Художник, музей и время

Интервью с д-ром Галиной ПОДОЛЬСКОЙ

Вед. Ася ТЕПЛОВОДСКАЯ,

 

astr-1На протяжении более 10-ти лет в журнале «Русское литературное эхо» Галина Подольская, академик, доктор наук, член СРПИ, член Объединения профессиональных художников Израиля, ведет очень интересный раздел, рассказывающий о художниках и их творчестве.

Это сотрудничество стало вехой для нашего литературного журнала, сложились добрые партнерские отношения, появились совместные проекты, расширился культурный кругозор читателей, изменилось «лицо обложки», появилась традиция – помещать на обложке работы израильских художников.

Последние годы д-р Галина Подольская совместно с Объединением профессиональных художников Израиля (руководитель Анна Зарницкая) организует благотворительные проекты. Работы израильских художников теперь уже находятся в собраниях государственных музеев стран восточноевропейской диаспоры, которые, в свою очередь, организуют выставки израильского искусства. Благодаря этим проектам зрители узнают нашу страну, наш Израиль через восприятие художников, по их картинам. Для каждого музея д-р Галина Подольская составляет альбом-каталог – с авторской экскурсией по теме коллекции, включая сведения о художниках, их образовании, заслугах, музейных собраниях. Это титанический труд, в котором сочетаются организаторские способности, интеллект, владение темой и писательская составляющая автора. Главное, что в итоге этот труд дарит людям разных стран кусочек красоты Израиля, ощущение жизни на Святой Земле. В одной из своих публикаций я назвала эту деятельность «Миссией добра». Так оно и есть. Я была на открытии выставки «Пейзаж Святой Земли» в Черкасском областном художественном музее, в Уманском художественном музее и видела, с каким воодушевлением они принимаются.

Для самих художников это дорого, поскольку многие из них родились и получили образование в бывшем СССР или на постсоветском пространстве, хотя, как художники, состоялись в Израиле. Картины, подбираемые д-м Галиной Подольской для музеев, утверждают положительный образ Израиля как страны мира.

В 41 номере журнала «Русское литературное эхо» был помещен материал «Художник и слово» о Вере Хлебниковой, на обложке - картины, подаренные израильскими художниками Дому-музею Велимира Хлебникова - филиалу Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина. Именно этот номер от имени редакции журнала был передан Астраханской картинной галерее на конференции «Музей и время», в которой принимала участие Галина Подольская:

 

- Галина, Астрахань – город вашего рождения, юности, профессионального становления. Как встретил вас ваш город?

- Начну с того, что приезжать в свой родной город для меня – радость. В Астрахани я родилась. Мне было здесь интересно жить, а теперь интересно сотрудничать. Я счастлива, что изобразительное искусство Израиля, культура страны, ставшей для меня страной нового профессионального рождения, вызывает интерес в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина. Галерея была первым музеем изобразительных искусств, в который я ступила ногой, будучи ребенком, и осталась очарованной ею на всю жизнь, хотя потом были другие замечательные музеи. Однако галерее из детства было суждено стать для меня «музеем воспитания чувств», вкуса и эмоциональной потребности находиться в мире искусства. Известно, что на определенном этапе нашего творчества круг событий бытия неминуемо должен сомкнуться, позволив вернуться к тому, что запало в душу с детства. В моей жизни так и случилось. Я люблю бывать в музее с детства. Он и сейчас волнует меня.

 

- Галина, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о картинной галерее, в которой проводилась конференция.

- Конференция была посвящена 140-летию со дня рождения основателя галереи, купца и коллекционера Павла Михайловича Догадина.

Тема «Музей и время», вынесенная в заглавие конференции, - одна из самых актуальных в свете меняющихся направлений музейной деятельности и новых форм популяризации историко-культурного наследия, хранящегося в музейных собраниях.

