Автор оригинала: Галина Подольская
(Среди участников члены Объединения профессиональных художников Израиля: Дмитрий Барановский (посмертно, дать в рамке), Иосиф Капелян, Аркадий Лившиц, Барух Сакциер. Куратор и составитель каталога Аркадий Лившиц).
- Вести. Нон-стоп. 25.01.2007.с.7.
В переводе на иврит в каталоге:
שא – נור.קפר אמנים. ירושלים.2007.
В истории искусств существовало и существует немало художественных течений и различных творческих групп. И тем не менее Са-Нур в контексте израильского искусства – явление уникальное, как суверенный цех творчества, внесший реальный вклад в культуру Израиля.
Однако неумолимая логика хода истории общества сильнее утопий художников и философов, даже если однажды им было суждено воплотиться в жизнь, а не остаться «городом Солнца» в фантазии Т.Кампанеллы. Впрочем, именно таким канувшим в Лету утопическим государством кажется сегодня Са-Нур, в недавнем прошлом реальное поселение художников.
31 января в 12.30, в Кнессете, в лекционном зале откроется выставка работ группы художников и скульпторов деревни Са-Нур - поселения, ныне уже не входящего в состав страны Израиль…
На выставке будут представлены работы Дмитрия Барановского (посмертно, дать в рамке), Юрия Головаша, Эдуарда Гроссмана, Леонида Зильбера, Милы Зильбер, Иосифа Капеляна, Хаима Капчица, Галины Кармели, Аркадия Лившица, Мины Минской, Эдуарда Пасковера, Баруха Сакциера, Марка Сальмана, Льва Сегаля, Юлии Сегаль.
Са-Нур, то есть «неси огонь-свет». Так когда-то Номи Шемер перевела в художественный образ название места - идентичное по звучанию, но не совпадающее по написанию с именем соседней арабской деревни (סאנור).
И кропотливо созданный природой уголок Самарии неожиданно наполнился новым понятием, став олицетворением созидания жизни искусством. В конце 1980-х годов репатрианты из бывшего Советского Союза внезапно осветили Са-Нур биением творчества. Стены замшелой турецкой крепости, живописно вписавшейся в нерукотворный ландшафт Шомрона, ожили. Са-Нур стал символом искусства, как новое культурное месторождение Эрец-Исраэль, открывшееся благодаря русскоязычным художникам и скульпторам, которым и выпало судьбою принести сюда «огонь-свет».
При этом изначально здесь собрались не «барбизонцы», не «набисты», это был даже не второй Эйн-Ход, в Са-Нуре объединились художники, чьи устремления и стилистические искания в творчестве нередко оказывались не то, чтобы разными, но даже полярными. Тем примечательнее феномен, сложившийся в симфонию-мозаику современных искусств со своими выступающими «соло».
В 1987 году в Са-Нуре, по инициативе архитектора и художника Виктора Богуславского и Анны Хирам была создана группа художников и скульпторов – выходцев из бывшего Советского Союза – представителей искусства первой величины, выпускников лучших академий, уже получивших в то время признание в Израиле и за рубежом. Они этически и эстетически преобразили это место, придав ему своим созиданием свет гуманизма, красоту и радость искусства, - качества, не зависимые от национальности, религии, оттенка кожи в общемировом эстетическом источнике. Они работали в своих творческих мастерских и выставлялись в галерее Са-Нура – одной из самых больших в Израиле. А любовь к Са-Нуру вдохновляла, как любовь к очагу творчества своей малой родины.
Однако миром правят не этические отношения, а амбиции политиков, хотя именно людям приходится платить бессмысленную дань лежащим на поверхности конкретным событиям.
«Век света» недолог на месте исторически «повязанном» с насилием и угнетением - от форта турецкой армии до крепости английской полиции.
Сложившаяся политическая ситуация привела к разрушению поселения. В августе 2005 года по решению правительства Израиля Са-Нур был оставлен, породив проблемы, непосильные людям обычных, а тем паче творческих профессий: са-нуряне оказались без места, без условий для работы, без той атмосферы, которая была, как воздух…
Тем не менее, ныне в Комиссии по государственному контролю в Кнессете к проблеме Са-Нура относятся с пониманием. Так, председатель Подкомиссии по делам выселенцев член Кнессета Амина Дотан поддержала идею издания каталога и организации выставки са-нурян, предложив провести ее в Кнессете.
Директор Комиссии по делам государственного контроля Хана Фрейдлина взяла на себя кураторские обязанности и решения проблемы субсидирования издания каталога Комиссией по оказанию помощи выселенцам («СЭЛА»).
Составитель каталога Аркадий Лившиц в кратком интервью в преддверии открытия выставки обратил внимание на разные аспекты проблемы, скрытые под глянцевой помпезностью мероприятия:
- Для нас, са-нурян, выставка в Кнессете – это, конечно же, радость, которую приносит художнику сам факт демонстрирования его работ. Но это и грусть, поскольку настоящая выставка группы художников и скульпторов Са-Нура, скорее всего, - последняя. В этой связи выпуск каталога «Са-Нур» (Издательство «Э.РА») приобретает для нас особое, может быть, даже чуть-чуть сентиментальное значение, как память об утраченном.
Кроме того, мы совсем не убеждены в том, что проведение этой выставки поможет в решении всего комплекса проблем художников Са-Нура. Понятно, что Кнессет Израиля – не собрание фанатов искусства и не клуб меценатов, но для нас - это последняя инстанция, через которую мы не только как представители израильского искусства, но и как граждане Израиля, пытаемся быть услышанными. В любом случае это мероприятие нужно и полезно в качестве напоминания и повода к размышлению и действию.
Участник выставки са-нурян Председатель Объединения профессиональных художников Израиля Иосиф Капелян заметил:
- Выходцы из бывшего Советского Союза заложили Са-Нур, как краеугольный камень искусств, который, к сожалению, не сохранился как «камень основания» сегодня. Но жизнь продолжается. Может быть, само осознание того, что мы потеряли, и вылилось в создание Объединения профессиональных художников Израиля, ныне оно насчитывающее более 100 русскоязычных художников. Но это не Са-Нур! Нас и больше, но нет тех условий, которые были в Са-Нуре, прежде всего, галереи и реально финансируемых творческих проектов.
Сегодня, когда политические и нравственные устои, на которых держалось общество, сдвинулись, убежден, что мы обязаны заявлять о себе искусством на государственном уровне. Сейчас в Кнессете нас поддержали, и это архиважно, как осознания мира, в котором - вопреки всему - для художника есть место и Красоте и Гармонии.
В предисловии-напутствии к каталогу «Са-Нур» член Кнессета Амира Дотан сформулировала свое отношение к предстоящему событию:
- Считаю для себя честью поддержать инициативу художников и скульпторов Са-Нура в экспонировании их произведений искусства на выставке в Кнессете. Настоящая экспозиция позволяет реально ощутить их вклад в культуру Израиля. Убеждена, что это событие, в свою очередь, станет толчком к плодотворному развитию их творчества в будущем.
Са-Нур – одна из болевых точек, в которой сконцентрировались коловращения эпохи современного Израиля. Более того, в силу специфики поселения, обнажились симптомы и тенденции пришедшему на смену времени.
Са-Нур. «Да воздастся тебе утерянное»…
Подольская Галина