Галина Подольская
В октябре 2016 года уроженец Киева израильский художник Аркадий Лившиц в составе
делегации из Израиля побывал на открытии выставки Объединения профессиональных художников Израиля в Черкасском областном художественном музее и передал в библиотеку музея издание «Земля Израиля. Аркадий Лившиц. Живопись» (Иерусалим, 2016. Серия «Палитры Израиля: Художественный календарь». Проект д-ра Г.Подольской), а также другие книги-альбомы, в которых отражено творчество художника.
Учитывая, что Еврейский новый год приближается, уместно говорить и об издании, связанном с этой традицией.
Художественный календарь – красивая традиция, сложившаяся в издательской культуре ХХ века, когда в полиграфическую практику вошли календари с репродукциями шедевров мирового искусства. Это стало характерной чертой эпохи широкого интереса к произведениям изобразительного искусства в обществе.
Издание художественного календаря «Земля Израиля. Аркадий Лившиц. Живопись» - в русле этой эстетико-просветительской традиции. Работы художника известны во Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Польше, США, Канаде, России. Среди выставок последних лет наиболее значительны персональные московские – в муниципальной «Галерее А - 3», что в легендарном Староконюшенном переулке, в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына, Музее М. Цветаевой, в Центральном Доме Художника, Еврейском культурном центре «Марьина роща»... Едва ли не каждое из названных мест – знаковое, как воздух, – для творческого человека, чья юность прошла в Москве 1960-х, хотя местом рождения художника был Киев.
Вызывает неподдельное уважение общественная деятельность Аркадия Лившица, направленная на продвижение творчества русскоязычных художников в Израиле. В 1987 году он стоял у истоков создания деревни художников Са-Нур, выступил организатором выставки санурцев в Кнессете (2006 г.). С 2003 года Аркадий Лившиц – член правления Объединения профессиональных художников Израиля, участник по сути всех творческих проектов организации. Выступил настоящим подвижником в осуществлении проекта «По следам Шагала» в Израиле. Художник имеет множество благодарственных писем из музеев стран восточноевропейской диаспоры за участие в благотворительных проектах, поддерживающих положительный имидж Израиля через культуру.
Живопись Аркадия Лившица представлена в государственных коллекциях музеев Израиля (Иерусалим), России (Москва, Астрахань, Ижевск), Беларуси (Могилев), Украины (Одесса, Харьков, Николаев, Умань, Черкассы, Чернигов), Азербайджана (Баку). Некоторые из работ, вошедших в календарь, составляют «золотой фонд» собрания художника.
С 1974 года Аркадий Лившиц проживает в Иерусалиме – столице Страны Сиона, где принято издание еврейского календаря. О первом дне творения в Торе говорится: «И был вечер, и было утро, день один». Сутки начинаются с вечера – с заходом солнца. Согласно иудаизму отсчет всех религиозных праздников ведется с Нисана (апреля). Однако счет лет начинается с Рош а-Шана - седьмого месяца (Тишрей). Все эти особенности учтены в календарной части издания.
Земля Израиля как небесная тропа
Аркадия Лившица
Пейзаж – живопись живой природы и ее состояний в мире. В статье «Кризис цвета» Марк Шагал писал о том, что «природа не терпит зла, ненависти, безразличия». Но то, что сегодня вылилось в проблему экологическую, коренится в утопии о нравственном законе Бытия, сотворенного Всевышним, - мира, в который был приведен человек.
Пейзаж современен всегда, поскольку, как жанр изобразительного искусства, он отражает исконную взаимосвязь между художником и действительностью. Что и как видит художник? Что и как желает живописать? Пейзаж - пробуждение жизни живописи, как палитры цвета и света.
Аркадий Лившиц не пишет с натуры - он мыслит с натуры. Его работы – это «цветовпечатления», складывающиеся в обобщенный образ земли Израиля. Это художественное тождество между объектом бытия и взглядом живописца - личное, субъективное, замешанное на созерцании, фантазии, опыте художника.
Один из излюбленных колористических приемов Аркадия Лившица - контраст лаконичных цветовых сопоставлений. Этот живописный прием лежит в основе находящихся в музеях Украины полотен «Цфат», «Тверия», «Другие берега», воссоздающих образы священных еврейских городов, расположенных на севере Израиля. Помимо эстетической значимости эти работы важны для страны исхода уроженца Киева и с просветительской точки зрения, поскольку связаны с отражением мест пребывания Рабби Нахмана на Земле Израиля. Для праведника из Брацлава галилейские города сыграли решающую роль в систематизации его знаний по истории иудаизма. Ныне могила Рабби Нахмана в Умани стала местом паломничества хасидов мира. В книге «Путь земли» рассказывается о том, как в 1798 году, находясь в Цфате и Тверии, Рабби Нахман достиг своего духовного совершенства.
Картина Аркадия Лившица «Тверия» из собрания Черниговского художественного музея имени Г.Галагана - работа, вобравшая ощущение духовности всех времен. Аскетичным мысом чертог мудрецов и праведников врезается в пространство то ли неба, то ли снега, то ли молочного моря. Кажется, что само пространство на холсте, точнее, град Тиберийский на Тивериадском озере, разряжено, как на настоящих горных вершинах с нетающими снегами. Но этот захватывающий дух «ирреалистический» вид – лишь один из пейзажей западного берега Кинерета. Такова Тверия художника – город, в котором была создана часть Иерусалимского Талмуда и куда сегодня стекаются десятки тысяч людей посетить национальные святыни - гробницы Рамбама, рабби Иоханана Бен-Закая и рабби Акивы…
В собрании Уманского художественного музея находится картина Аркадия Лившица «Цфат». Священный город раввинов-мистиков, каббалистов, создания свода еврейских законов «Шулхан арух» воссоздан живописцем через бело-сине-голубые полутона. Сдержанная цветовая гамма, лапидарность, путь к истине?
Города, поселения, веси… Все это интересно. И тем не менее, самая яркая сторона дарования Аркадия Лившица проявилась в воплощении пейзажных мотивов, созвучных душе художника. В тексте Книги Книг немало интересных сведений о традициях и растительном мире Земли Израилевой, которую Моисей называл «Землей масличных деревьев». На картине «Старая олива», находящейся в экспозиции Музея природы столицы Израиля, могучее древо обретает символическое звучание. В его мощном стволе заключена энергия жизни, долголетия и плодородия. Олива - символ национальной вечности Израиля. Расположенная по середине холста, она, как ось мира, разделяет мироздание. Ствол сильного древа дан во фрагменте, словно запечатлевшем на морщинистой коре ровесницы Иерусалима один из псалмов Давида.
В природе нет ничего лишнего. Всевышнему было все угодно в сотворенном им мире – от пальмы-красавицы до худосочного сорняка. И все-таки жизнь человека зависела от урожая пшеницы, ячменя и маслин, служивших в те времена мерилом благосостояния на Ближнем Востоке.
На картине Аркадия Лившица – синие горы и хлебные поля, хранящие тайну Руфи и Вооза. Золотятся колосья, подсвечивая крону маслин. Романтическая ночь. Мир такой, словно и не придется в нем отделять зерна от плевел. Вера в силу тех, кто родился из доброго семени. Визуально работа словно заключена в шар, и эта круговая композиция подчеркивает ощущение завершенности развития внутреннего сюжета (Черкасский областной художественный музей).
Некоторые из работ художника посвящены горной части древней Иудеи – нынешнему району Иерусалима Эйн-Карем. Когда-то здесь располагалась живописная арабская деревушка, именуемая «Виноградный источник». Места Эйн-Карем связаны с лиричным евангельским преданием: в граде Иудином произошла встреча Девы Марии с Праведной Елисаветой. Три месяца Мария провела здесь, черпая воду из родника, что ныне зовется Источником Пресвятой Девы Марии.
В десяти минутах ходьбы по спуску к лощине перед Иудейскими горами находится медицинский центр Хадасса Эйн-Карем, больничную синагогу которого украшают витражи Шагала «Двенадцать колен Израилевых», ставшие одним из символов Иерусалима, вдохновившие и Аркадия Лившица к написанию одноименного аллегорического цикла.
В панорамном диптихе «Эйн-Карем» из собрания Астраханской государственной картинной галереи имени П.Догадина угадываются все перечисленные места, спрятавшиеся за густыми, насыщенными, плотными красками, подобными наслоению преданий земли, по которой ступает художник. Они живут на холсте в рыже-коричнево-красных тонах, словно не выговорившейся славянской осени. Может, из-за того, что век поры очей очарованья столь короток в наших пенатах, это и подстегивает порыв художника поймать осенние минуты?
А вот не осенняя тетрадь, но вновь дорогое выходцам из стран восточно-европейской диаспоры мгновение. Лесная аллея, свободно пройти по которой мешает поваленное дерево. Стайки деревьев тают, как свечи в переливах листвы. И не постичь разумом, почему хочется утонуть глазами в импрессионистической роще – не березовой, не белоствольной, не снежной, а белой от света? Это та неповторимость, которую мы знаем не по фантазиям - по собственным воспоминаниям… Ностальгия? Для определенной категории зрителя – несомненно. Но за сорок с лишним лет проживания в Иерусалиме Аркадий Лившиц давно преодолел конфликт идей, направлений, состояний души. Его творчество – это путь к себе через сближение мировых культур: мир един, если в нем есть точки соприкосновения с собою. Эти созвучия зазвучали торжественным аккордом в образе Иерусалима.
Работа Аркадия Лившица «Голубь Иерусалима» из постоянной экспозиции Одесского Дома-музея имени Н.Рериха - это образ мира в городе мира. Не отвлекаясь на детали, художник ведет к главному: ворота вечного города открыты для тех, кто идет сюда с миром. «Храмы различных религий мирно стоят рядом на фоне остальных зданий, сливающихся в единое целое. Все они надежно защищены стеной, а в вышине их осеняет своими крыльями голубь – символ мира и благоденствия. Цветовое решение необычно для Аркадия Лившица – полотно выполнено почти в технике гризайли, образы обозначены белым цветом в сочетании с различными оттенками синего и голубого, лишь изредка разбавленного золотистыми солнечными бликами, и только ворота окрашены в желтый цвет. Вся картина представляет собой образ мира, свободный от насилия: с одной стороны, это мысль о свободе от преследований и страданий, которые пришлось пережить еврейскому народу в прошлом, а с другой – это мечта о прекращении вражды на самой Святой Земле, о завершении бесконечных войн на Ближнем Востоке, а также стремление к гражданскому согласию внутри страны. Сам белый голубь во многом напоминает человека, он – словно ветхозаветный пророк, призывающий людей увидеть и понять друг друга, и остановить вражду <…>, - после полотна «Голубь Иерусалима» Алек Д. Эпштейн рассматривает образ города на картине «Старый Иерусалим», также помещенной в этом издании, - главный герой – именно город, величественно раскинувшийся своими улицами и кварталами почти по всему полотну, спокойно и торжественно возлежащий под мирным небом в легкой дымке, в обрамлении стройных кипарисов и тысячелетних стен». Примечательно, что при всех очертаниях конкретных минаретов, соборов и синагог – Иерусалим Аркадия Лившица - это всегда образ воображаемый, но подобный миротворному тексту, в котором мерцает «Свет Великой Реальности» (Н. Рерих).
А еще… Иерусалим - мгновенье красоты и святости… Если поутру, в пору цветения олив, случится тебе оказаться на одной из террас Горней - православного Горненского монастыря, то сам увидишь, как в ложбине Иудейских гор клубится рассветный туман. И отзовется в тебе мир, что «на небеси и на земли», но равно единый, и деревья, что рядом с тобою, распустившиеся над клубами пара, зацветут, как в обещанном Рае. Такая она – Московия в Иерусалиме на полотне «Весеннее утро». Такова одна из самых замечательных картин, переданных художником в коллекцию Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств (Ижевск).
Иерусалим земной и небесный в художественном сознании живописца порою меняются местами. К примеру, образ города на полотне «Иерусалим небесный» из собрания Национального музея изобразительных искусств Азербайджана (Баку) мало похож на чертоги Рая. Высотки новостроек - с высоты птичьего полета, словно перекрикивают друг друга. Перед нами - современная столица Израиля, согретая ощущением городского пейзажа, увиденного из собственного окна! Но чудеса в решете: парит этот город между землею и небом…
Аркадий Лившиц – по складу характера человек общительный. Однако, внешне находясь в центре событий художественной жизни Израиля, в собственном творчестве, он всегда стремился дистанцироваться от общественного мнения - жить по Андре Моруа, утверждавшему, что «не стоит ориентироваться на общественное мнение», оно «не маяк, а блуждающие огни».
В лучших работах Аркадия Лившица воплощен личный опыт художника и желание запечатлеть положительные знания о мире. Это поиск собственных граней бытия в творчестве. Это синтез, в котором блуждающие звезды зажглись огнями, освещающими небесную тропу к путеводной звезде.