В этой связи понятен и круг рассматриваемых вопросов, масштаб мероприятия. В работе конференции приняло участие 72 докладчика из Астрахани, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Екатеринбурга, Кемерово, Петрозаводска, Ульяновска, Кяхты, Чебоксар, Элисты. И это понятно, учитывая место Астраханской картинной галереи как художественного музея среди музеев России. В 2018 г. галерее исполняется 100 лет. В настоящее время ее фонды составляют более 19 тысяч экспонатов, среди которых иконопись, произведения ведущих русских художников XVIII - нач. XX вв. и западноевропейского искусства, уникальная коллекция русского авангарда, искусства советского периода в его основных этапах развития, современного российского искусства, кабинет западноевропейской гравюры XVI-XIX вв. с гравировальным станком образца  XVII  столетия.

АГКГ им. П. М. Догадина представляет музейный комплекс, включающий Астраханскую государственную картинную галерею им. П. М. Догадина, Дом-музей Велимира Хлебникова, Дом-музей Б. М. Кустодиева, Музейно-культурный центр «Дом купца Г.В.Тетюшинова». История собрания галереи – от 130 картин ее основателя к двум десяткам тысяч – это уже «Музей и время».

 

- Расскажите, если можно, более подробно о конференции…

Конференцию приветствовали первые лица города - от Общественного совета при министерстве культуры и туризма Астраханской области, Астраханского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Совета по защите прав предпринимателей при Губернаторе Астраханской области, Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов», специалисты с кафедры культурологии Астраханского государственного университета.

У галереи немало партнеров в серьезных музейных центрах России. В конференции принимали участие сотрудники из Реставрационной мастерской масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, из «Консультационно-методического центра художественных музеев РФ» Государственного Русского музея. Некоторые из участников прислали свои выступления в видеозаписи, выступали в скайпе, образуя живой телемост между людьми, которых волнует настоящее и будущее искусства. Сотрудники из «Центра координационной деятельности с художественными музеями России», Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва выступали в скайпе. На открытие приехал давний друг галереи и Дома-музея Велимира Хлебникова Заслуженный художник Калмыкии С.Ботиев.

В репрезентативный культурно-краеведческий блок сложились доклады сотрудников Астраханской картинной галереи и ее филиалов - Дома-музея В.Хлебникова, Дома-музея Б.М.Кустодиева, МКЦ «Дом купца Г.В.Тетюшинова»; Астраханского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и его филиалов -  музея Курмангазы Сагырбаева, музея «Российский арбуз»; Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской, преподавателей и студентов Астраханского государственного университета; технического и архитектурно-строительного университетов; Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа; колледжа культуры и искусств; колледжа вычислительной техники; сотрудников АО «ПИ «Астрахангражданпроект» и ООО «Рунетсервис»; преподавателей общеобразовательных учреждений г. Астрахани лицея №2 имени В.В.Разуваева, СОШ №58, ООШ № 7.

 

- Вы были гостьей на конференции, но ваш доклад стоял на пленарном заседании. Почему?

- Гостей в Астрахани принято уважать. Это в традициях города, находящегося на границе Европы и Азии.

 

- Какова тема вашего доклада?

- Тема «Музей и время» - широкая культурологическая тема. Футуристы утверждали: «Только мы – лицо нашего времени». Музей объединяет лица времен. В моем сообщении рассматривалась одна из граней этой проблемы - аспект, связанный с возможностью открытия коллекций израильского изобразительного искусства в художественных музеях. Эта форма уже апробирована мною на опыте проведения международных некоммерческих проектов, которые стали возможны в условиях культурно-экономической ситуации современности, когда на местах активно задействуются внутренние резервы. Практика показывает, что музею легче провести выставку из собственного фонда, но для этого нужно в него попасть и получить этот шанс. Оторвавшись от своего создателя, произведение начинает жить жизнью музея в его экспозиционно-выставочной деятельности, может стать объектом культурно-просветительской работы и предметом научно-исследовательского рассмотрения.

 

- Как вы думаете, почему такие проекты востребованы музеями?

- Это качественная сторона работ, которую оценивает и подтверждает экспертная комиссия музея. Выставки приурочиваются к самым значимым для регионов событиям и проводятся от двух до шести месяцев. Некоторые из работ – в зависимости от конкретных задач музея - включаются в постоянные экспозиции.

Это содержательность предлагаемой темы, ее культурно-исторические предпосылки, обоснованность концепции.

Это общность эстетического представления о предмете экспонирования у художников, передающих работы, и музея, принимающего их в фонды.

Это серьезное альбомно-каталожное сопровождение, по которому можно судить о том, какое место конкретная работа занимает в сформированной коллекции.

Это то, что помогает музею в организации конкретной выставки и привлечению к ней целевой аудитории.

Наши коллекции есть в художественных музеях России, Азербайджана, Украины, где выставки уже проводились, готовимся к Узбекистану.

 

- А в Астрахани проводилась такая выставка?

- Она в плане галереи на 2017 год. Выставка планируется к 300-летию Астраханской губернии, созданной по указу Петра Великого.

 

- И как это сочетается?

- Не всегда можно предугадать механизмы экспозиционно-выставочной работы музея. Например, работы наших художников Шауля Космана, Германа Непомнящего, Любови Минкович уже экспонировались в инновационном проекте галереи «Музейный дворик»: Новое пространство музейной коммуникации» (авторы – М.В.Емелина, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе, и И.И.Перова, директор галереи). В октябре прошлого года проект был представлен в Государственном Русском музее на Международной научно-практической конференции «Пространство музея и зритель» в Санкт-Петербурге. Это и есть жизнь произведения, оторвавшегося от художника. Отчасти здесь присутствует и момент удачи. И это нормально.

Фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 тысяч единиц хранения. В день конференции была экскурсия «Открытые фонды», на которой главный хранитель галереи Т.Н.Макарова отметила появившуюся в них израильскую коллекцию.

Работы наших художников – это замечательные работы по уровню исполнения. Они несут положительное знание о мире. Они демонстрируют представление о Земле Израиля - хранительнице святынь мировых религий, устои которых во многом влияют на формирование изобразительного искусства той или иной страны. И это созвучно многонациональной Астрахани, посетив которую врач и поэт немецкого барокко Пауль Флеминг писал:

Хоть ты не велика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племен к тебе направил.

Снаружи ты пышна, как Иерусалим,
Внутри же Вифлеем с тобой едва сравним.

Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.

Он руку может здесь Европе протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…

Эти стихи я знаю со студенческой скамьи. Они звучали во мне, когда я отбирала работы художников по проекту «Иерусалим – духовная столица мира и город у моря».

Земля Израиля, запечатленная в произведениях изобразительного искусства нашими современниками, выходцами из СССР и стран постсоветского пространства, являющихся носителями культуры страны исхода и Святой Земли, разве может это не быть интересным? Привет с Земли Обетованной – к юбилею. Такого рода жест означает не что иное, как дипломатию через искусство, скрепляя мир через культуру на практике. К тому же среди израильских коллекций в России в Астраханской картинной галерее находится самая значительная. В 2015 - 2016 гг. фонды галереи пополнились 65 произведениями живописи и графики. Среди них 50 работ подобраны по теме «Иерусалим — духовная столица мира и город у моря» - проект с Астраханской государственной картинной галереей им. П.М. Догадина, 15 работ – по теме «Художник и слово. К 125-летию со Дня рождения Веры Хлебниковой» - проект с Домом-музеем Велимира Хлебникова.

 

- Я знаю, что вы всегда привозите много подарков, отражающих культуру Израиля…

- Доклад – докладом, но помимо того, состоялась презентация картин Андриана Жудро, Вадима Макарова, Маргариты Левин. Эти работы завершили растянувшийся на год проект «Художник и слово», посвященный 125-летию со дня рождения выдающейся астраханки, художницы и поэтессы Веры Хлебниковой.

История семьи Хлебниковых связана с Иерусалимом. В Иерусалиме ушел из жизни дед Веры и Велимира – купец первой гильдии Алексей Иванович Хлебников. Паломничество на Святую Землю стало его последним земным странствием. Тело усопшего из духовной столицы мира было привезено в столицу нижневолжскую и предано земле в семейном склепе в Астрахани.

