С 18 по 31 мая в Москве в Культурном центре Дома-музея Марины Цветаевой прошла выставка Маргариты Левин «Путь к беспредметному». Эмоциональный посыл, запечатленный Мариной Цветаевой в поэтическом завете "Тебе – через сто лет", как "квадрат письма" (М.Цветаева) вершинами пересеченных граней, вонзается в мир, преобразуясь в пылинки света. Этот свет не только не гаснет, но и обретает способность к ЦВЕТОВОМУ свечению. В этом смысле символично, что в Доме-музее М.Цветаевой – Божьей милостью Художника слова - проходит выставка живописи Маргариты Левин, продолжающей связь времен в смежном виде искусства.
Маргарита Левин родилась в Москве, окончила Московский полиграфический институт, училась живописи у Владимира Вейсберга, с 1990 г.- в Израиле. Выставлялась в галереях Израиля, Франции, Швеции, США, Канады.Яркая представительница эстетико-концептуального направления современного израильского изобразительного искусства, она сохранила чуткость ко всему лучшему в русской культуре. С 2005 года персональные выставки М.Левин регулярно проходят в Москве.
Два десятка лет жизни за рубежом не могли не сказаться на ее творчестве, впитавшем разные грани современного изобразительного искусства. Громадный преподавательский опыт, способствовал развитию просветительской стороны ее личности и великолепному владению словом в эссеистике ("Театр одного художника").
Все это стало благотворными предпосылками в формировании эстетико-концептуальной направленности индивидуальной манеры М.Левин, сочетающей интровертные и экстравертные качества. С одной стороны, умение передать медитативную сосредоточенность, погруженность в себя. С другой, - восприимчивость ко всему тому, что ее окружает и, прежде всего, к метафизическому познанию невидимых просторов Мироздания. Эти полярные качества неожиданно слились в гармонию противоположностей и определили цвето-обертонную стилистику художественного высказывания М.Левин. Это тип творчества, который уже не спутать ни с чьим другим: несуетный - по состоянию, внутренний и словно ниспосланный свыше – эмоционально, верный связи времен – философски,современный – по формам выражения. Это цветовой посыл к зрителю – "Тебе – через сто лет" – в «Духовных пространствах», "Светоквадратах", "Окнах", "Экранах", «Голограммах».
М.Левин тяготеет к тематическому объединению работ. И это не случайно: смысловая развернутость цикла в совокупности всегда шире отдельно взятых работ, его составляющих, – "Черный квадрат и лунный свет", "От Черного через Красное к Белому", "3 х 3 не 9", "Ноль в квадрате". Эти серии запечатлели устремленность художницы к Высшей Реальности, к иным измерениям бытия, что привело к созданию новых концептуальных жанров.
Цикл «Цветоцитаты» - новый этап творчества М.Левин. Это наитие, ощущение, рацио, тяготение к историко-культурному осмыслению и эстетическое осязание предметности в беспредметном пространстве как реализации и реальность.
"В серии «Цветоцитаты», - говорит Маргарита Левин, - я хотела проследить цвето-пространственные превращения в картинах «старых» мастеров (от Рембрандта) до 21 века. Показать связь в поисках цветового и духовного пространства картины наиболее ярких художников разных времен, выразивших состояние эпохи, носителей вечности. Ощутить запечатленное время, миг, погруженный в вечность, пространство этому соответствующее, найденное и застывшее в непрерывном импульсе ".
"Цветоцитаты" М.Левин - это цвето-интеллектуальный концерт, в котором Рембрандт и Тернер, Кандинский и Клее, Коро и Моне, Ротко и Малевич, Гойя и Руссо оказываются в составленных художницей квартетах, трио, дуэтах, соло. В этом смысле "Цветоцитаты" – точное попадание в зрителя своего интеллектуально-эстетического круга, воспитанного в духе представления о поступательности развития историко-культурного процесса, зрителя-современника и сотворца.
Впрочем, некоторые из «цитат- дуэтов», возможно, рассчитаны и на более искушенного зрителя. Но в исполнении М.Левин, даже если открываются не все уровни, ее «цветоцитаты» сильны подкорковым притяжением. Удивительно, что открытие выставки совпало с Международным днем музеев – хранилищ великой культуры изобразительного искусства, где находятся работы всех тех, кто стал маяками света для современного человечества.
