26 февраля в Тель-Авиве в галерее "Rothschild Fine Art Gallery" (бульвар Ротшильда, 140) открылась персональная выставка Хадар Гад. На выставке представлены работы маслом, выполненные в течение последних пяти лет.
Экспозицию составляют работы, связанные с местом рождения автора - с окрестностями кибуца Эйн-Харод, с которым была связана жизнь дедушки и бабушки автора, Арье Гада и Эстер Будко - сестры Йосефа Будко, классика израильского изобразительного искусства, с 1935 года бывшего директором будущей Академии изобразительных искусств Бецалель.
В русской литературе конца 18 века есть такое понятие, как "кладбищенская поэзия" (к примеру, "Сельское кладбище" В.Жуковского) – тема, бывшая весьма почтенной и относились к ней с трепетным пиететом как к опыту идентификации, к романтическим предощущениям, кладезю философских прозрений. Заимствуя это определение, тему экспозиции в галерее "Ротшильд Fine Art Gallery" я бы сформулировала как "Кладбищенская живопись" именно в том изначальном понятии этого явления, без всяких ужасов и дешевых измышлений. Это стремление к раскрытию сущности предмета. Этоживопись реалистическая – с пристрастием к точным деталям, нередко даваемым крупным планом. Это то, что окружает нас, по-своему "живет". Эта жизнь молчалива, хотя и хранит на себе следы нашего соприкосновения с миром.
Тихо на кладбище Эйн-Харод – там, где покоятся могилы Арье Гада и Эстер Будко.Но эта тишина передана через индивидуальность художника – через его голос – тихий, спокойный, размеренный, вовлекающий взгляд зрителя в свое бытие, постепенно перемещая от детали к детали - от листьев - к ветке – кроне – корню – надгробию - фарфоровой вазе. Этим ощущением затягивающего движения дышит монохромная палитра. Потом наступает момент абстрагирования, но очень скоро материал вновь словно притягивает к себе. Почему? От ощущения не только пространства, но и времени – ощущения, которое всегда с особой остротой дает о себе знать в момент посещения кладбища.
В 2009 году нынешняя экспозиция демонстрировалась в музее Эйн-Харод. В предисловии к экспозиции отмечено: "Кладбища границы, пороговое пространство, которое общество установило как место, подчеркивающее различие между смертью и жизнью, между тем, что было и тем, что есть... Хадар Гад преобразует эту упорядоченность общественного пространства. Она захватывает личными историями жизни, которые хранят могилы, наряду с исторической памятью и потерями, порывами к идеалам, новыми поисками общественного устройства, неизбежными жертвами, которые происходят на наших глазах... Но каждый раз здесь все заново, как в пространстве становления и распада, роста и смерти".
Вот такое красноречивое молчание...Хадар Гад родилась в 1960 году, изучала искусство в институте Авни и в академии Гранд Chaumier, Париж, затем - две персональные выставки в Музее Эйн-Харод и выставки в галереях Израиля и за рубежом. Выставка работает с 26 февраля по 27 марта 2011г.
Галина Подольская