Этот факт, связывающий историю семьи Хлебниковых со Святой Землей, явился отправной точкой для формирования израильской коллекции к проекту Объединения профессиональных художников Израиля «Художник и слово», посвященному памяти Веры Хлебниковой». Впрочем, не буду скрывать, - это одна из самых заветных для меня тем, поскольку творчество Велимира и Веры Хлебниковых всегда было в круге моих исследовательских интересов. Это нашло отражение в учебных изданиях для школ Астраханской области «Где Волга прянула стрелою… Поэтическая антология» (1995) и художественно-публицистическом сборнике «Жгучи свободы глаза…» (1997), где я была составителем, автором предисловий,  сопроводительных  статей, комментариев. То, что предложенная мною тема оказалась созвучной израильским художникам, было для меня большой радостью.

В библиотеку галереи, как центру искусствоведческих и культурологических исследований, мною были переданы альбомы-каталоги из серии «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях» (Астрахань, Баку, Ташкент, Ижевск, Одесса, Умань, Черкассы, Чернигов), а также издания о творчестве живописи Анатолия Метлы и Аркадия Лившица, чьи работы имеются в галерее.

В знак нашего сотрудничества директору Астраханской картинной галереи Ирине Перовой было вручено Благодарственное письмо от Объединения профессиональных художников Израиля.

От редакции журнала «Русское литературное эхо» - номер журнала с публикацией о проекте «Художник и слово».

От Иерусалимского пресс-клуба - «Иерусалимский гранат» (керамика) - символ 613 заповедей евреев, которые соединяет в себе царь плодов Ближнего Востока.

 

- Но были ли особенные доклады или события на этой крупной конференции?

- Такой момент был, когда галерее передавались архивные документы, относящиеся к семье Догадиных. Трудно переоценить значение такого артефакта для музея, являющегося центром изучения жизни П.М. Догадина. Сегодня значима каждая песчинка, связанная с его судьбою.

В какой бы области я ни работала, я остаюсь исследователем, поэтому знаю радость вкуса к найденному документу, наличие которого позволяет понять механизм «часов эпохи».

Среди переданных документов счёт из гостиницы «Москва» г. Санкт-Петербург на имя госпожи Догадиной от 2 октября 1898 г, рекламный проспект к книге А. Бенуа «История живописи всех времён и народов» издательства «Шиповник» 1912-1917 гг., почтовый конверт без письма Константину Павловичу Догадину, черновик письма о наследственном споре, две хозяйственные записки. Со слов дарителя, после реставрации кровли и здания дома Догадиных всё это попало с чердака на рынок…

Старые дома, как и люди, умирают. А город обретает новый архитектурный облик. Но вместе со снесенными домами улетучиваются и частички «культурного слоя». Прошлое отступает. И выметаются с пылью земною штрихи эпохи. Почитатель астраханской старины инженер-реставратор М.Ю.Катруца - давний друг Астраханской государственной картинной галереи. Собиратель и коллекционер, он неоднократно передавал в ее фонды книги, документы, предметы, фотографии, относящиеся к истории и деятельности галереи.

Конференция «Музей и время». 140 лет со Дня рождения основателя галереи. Трудно себе представить, что сегодня что-то могло сохраниться со времени, когда он жил. Ну, как здесь без ахматовского «Ах, если б знали, из какого сора рождаются стихи…»? Факты – вещь упрямая и ныне самая надежная для познания предмета исследования.

 

- Знаю, что программа конференции была обширной и насыщенной. Расскажите об этом подробней.

- Современные крупные музеи – это музеи новых форм работы с аудиторией, интерактивных экскурсий, музейных квестов, мастер-классов. Это то, что нравится молодежной аудитории как в актуальном, так и в традиционном музее. Это то, что мне было любопытно увидеть. Но рассказать мне хочется о том, что мне ближе.

