13 марта в Хадере в мастерской-квартире Елены Немиченицер состоится выставка работ Абрама Быкова. Вернисаж приурочен к 85-летию со дня рождения художника и организован учениками его студии «Портрет» в память о своем учителе.
Портрет – один из самых неповторимых жанров пластического искусства, неведомый летописец воспоминаний, схвативший представление об облике портретируемого в ощущениях художника.
Когда несколько лет назад в Иерусалимском культурном центре на выставке «Реалистический портрет» Объединения профессиональных художников Израиля я увидела работы Абрама Быкова, я замерла. Украинка в цветном платке – красивая и молодая… Взволнованное, вдохновенное, живое лицо, словно окутанное лирикой лазоревого пространства. На губах застыло, а может, просто затихло слово, вот-вот готовое слететь. Все, как в жизни, но и в поэзии одновременно. Так, что светится изнутри.
А вот портрет скульптора. Он словно смотрит на модель. Сама фигура расположена на холсте так, что он хотя и сидит, но словно парит на трапеции. Сосредоточенность, внутренняя устремленность, кажется, изолирует его от людской суеты, хотя на заднем плане в зеркале - его отражение в молодости. Гибкость, пластичность, скульптурность. Сама поза – реальная, но словно увиденная во сне. Смотришь и испытываешь счастье, что так хорошо от легкого, летящего реализма!
Потом долгое время я вообще не сталкивалась с работами Абрама Быкова. Вообще не знала, кто он, откуда, почему не выставляется, как другие художники, на выставках. Но то, что запечатлела художественная память: если что-то неподдельное, оно уже остается в тебе.
Почему? Да потому что это лица, которые не предала природа. Это лица, которые не предал и художник – в идеальной сущности тех, кто ему позировал. Чистые, с широко распахнутыми, ясными глазами – зеркалами души…
И вдруг новая встреча с работами А.Быкова в Хадере - встреча неожиданная в век обосновавшегося по всем статьям модернизма. Перелистываю журнал «Алеф» (2007), в котором опубликовано последнее интервью с художником: «Реализм сегодня – подвиг, ибо требует колоссального труда, школы, решения множества задач, упорства и таланта. В конце XIX века мода, коммерция и искусствоведы превратили всех в одно месиво под названием «модерн». Новации постепенно сформировали моду и своего зрителя. Пострадали культура, искусство, талант, который нивелирован и осмеян».
Почему реализм А.Быкова не утратил своей современности сегодня? Потому что рамки реализма как изобразительного метода были для него естественны и безграничны в своей достаточности, как мажор в мажоре или минор в миноре. Художником создана целая галерею портретов своих современников, по которым можно судить о жизни его поколения. При этом с самого начала творческого пути А.Быков пытался «схватить» в своих произведениях не внешние приметы индустрии Страны Советов (как это было характерно для художников эпохи соцреализма), а сложный внутренний мир Человека. Кажется, что во все времена – через лицеприятие - ему, художнику, было предназначено свыше восстановить в портрете связь времен, прерванную сталинскими репрессиями, войною, послевоенной действительностью, звонкой с оттепелью 1960-х, самолюбованием в годы развитого социализма. А еще, сквозь череду столетий сохранить Русскую школу портрета в стране иной ментальности. А.Быков был убежден, что «истинная радость и смысл жизни в реализации своего предназначения» (А.Быков). Предназначенность – не лицедейство. Иначе жизнь – все равно, что взятка у времени, пусть жесткого и лютого, но того, в которое ему выпало жить.
Один из любимых афоризмов А.Быкова звучал так: «Надежда на лучшее будущее не покидает меня». И изобразительно, как художник, справлялся с дисгармонией века, в который ему пришлось жить, ибо «в искусстве возьмет верх то, что будет отображать тайну души художника, воспринимающего гармонию Божьего мира».
Между тем жизнь А.Быкова, как и многих людей его поколения, не была безоблачной. Он родился в 1925 году в Киеве, учился в художественной школе. Потом – война и танковая рота. Продолжение учебы в художественной школе, Киевский художественный институт, Академия художеств Латвийской ССР в Риге, где учился в портретной мастерской профессора Яна Тильберга. Работа в Музее истории медицины, преподавание в разных студиях Риги, участие в многочисленных республиканских и всесоюзных выставках. Сохранилось 15 каталогов выставок. Некоторые из его работ хранятся в музеях Риги. Впрочем, их судьба в новой политической обстановке неизвестна.
В 1990 г. А.Быков с семьей репатриируется в Израиль, где создает Профессиональную студию «Портрет». Так город Хадера неожиданно становится местом сохранения заветов классического портрета, передачи традиций «из рук в руки» – от учителя – к ученикам.
Созданная А.Быковым студия являла собой сплав разных культур и народов: здесь учились изобразительному мастерству выходцы из России, Латвии, Армении, Грузии, Украины, Молдавии. Эта Школа Искусства стояла вне наций, времени, моды и конъюнктуры, как диалог, котором каждый познает друг друга. Это был урок толерантности мира изобразительного искусства.
А.Быков мастер, последователь школы живописца Павла Чистякова, как преподаватель,обладал редким даром – способностью быть проводником в тонкий, сложный мир искусства. Он самоотверженно старался привить своим ученикам серьезное отношение к Школе: крепкий рисунок, выразительность, художественность, любознательность, умение видеть, понимать и отображать. У А.Быкова были и свои требования к себе, как педагогу, - требования, звучащие с афористической точностью: «Учитель, говори не до конца. Оставь ученику пищу для ума… Учитель, если нет у тебя терпения, умения ждать и прощать – смени профессию… У талантливых - оголенные нервы. Учитель, люби и береги талант ученика… Мы совершенствуемся благодаря страданиям … Сначала Творец – потом Творение… Неудовлетворенность – признак дара Божьего…»
Лучшим другом А.Быкова был его коллега – художник и педагог Виталий Борисович Каркунов, с которым он постоянно общался, обсуждая возможности преподавания русского классического рисунка так, чтобы он стал линией судьбы на ладони призванного. Они обменивались опытом, обсуждали методики преподавания, поддерживали и дополняли друг друга.
А еще в студии «Портрет» были особые отношения с учениками, как подтвердила жизнь, было суждено продолжить жизнь в искусстве своего учителя. Свое наследие он завещал своей ученице Елене Немиченицер, продолжавшей обучение и работу в его студии на протяжении 18 лет, в мастерской-квартире которой проходит выставка. Сегодня художница работает над организацией выставки портретов работы А.Быкова в Париже.
В одном из интервью А.Быков заметил: «…события во времени протекают циклично, ведь все уже было: великое искусство древних Рима и Греции, за ними мрачное Средневековье, а потом страшные муки восстановления школы, и после них Ренессанс. Наверное, что-то подобное происходит и сейчас. «Я уверен, что возврат искусства на круги своя совершится. Хотелось бы дожить до этого времени»…
Но все те, кто учился в студии А.Быкова, считают, что это время наступило гораздо раньше – сами годы общения с их Учителем и были возвращением искусства на круги своя».
Галина Подольская