Автор оригинала: Галина Подольская
- Вести. Нон-стоп.19.07.2007.с.5.
15 июля в Иерусалимском музее природы (Иерусалим, ул. Маголивер, 6) состоится открытие выставкикартин Аркадия Лившица «Новые работы».
Уже на следующий день экспозиция плавно перейдет в Музей «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля (Тальпиот Мизрах, ул.Дов Грюнер 17 а). Передвижничество – оно в натуре мыслящего по-русски художника.
А.Лившиц рассказывает:«Чуть больше месяца назад у меня была выставка в галерее «Нина». По желанию ее куратора - Бориса Лекаря – на ней были представлены мои работы са-нурского периода. У меня же, честно говоря, было желание показать то, чем я занимаюсь сейчас, а это нечто иное. Так и сложилась идея выставки новых работ в стиле, который я в шутку называю «Нуво-Арт-Нуво».
Стиль Арт-Нуво в искусстве с 1895 года так и остался Арт-Нуво, с наиболее известными представителями Л.К.Тиффани, П.Боннаром, О.Бердсли,П.Гогеном, Э.Галле, Э.Валленом, Г.Климтом, Э.Мунком, А.Мухой, Ч.Р.Макинтошем, А.деТулуз-Лотреком, А.Гауди... А здесь – «Нуво-Арт-Нуво»! Какое такое «ново» стоит за «Нуво» А.Лившица?!
И хотя предугадать реакцию на введенный самим художником термин – занятие заведомо неблагодарное. Однако в данном случае можно утверждать, что даже не очень искушенному в завихрениях художественных стилей зрителю предстоит встреча с модерном – знакомым (поскольку «пейзаж – он и в Африке пейзаж») и одновременно современным по средствам выражения и введенным художником некоторым технологиям. При этом объединяющим изобразительным принципом всех без исключения работ является асимметричность, подсказывающая ритм повторяющимся элементам.
Так что же предстоит нам увидеть?
Триптих «Танахическая пустыня» выполнен маслом на холсте, но кажется сконструированым из витражных стекол продольной, вытянутой формы. Плавные фигурные линии, словно заимствованы у бесконечности самой пустыни. Наложение узких, аскетических полос в сочетании с контрастными цветами – желтым, коричнево-табачным, синим лакированным, темным бордо – создает оптический эффект, в котором ты словно находишься внутри полузатемненного помещения, сквозь витражи которого и проникает свет Востока – строгий и терпккий в веках.
Подчеркнуто декоративен «Гефсиманский сад» - этакие «чуфы-чуфы». деревья-страшилки словно вырезанные из природной коры. Мазок ложится таким образом, что визуально напоминает о пристрастии Арт-Нуво к декорированным приемам, в частности, эффекте естественной древесины.
А вот тритих «Эйн Карем». В своей цветовой свободе он не скован колокольным звоном старых звонниц. Но это напряженный полет тишины, поскольку доминантые цвета триптиха – ржавый, красный, бронзовый, желтый, ярко-коричневый с лаком. И они сияют, поданные единым мощным потоком.
«Осенняя фантазия» решена также в насыщенных, теплых тонах – желто-коричневом, золотистом, - но стилистически это нечто совершенно иное. Очертания деревьев напоминают многоруких индийских богинь, но с модернистски вытянутыми силуэтами. Округлые формы веток с отлитой осенью листвою, как витиевато развевающиеся волосы рыжих богинь. И лучатся заваленные шуршащей листвою тропинки, устремляясь к одной дороге, по которой еще не ступала нога человека.
А вот принципиально иная работа - «Пейзаж». Статичность реки решена скупыми изогнутыми контурами берегов. Вода застыла в морщинистом серо-голубом серебре. В фаворе холодные тона – серый с зеленью, зеленовато-серый, серо-синий, серо-мышиный, серо-болотный. Изображение плоскостное, как на металле. Это «металлическое» ощущение подчеркивает передний план холста, на котором вытянутые стволы деревьев устремлены ввысь, как афоризмы с каким-то своим декоративным кодом. Приближенный, словно наезжающий на тебя план, подсказывает последующие «наезды» - реки и особенно другого берега. Этот единый, нескончаемый массив берега, как ледяного города, – символ локализованного мира, подобного герменевтическому кругу в себе, за пределы которого не вырваться, как не суждено картине выйти за пределы холста.
Выставка «Новые работы» - это экспозиция картин художника, не пасующего перед экспериментом, не оглядывающегося на то, что уже сделано, на пройденные этапы и уже освоенные направления собственных поисков – независимо от широкого зрительского предпочтения в определенных манерах.
Привычный мир переживается Аркадием Лившицем вновь и вновь и осмысляется по-разному. Наверное, в потребности этого неизведанного пути, как сформулировал современник не «Нуво», но Арт-Нуво, и живет желание художника:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить. (М.Волошин, 1904).