В витринах зала русского искусства XIX века Астраханской была предложена выставка графики из коллекции П.М.Догадина, приуроченная к 140-летию со дня рождения основателя галереи, дню открытия в Астрахани художественного музея и 145-летию со дня организации первой выставки Товарищества художественных передвижных выставок.

Среди работ, приобретенных «астраханским Третьяковым», особое место занимают работы художников из Товарищества передвижных художественных выставок, многие из представителей которого опирались на сюжеты из русской истории и российской действительности второй половины XIX в.

В витринах зала Русского искусства XIX в. можно было увидеть пейзажные рисунки И.Шишкина и Ф.Васильева, портретные наброски В.Маковского, рисунки с жанрово-бытовым сюжетом «После пожара» В.Серова и «Осиротевшая» В.Васнецова, иллюстрация И.Репина к «Запискам сумасшедшего» Н.Гоголя – портрет Аксентия Поприщина - главного героя повести. Работы выполнены в разных техниках графики - графитный и свинцовый карандаш, тушь, перо, акварель. Рядом с каждой из работ - история указана приобретения. Например, рисунок Ильи Репина к «Запискам сумасшедшего» (1870) был приобретен П.М. Догадиным в Художественном салоне К.Ламерсье в Москве и является одним из пяти иллюстраций к повести, четыре из которых находятся в Государственной Третьяковской галерее.

В Гравюрном кабинете экспонировалась фондовая выставка западноевропейской гравюры, посвященная 175-летию Ивана Акимовича Репина. В обширном собрании галереи эстампы из библиотеки астраханского библиофила, коллекционера и мецената (1841-1908). Выставка «Из белой глубины листа» сформирована как уникальный многосторонний обзор коллекции ее собирателя, мечтавшего о создании в Астрахани Общественной библиотеки с отдельным помещением для разглядывания эстампов. Это около 70 листов гравюр XVI-XIX вв., среди которых оттиски с живописных шедевров европейских художников, вазописи и глиптики из музеев Италии, выполненные в формате почтовой марки. Это гравюры с панорамами Рима, Венеции, Орлеана, Гавра и Эмса, отреставрированные специалистами ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря.

Сегодня многие крупные музеи имеют детские студии. Проект «Детская картинная галерея» - один из очень популярных в Астраханской картинной галерее. Выставка работ участников Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» говорила сама за себя.

 

- Было еще что-то особенное во время посещения выставок?

- Впечатлила выставка «Россия Ильи Глазунова» - проект Астрахани с Московской государственной картинной галереей народного художника СССР И.Глазунова. Более полусотни работ живописи и графики из циклов «История России», «Поле Куликово», «Блокада Ленинграда», иллюстрации к русской классике, философско-православные сюжеты. Пейзажи, портреты, эскизы декораций театральных постановок... Помню, как в 1980-е гг. была на выставке Глазунова в ЦДХ. Многое казалось спорным, что-то вызывало недоумение, что-то захватывало. Сегодня совершенно очевидно, что творчество И. С. Глазунова - значительная страница в истории русской культуры и искусства. А его графика к Ф.Достоевскому просто поразительна.

 

- Скажите, Галина, как вы оказались приглашенной на столь представительную конференцию?

-  Существует практика любой конференции: с кем сотрудничают, тех и приглашают. Сотрудничество между Объединения профессиональных художников Израиля и Астраханской картинной галереей продуктивно. Правда, тема, по сути объединяющая музеи и художников, на практике понимается каждой из сторон по-разному. То, что для культурологов звучит, как «Музей и время», для представителей изобразительного искусства – это извечная проблема «Художника и времени». Когда уходит весна творчества, остается зимний дом из толщи времен, если это не Дом Искусства... В старые времена музей оставался для художника недосягаемой мечтою... Но произошло «обыкновенное чудо». Я пришла в галерею родного города с предложением, представляющим интересы Объединения профессиональных художников Израиля, и это предложение совпало с интересами Астраханской картинной галереи. И я почувствовала себя счастливой, потому что толща времен сократилась до обозримого пространства. У каждой эпохи свои часы. Важно уловить ход времени и делать то, что тебе дает твой час.

