«Балаган» не наган

Автор оригинала: Галина Подольская 

 

(Участники: Эмиль Вульфин, Ольга Ерушалми, Полина Живова, Борис Караванов, Таня Караванова, Иосиф Капелян, Борис Котляр, Виктор Лось, Аркадий Лившиц, Григорий Фирер, Александр Филонов, Григорий Хатин, Илья Хинич, Валентин Шкода, Лидия Эйдус. Куратор Михаил Король).
- Вести. Иерусалим. 28.12.2006. с.20.
28 декабря в 19.00 в Иерусалимском просветительской центре «Теэна» (Иерусалим, ул. Кинг-Джордж, 6) состоится открытие выставки «Балаган-3» Объединения профессиональных художников Израиля. Почему «балаган»? Да потому что в канун Нового года хочется «побалаганить», хочется чего-то очень светлого и свободного, шутливого и легкого, как когда-то незамысловатое ярмарочное шоу на сколоченных подмостках в дни праздничных народных гуляний. Представленные на «Балагане-3» работы сюжетно и стилистически очень разные – от традиционных до авангардистских. Ряд работ рассчитан на широкую аудиторию, но есть и для «монозрителя» в «монопрокате».

Впрочем, во все времена «балаганные» выставки не всегда оказывались под силу зрителям, не обладающим фантазией и свободной игровой стихией живописного языка. Действительно, как увидеть смысл в том, что кажется нелогичным, или получить удовольствие от искусственно, хотя интеллектуально и прослеживаемых связей, если они не складываются в эстетическое удовольствие? Как быть, если понимаешь «революционность» манеры художника, но гипербола оказывается столь радикальной как самоцель, что начинает отталкивать, когда вместо «новой технологии» авангард становится арьергардом? Не всегда в искусстве художественная форма способна выжить за счет внутренних резервов. И тогда вызов, казалось бы, заезженным традиционным формам так и остается зависшим вызовом на волоске всполохов дадаизма.

 

Первый «Балаган» художники устраивали в день Первого апреля позапрошлого года. Но потом решили сделать «Балаган» ежегодным и всегда под Новый год - с праздничной программой, масками и розыгрышами. Нельзя менять только фамилии художников под картинами! Однако подспудно уже закладывались и свои традиции: выставлять на «Балагане» работы, так или иначе олицетворяющие нелицеприятное «сотрудничество» с бытностью, насаждающие ложноклассические приемы в советском искусстве, искусственно упорядочивающие организованность развития культуры. Но так было только на «Балагане-1», еще меньше на «Балагане-2». И вот сейчас этот процесс, можно сказать, идет на убыль. Политическая пропитка слоеного торта становится менее крепкой, но более кремоподобной. На смену взбитому семени эзопова мазка, интенциональному сарказму, искусственно сконструированным политизированным изыскам пришли мягкое иносказание, юмор, шутки, незлые озорные подколки. Нынешний «Балаган 3» - не наган, не стреляет, как предыдущие, зато заряжает положительной энергетикой. Отсюда и появившееся ощущение естественной свободы. Все это выражено в разных выразительных техниках – масле, акриле, графике, акварели, коллаже, композициях из предметов, традиционно не являющихся предметами искусства..

Так что же стало предметом изображения «балаганистов» на нынешней выставке? Жизнь - в  инструментарии привычных и самых неожиданных граней. Гудит раскрасневшаяся Москва в час пик – такой «балаган» на дорогах. Новогодние свечи среди звезд-цветов озаряют радостным светом. И тщетно будут завидовать корабли «плывущему» под солнцем Яффо. И уходят в опьяняющую, пространную даль глазастые березы, зазывая игривым взглядом. Венские стулья скандально разбросаны в обозримом пространстве. Книги нравственные и безнравственные, читанные и нечитанные, написанные хорошо или плохо, главное, что и те и другие связаны в стопки, что лежат у пыльного глобуса всей земли. И тут же герои Кафки со своими экзистенциальными проблемами и герои венецианского карнавала.

А вот рыба-глыба, словно кит, что не умещается в руках. И тут же - отдыхающий от мирских забот шимпанзе - с глубокой думой на челе. А потом еще одна «обезьянья сцена»: раньше говорили «яйца курицу не учат», теперь же «яйца учат обезьян», когда последние хотят их удержать, - вот такой «срамокат демагогий». К счастью, орел по-прежнему гениально творит полет - в разворот ослепительных крыльев, питая прихотливую фантазию души.

Таковы тематические аспекты работ участников «Балагана-3» - Эмиля Вульфина, Ольги Ерушалми, Полины Живовой, Бориса Караванова, Иосифа Капеляна, Михаила Короля (куратора выставки), Бориса Котляра, Виктора Лося, Аркадия Лившица, Григория Фирера, Александра Филонова, Григория Хатина, Ильи Хинича, Валентина Шкоды, Лидии Эйдус.

Участник «Балагана-3», председатель Объединения профессиональных художников Израиля Иосиф Капелян любезно согласился ответить на некоторые из вопросов в связи с предстоящей выставкой.

- Каковы истоки «Балагана» в искусстве и конкретно в живописи?

- Всякие новшества в искусстве, как правило, начинаются с «балагана» - в широком смысле разрушения устоявшихся норм и стандартов. Так было со всеми новыми для своего времени направлениями в искусстве. Импрессионисты – после академизма, затем – постимпрессионисты, экспрессионисты, различные модернистские разветвления после Второй мировой войны,  в 1950-е годы, а потом… - всякие «инстоляции» и прочие «сумасшедшие» течения…

-  А как в России? Существуют ли «балаганные» выставки сейчас?

-  Напомню, что в первые годы после Октябрьской революции «балаганные выставки» были особенно популярны. Однако очень скоро они превратились в революционно-пропагандистские агитки. Сейчас «балаган» - достаточно распространенная форма организации выставок в России. Это наиболее свободная и удобная форма для привлечения разностилевых и разнохарактерных художников. Не исключено также, что сама «идея освобождения от соцреализма» и по сей день еще опьяняет многих. У каждого – своя мера и свое время.

-  Скажите, в годы хрущевской оттепели в СССР массовый зритель впервые узнал, что такое андерграунд в искусстве, благодаря знаменитым выставкам в Измайловском парке в Москве. Андерграуд – это «балаган»?

-  Как появление нового течения – пожалуй. Но никак не по содержанию. В том виде, в каком андерграунд выступил в СССР, - это был не столько протест против соцреализма в искусстве, сколько политический протест, выраженный языком искусства. Что мы увидели? Гримасу иронии, горечи, едкого сарказма, беспощадной насмешки… Это было талантливо, но настолько всерьез, что не осталось места для доброй улыбки, шутки и незлого озорства, наконец, легкости мировосприятия.

-  Насколько актуально для художников ежегодно проводить «Балаган»?

-  Современное общество невозможно без создания традиций. Одни приживаются, другие уходят сами собою. Когда-то советское телевидение ввело новогодний «Голубой огонек». И люди его полюбили. «Балаган» для нашего Объединения профессиональных художников Израиля, учитывая, что подавляющее большинство наших художников русскоговорящие, - это наш «Голубой огонек», который сегодня нам нужен как наш праздник в преддверии Нового года.

 

Галина Подольская

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская