14 апреля в 19.30 в Рамат-Гане в Музее Русского Искусства имени Марии и Михаила Цетлиных (ул Хаббат Цион, 18) состоится открытие выставки "Горы-воды. От Тянь-Шаня до Мертвого моря". Это выставка пейзажной фотографии Леонида Падруля.
Когда я впервые увидела фотографии Леонида Падруля на выставке "Весенний натюрморт" в Старом Яффо, я даже не сразу поняла, что передо мной фотографии, приняв их за графику. Как китайские миниатюры – тонкой кисточкой на рисовой бумаге… Оказалось – обычная "светопись" – "рисование светом", если вспомнить дословное значение техники фотографии.
Это было новое, непривычное, странное ощущение, которое поначалу я никак не могла понять. Изображение было не плоское, а такое, что хотелось заглянуть внутрь. Мир трансцендентальный, устремленный к бесконечной красоте и непостигаемой духовности. Мертвое море как противостояние превратностям моря житейского, как пейзаж спасения, в котором обретает приют просветленная душа, вырывающаяся из причудливых арабесок и завитков соляных кристаллов.
А потом – горы, горы Тянь-Шаня, которые прошел сам в горных экспедициях и запечатлел в фотографии все, что отрадно глазу – в фотографии. Горный пейзаж как миг постижения совершенства, когда художник "испрашивает" Творца: дозволено ль запечатлеть открывшееся?
Экспозиция пейзажных фотографий "Горы – воды. От Тянь-Шаня до Мертвого моря" – это вечность как красноречивое согласие природы остаться такой, как она есть в веках. Фотографии, выполненные без компьютерной обработки, не приукрашивающей созданное Творцом.
Леонид Падруль признается: "Район Мертвого моря увлек меня не только легендарной историей, но и сложными техническими, интересными художественными поисками. Это прежде всего "новое" освещение. Слепящее солнце, резкие контрасты света создают быстро меняющиеся эффекты сложных ярких цветов и мягких рассеянных пастельных оттенков".
На фотографиях Леонида Падруля – это свет и пространство. Пространство как движение времени, как философская и эстетическая арена размышлений, как мудрая мера во взаимоотношениях между человеком и природой. И в этом еще одна разгадка притягательности работ Леонида Падруля в наш экологически неспокойный век.
И обретение собственного магического кристалла искусства, когда Мертвое море в эстетическом смысле обретает качество живой воды.
Галина Подольская,
доктор филологии, арт-критик