Весной 2015 г. Иерусалимский пресс-клуб устроил встречу с художниками – участниками проекта. Вечер вели руководитель пресс-клуба д-р Роман Гершзон и его заместитель Александр Аграновский. На этой встрече журналисты отметили важность состоявшихся международных проектов, видя в них реальное продвижение израильского искусства в мире во благо международных связей между нашими странами. Было отмечено сотрудничество с Астраханской картинной галереей. Каждому из участников проектов мною был вручен пакет документов, благодарственное письмо от администрации галереи за переданную в дар работу и диск с виртуальным туром по ее залам Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина.

 

 - Галина, на конференции «Музей и время» от Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина вам было вручено Благодарственное письмо за многолетнюю плодотворную деятельность в сфере культуры, за энтузиазм и инициативу, личный вклад в развитие культуры и искусства. Грамота была вручена И.И.Перовой, директором Астраханской картинной галереи. Поздравляю вас с наградой, с наступившим Новым 2017 годом и расскажите о ваших планах на этот год?

- Не знаю, как на год, но есть план жизни. Быть в согласии с собою. Хранить этот духовный мир. Уважать мир своих единомышленников. Продолжать познавать мир и созидать его через изобразительное искусство Израиля. Пункты назначения здесь могут быть разные, важно идти к ним с любовью, или не идти вообще. Других установок я не знаю, если мы строим этот мир для того, чтобы в нем жить.

Я благодарна, все тем, кто в Израиле разделяет мои убеждения, прежде всего, Объединению профессиональных художников Израиля как организации, консолидирующей замечательных художников нашей страны, и ее председателю Анне Зарницкой.

Я благодарна Иерусалимскому пресс-клубу, поощряющему эти проекты, журналистам и людям, причастным к творческому труду, - Александру Аграновскому, Роману Гершзону, Александру Разгону, Михаилу Фельдману, Якову Басину, Александру Баршаю, Борису Рохленко, Галине Агароновой, Злате Зарецкой, Ольге Файнберг, Михаилу Юдсону, Генеральному директору АзИз Льву Спиваку.

Благодарна вам, Ася, как ответственному редактору журнала «РЛЭ», на страницах которого освещается весть этот материал, Нэле Васильницкой – дизайнеру альбомов-каталогов, Нинель Мерлин – автору фильмов-презентаций, Владимиру Боксеру – удивительному фотографу.

Мои планы – это люди, которые рядом со мною и которых мне хочется поздравить с наступившим Новым годом как непосредственных участников уже состоявшихся проектов.

   Спасибо вам, художники Израиля, поддерживающие Израиль своим талантом, чьи работы уже несут миру мир Израиля, находясь в музеях, которые, надеюсь, сохранят их от коррозии времени: Аарон Априль, Виктор Бриндач, Пинхас Бергельсон, Анатолий Баратынский, Шмуэль Вольфман, Арсений Годин, Алла Гринберг, Рут Гроссман, , Эдуард Гроссман, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Леонид Зильбер, Мила Зильбер, Борис Гейман, Рут Гроссман, Эдуард Гроссман, Александра Ильяева, Вячеслав Ильяев, Нахум Ильяшимов, Иосиф Капелян, Вениамин Клецель, Шауль Косман, Борис Котляр, Леонид Крицун, Хаим Капчиц, Фаина Кацен, Виктор Кинус, Вениамин Клецель, Аркадий Лившиц, Маргарита Левин, Вадим Макаров, Анатолий Метла, Любовь Минкович, Сергей Москалев, Олеся Москалева, Герман Непомнящий, Аркадий Острицкий, Бениамин Райхлин, Иосиф Резников, Оливия Росси, Лев Сегал, Виктор Слонимский, Ирина Сорочинская,  Макс Стучевский, Григорий Фирер, Анатолий Финкель, Илья Хинич, Анна Ходорковская, Олег Шакред, Лилия Шошан.

   В музеях других стран у нас немало единомышленников. И я глубоко признательна им всем.

 

 

 

 

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская