Автор оригинала: Галина Подольская
В одной из наших бесед Б.Караванов заметил: «Для меня сюжет не главное. Нужно увидеть необычное в самых простых вещах. Важно уметь видеть.»
Около 30 работ, представленных Б.Каравановым в тель-авивской галерее «Матусевич-Кравиц» (Бен-Иегуда, 45), и есть тот немногословный, но впечатляющий ответ художника, контрапункт несуетной, неторопливой гармонии, читаемой в духовной уравновешенности почерка совершенно определенного художника.
Сам факт, что выставка Б.Караванова проходит в галерее «Матусевич-Кравиц», совсем не случаен. Когда в 1994 году художник репатриировался в Израиль, первым человеком, который поддержал его был Михаил Матусевич. Он предоставил новоиспеченному олиму правую стену своей малюсенькой галереи в Тель-Авиве и пригласил на эту выставку своего давнего друга искусствоведа Григория Островского, который, в свою очередь, откликнулся теплой статьею, отметив дарование Б.Караванова. В своей статье «В согласии с природой» ( «Вести» от 28.07.1999) Г.Островский писал:
«Он ищет и находит изначально заложенное в пейзажных мотивах лирическое начало, возможность не столько их бесстрастной фиксации,сколько личностного высказыванияв цвете, линиях, пластике... За каждой картиной Бориса Караванова угадывается скрытый пласт интимных переживаний, чувств и надежд, радости свершений и горести разочарований.»
Ныне не счету художника - более десятка персональных выставок, участие в многочисленных групповых выставках и не одна статья Г.Островского.
Нынешняя выставка посвящена памяти М.Матусевича и Г.Островского, ушедших из жизни этой осенью.
Представленные работы относятся к последнему десятилетию его деятельности. Это натюрморты - с рыбой, гранатами, музыкальными инструментами, в частности, со скрипкой и трубами. Это пейзажи, среди которых особая роль принадлежит древней Самарии с ее красноречивыми камнями. И ведущая тема настоящей экспозиции – городской пейзаж.
В жизни Б.Караванова оказалось несколько биографически значимых городов. Санкт-Петербург, точнее, Ленинград, - город, в котором долгое время жил (мать ленинградка) и куда постоянно ездил до репатриации. Ростов Великий, где проработал полгода. И столица Беларуси.
В Израиле художник не раз писал Иерусалим, однако городом образного мышления Б.Караванова стал старый Яффо, художественно вместивший все. Именно в Яффо на протяжении всего времени он настойчиво ездит рисовать с натуры. Это те места, которые когда-то открыл ему М.Матусевич, но прочувствованные В.Каравановым как собственные натурно-фантазийные ракурсы - такие, что, кажется, одной жизни на них не хватит. Яффо - город на изломе серебряной волны, где легенды и история слились в замысловатую цепь, отшлифованную дыханием моря. Яффо, где воздух мокрый и с отсветом просини, а еще - с запахом рыбы, что не выветривается даже в завертях налетающего и улетающего прибрежного ветра. Его помнишь по обонянию, которое уже потом подсказывает завершающий мазок к визуальному образу или вдруг заставляет отказаться от суетности почти сложившейся работы.
«Для меня Яффо, – признается художник, - союз неба воды и камня. Главное – образность. Образ как результат наблюдений в природе. Иначе – невозможно, безжизненно. Образ… он, как муза, милостиво слетает с натуры…»
И действительно, Яффо Б.Караванова полон настроения и психологических метаморфоз. Он весь из световых переходов, в которыхреальное бытие, как художественная композиция, движется по уступам древности в вечер милостивый. Что-то забывается, уплывает. Что-то додумывается, интерпретируется и вдруг сливается с тобою и всем происходящим вокруг тебя, но в измерении, заданном художником, подчинившим тебя своей магии. Таков раскачиваемый волнами прибрежный город в ритмически перепончатом свете, пронизывающем визуальные отъезды и наезды, психологически значимые для художественного полотна. Художник оптически сжимает движение ступеней Яффо, позволяя мысленно войти в него, словно в текстуру холста, плотную и рельефную, когда масляной краски так много, что она, кажется, висит на поверхности и эмоционально обволакивает тебя. А иногда, наоборот, искусственно удлиняет этот путь, как в недостижимую мечту, уже ставшую твоею. От ощущения возможности этой сопричастности чувствуешь волнение, переходящее в равновесие, как милость, даруемую свыше. Такова атмосфера живой души художника, поселившейся в Яффо.
Б.Караванов живет в Ариэле, ведет художественную студию для детей и взрослых по классам рисунка, живописи, графики и дизайна. Около десятка подготовленных им ребят уже закончили Бецалель. С 1998 - член Союза художников и скульпторов Израиля. С 2003 - член Объединения профессиональных художников Израиля. Одна из работ Б.Караванова находится в Иерусалимском музее природы в экспозиции «Пейзаж Израиля» Объединения профессиональных художников Израиля.
Выставка работ Бориса Караванова продлится с 26 по 31 января.
Галина ПОДОЛЬСКАЯ