «эффект дождя» - излюбленный декоративный прием художника, хотя порою этот дождь может зажечься звездами, как пуримшпиле, или просто стать новогодним снегом.
Тех, кто проживает у Балтийского моря, обычно называют прибалтами. А Пинхас – с Каспия, то есть в СССР он был «прикаспийцем». Учась в бакинском Институте Нефти и Химии, параллельно Пинхас закончил курс по рисунку при бакинском доме офицеров. Рисовать начал с третьего курса института. Вот с тех самых пор и не расстается с холстом и красками. 18 лет Пинхас Бергельсон в Иерусалиме, вступил в Объединение профессиональных художников Израиля, участвует по всех групповых выставках объединения. Одна из его картин находится в Музее «Тальпиот».
Настоящая выставка – первая персональная выставка художника.
Израиль – страна судьбоносная. Так сложилось, что среди людей, пришедших на презентацию, был и человек, которым когда-то Пинхас повстречался в синагоге, - человек, спасший жизни многим, предотвратив теракт в Иерусалиме, правда ценою собственного здоровья. Этот случай глубоко запал в душу Пинхаса, как молитва, льющаяся из сердца у Б-гу. Мир еврейской культуры неформально стал эстетическим миром художника, хотя, безусловно, миром современного человека. Мотивы из Торы пронизывают культурно-содержательное ядро мира художника как неотъемлемую часть возвращения еврея к себе. Но заветный лучик дома, завещанного Творцом и праотцами, выливается у Пинхаса Бергельсона на холсте с задушевным юмором, словно все рассказано Тевье молочником, сошло с декораций пуримшпилей и иллюстраций к хасидским сказкам. Да, да, в творчестве Пинхаса Бергельсона, несомненно, есть нечто от истоков идиш-культуры – живой, разговорной, когда женщины, на знавшие священного иврита, рассказывали своим детям сказки и «мурлычащие» колыбельные «майн кинделэ, майн кинделэ». И мать хотела объяснить своему «дитяте», что такое «Тора», но объясняла по-своему - на доступном ей и ее ребенку языке. Этот незашоренный, легкий фольклор, преобразившийся в современном мышлении художника, преломленном через мультипликационные и иллюстративные формы, стал стилистической манерой Пинхаса Бергельсона в воссоздании его нового эстетического штеттла.
Выставка Работ Пинхаса Бергельсона открылась в день еврейского праздника расцвета деревьев – вестника наступающей весны, когда сама природа готовит растение к росту. В этом обновлении – вечное движение и неуловимом счастье жизни, а еще - будущее художника, рисующего на холсте сказки Тевье молочника.
Работа выставки продлится до 1 марта.
Галина Подольская