Живучесть памяти

18 июля в Иерусалиме в 12.00 в Доме художника (Дать адрес) состоится открытие выставки работ Анатолия Баратынского, названной художником «Мои не очень дальние предки».

 

«Пиксельные портреты» А.Баратынского – это, прежде всего, живучесть памяти художника, запечатлевшей внешний облик близких ему людей через характерные черты, мимику, особенности жестикуляции, детали одежды и приметы эпохи.

 

«Основная идея серии «Мои не очень дальние предки», - по мысли художника, - отразить непрерывность прошлого и будущего, которое сегодня – настоящее».

Статья опубликована в газете "Вести" приложение "Нон - стоп" 21.07.2010

 

Эта тематическая концепция стилистически выражена художником как ощущение временного пласта между зрителем и теми, кто на полотне. Каким образом? А.Баратынский берет старую фотографию и преобразует ее. Начинает прописывать черно-белый образ, сохраняя монохромность, характерную для дагерротипа и старой живописи. А затем вводит имитацию современного экрана компьютера или телевизора – пиксельную сетку, покрывающую все поверхность картины, создавая едва уловимую завесу между нами и ними, жившими в прошлом.

По всей поверхности холста сетка видна гораздо отчетливее, он расцветает разными и оттенками, создавая ту самую вибрацию, которая и вызывает в памяти импрессионистические полотна.

И везде, во всех работах цикла, сохраняется хотя бы кусочек, где сетка написана темно-зеленым или желтовато-коричневым, изобразительно соединяя в себе приметы прошлого и будущего. Все это становится символом неразрывной связи со всем Родом.

 

И хотя в нашем веке пиксель уже стал приметой современности и архаизация, используемая А.Баратынским, - это скорее преднамеренное воссоздание приемов старых мастеров - отдельных элементов колорита, совершенно очевидно, что манеру А.Баратынского уже ни с чьей не спутаешь. Она сложилась эстетическая концепция художника.

 

Казалось бы, простая, как жизнь тема – история Рода. Но изобразительно – это современное искусство, в котором традиционная тема оживает в соответствие с регламентом этикета и устойчивыми формальными приемами стиля. Конкретное, индивидуальное, тленное стало символом вечного.

История развития изобразительного искусства показывает, что именно простые общечеловеческие темы оказываются наиболее сложными в изобразительном воплощении.

 

А.Баратынский – художник разный. Вспоминаю его работы гуашью на картоне, скажем, серию «Птиц» - импрессивные, ассоциативные, полные намеков, подсказывающих, истоки впечатления художника. Экспозиция «Мои не очень дальние предки» - иная – социально-психологизированная, как веха ощущения бытия художником.

 

Анатолий Баратынский (р. 1962) - израильский художник, выпускник художественного отделения Магнитогорского педагогического института, в Иерусалиме с 1991 года. Он – обладатель премии «Иш Шалом», призов Стокгольмской галереи «Art Addiction» ( Швеция), Конкурса Дизайна ( Шарлотта, Северная Каролина, США), дипломов Фестиваля Масок в Венеции ( Италия), Симпозиума Искусств «Tatra Art Muzeum»( Словакия),Биеннале Станковой Графики в Санкт-Петербурге ( Россия).

Его работы имеются в коллекциях Музея Искусств Мемориального комплекса Яд Вашем, Музея Современного Искусства в Джерси-Сити (США), Музея современного искусства в Париже, Tatra  Art Museum в Попрад (Словакия), в галереях Аллы Булянской в Лондоне  и Москве, в Государственном Художественном музее им. Нестерова (Народная Галерея Искусств «Урал»), в Галерее «Сангат» Музея Геологии в Уфе, в Музее Современной Графики в Санкт-Петербурге, в Центре Дизайна в Челябинске, Музее Природы в Иерусалиме, Галерее Искусств Банка Леуми в Тель-Авиве.

Выставка  «Мои не очень дальние предки» открыта до 18 августа.

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская