В цвете отражается жизнь.
Гёте
28 февраля 2010 года в зале «Гармония» Иерусалимского культурного центра (Гилель, 27) состоится открытие выставки эзотерических акварелей Ляли Асадуллиной - художницы из Уфы, члена Творческого союза художников России, Международногой Федерации художников при ЮНЕСКО.
Экспозиция «Радужный путь» включает 25 работ - по тематическим сериям «Радужный путь», «Пробуждение», «Аркаим» и автопортрет. Это акварели выполненные в многослойной технике, с использованием акварельных карандашей, пастели, серебряной краски. По манере письма работы тяготеют к супрематизму с его геометрическими ритмами, которым подчинено любое изображение, будь то фигуратив, пейзаж, маринистика. Многие из работ сродни медитациям в цвете, точнее, иерархическим законам соединения с небом - законам, которым подчиняется интенсивность цветоощущения. Не потому ли, что в этот момент является Истина? К ней тянется рука худо- жницы, пытаясь предвосхитить это состояние в ритмичном свечении цветов. Художнице хочется подняться над реальностью. Отсюда неожиданная поэтика картин – та, что зиждется на высвобожденном от деталей безграничном пространстве. Поэтика трепетной материальности, вибрирующей среди духовного обитания. Воплощение эмоциональных состояний подчеркнуто стихами, предпосланными художницей к каждой из картин. Некоторые из стихов графически вписаны в супрематические композиции. Сама попытка соединения смежных видов искусств в данном случае характерна для эзотерики как объекта искусства. Слишком много в ней тайн, скрытых смыслов, мистических учений и магических формул, предназначенных исключительно для «посвященных». Обычный художник чаще черпает себя в чем-нибудь попроще, доверяясь собственному глазу, не вдаваясь в подробности сотворения мира.
И тем не менее, эзотерика существует и имеет своих поклонников.
Замечу, что акварельная эзотерика Л. Асадуллиной очень эмоционально светлая и прозрачная по цветоощущению. Серия «Радужный путь», состоящая из 12 акварелей, задает этот радостный характер всей экспозиции. «АртРад» - искусство радости, радуги, солнца (Ра) - ощущение себя в творчестве», - так определяет художница свой стиль.
В канун третьего тысячелетия Л. Асадуллина сделала работы в несвойственной для нее тогда манере. Картины были выполнены под впечатлением от небесного явления ГАЛО, свидетельницей которого она стала в годы обучения в Магнитогорском пединституте. Увиденная иллюминация покорила художницу, со временем сложившись в композиции из геометрических форм «Река Времени» и «Город Солнца«.Внутреннее движение к «АртРаду» - уже началось, как путь к полету Но в жизни художника случайностей не бывает. Л.Асадуллина рассказывает: «Интерес к этой теме появился не сразу. Сначала вела занятия в изостудии «Радуга»; как-то прошла сквозь радужную дугу у фонтана и запомнила это ощущение; потом – такое редко бывает –увидела радугу зимой , рано утром и вечером; помню радужный шарик за окном поезда; двойные дуги… И вот еще: во время работы в училище вела дипломную работу у студентов - оформление кабинета физики – в том числе роспись на стене, включавшую спектр Ньютона и современный монитор. Неожиданно для себя я предложила объединить радугой прошлое с будущим». Потом вдруг у меня в руках оказалась книга «Законы радуги», давшая ответ на многие вопросы, например, как цвета радуги соотносятся с этапами развития природы, социума, как взаимодействуют Макро и Микро миры». Интересна в этой связи книга Терезы Версполь «Возникновение и тайны радуги с точки зрения гетеанизма и антропософии». Но более всего, меня заинтересовало учение Гёте о цвете, согласно которому «Свет через тьму - красный, Тьма через свет-синяя». Получается, что Тьма – это атмосфера.
Как художника, меня всегда смущало, что по Ньютону белый цвет составной, а, например, зелёный – основной, хотя каждому известно, что его можно получить, смешивая жёлтый с синим. Что-то не сходилось. По Гёте - белый свет – это простейшая, неразлагаемая сущность и не является составным. И пусть физики возражают художникам! Гетевское утверждение о том, что красный цвет -движение, энергия, а синий – спокойствие, познание – все это органично укладывалось во мне. А еще творец бессмертного «Фауста» был убежден, что «такое небесное явление, как радуга, являющее собой первообраз, не может не обнаруживаться также и в человеке». И это тоже откликалось во мне, как художнике, ощущающем цвет – мостом между человеком и духовным миром! И радуга – самое сильное чувственно-очищающее воздействие цвета на человека».
Эзотерические акварели Л.Асадуллиной подкупают ощущением, что художница несёт в себе свою радугу и побуждает зрителя к «АртРаду» в сердце.
Художница с радостью приглашает 28 февраля на открытие и 2,3,4 марта на свою выставку.
Галина Подольская