"Цветоцитаты" М.Левин - это пространственно-цветовое осмысление традиций мирового изобразительного искусства и ощущение их в своем времени. Внешнее срастание и внутренняя полемика. Обыгрывание и способность убедить зрителя в своей художественной правоте. Это – «лоскутное одеяло» истории живописи в цветовом ощущении художника 21-го века. Это пластическая способность к художественному растворению и воссозданию цветовой имитации в связи с восприятием конкретных имен в искусстве. Это умение активизировать ассоциативное единство цепи эстетического восприятия: художник – произведение – зритель.
Помещенные в контекст нового времени, пропущенные через индивидуальное ощущение, произведения М.Левин - это новые живописно-интеллектуальные эффекты, отражающие осмысление мира, в котором всегда присутствует художник. И мыслимое пространство обретает ощущение Реальности – то, что сама художница называет "Беспредметным реализмом".
"100-летие возникновения абстрактного искусства" – дата достаточно условная, но уже ставшая реальностью. Всякое искусство "абстрактно", условно, и, казалось бы, существует независимо от мира, созданного Всевышним. Но оно связано с миром земным и "горним" – через сотворца – художника, способного, пропустив через себя, запечатлеть эту связь в искусстве.
Галина Подольская,
доктор филологии, искусствовед, академик ИНАРН
*****
О выставке израильской художницы Маргариты Левин, которая открылась в Доме-музее Марины Цветаевой 18 мая, я случайно узнал за час до вернисажа. На афишке размером с лист школьной тетради внимание запечатлело название «Путь к беспредметному», и четыре разноцветных квадрата, ставших визуальным манком восприятия сообщения о выставке. Это, в общем-то, и решило дело.
Абстрактная живопись примечательна тем, что дает повод для различных истолкований. Иногда картина бывает иллюстрацией названия, порой названием определяется содержание картины. У Маргариты Левин название работ конкретно ровно настолько, чтобы перейти к абстракции и обобщению. В нем обозначено направление движения к содержанию каждой из работ, вектор творческого поиска и возможность приблизиться к тому, что хотела в каждом конкретном случае пронзительно и возвышенно обозначить художница с помощью колорита и доверяя фантазии.
Будучи в СССР она учила детей рисовать. При всей своей востребованности, как станковист, продолжает заниматься преподаванием и в Израиле, куда переехала двадцать лет назад. Чтобы знакомить детей с изобразительным искусством, необходимы не только чуткость и уважение к ним, а еще и свобода мышления, умение принимать любые сюжеты и способы их выражения непринужденно и доверчиво.
Именно это есть в живописных экзерсисах нашей бывшей соотечественницы. Фантазии в ее исполнении романтичны, а рационализм проявляется, прежде всего, в чувстве меры, когда в большого размера изобразительных композициях нет лишнего не то, что мазка, касания кисти.
Примечательно, что такая напоминающая о вечном выставка открылась именно в Доме-музее Марины Цветаевой, поэтессы, что творчество было откровением, которое и сейчас еще не до конца прочитано и осознано, поскольку слово здесь взыскует к Слову, а рифма к Гармонии.
Ученица художника Вейсберга, который рисовал серебристое на белом, выявляя особую выразительность контрастов близких сочетаний красок, Маргарита Левин цветом выражает то, о чем сообщают ее картины (себя она воспринимает как человека, который записывает сны, видения, нечто, что возникает вдруг, как ответ на какую-то мысль или воспоминание о любимом художнике).
На очередной столичной выставке, которые с недавнего времени стали проходить ежегодно, Маргарита Левин представлена тремя продолжающимися сериями картин. Это «Цветоцитаты», «Алиса в стране чудес», «Библейские мотивы». В «Цветоцитатах» передано, как художник двадцать первого века воспринимает стиль и творчество своих предшественников – Рембрандта, Сезанна, Моне, Малевича, Кандинского, Ротко и других. Речь идет не о копиях и не о стилизаторстве, поскольку Маргарита Левин именно колоритом передает свое уважение и атмосферу произведений классиков мировой живописи.
Остроумные и чуть парадоксальные в своей раскованности работы по мотивам «Алисы в стране чудес» возникли спонтанно при подготовке Иерусалимской групповой выставки скульптур и живописи, посвященной сказкам. Наряду с «Алисой» из работ Левин там были и экспликации сказок Андерсена.
Библейский цикл – это и зимний Иерусалим, и город Цфат, куда селились кабалисты, а теперь живут иудейские ортодоксы; где небо особой, метафизической синевы, и кажется, что горизонт совсем рядом. Но совершенно естественно, что в том же цикле есть и картины, посвященные событиям, описанным в Книге. В них обобщение равносильно реализму, а величие показанных событий еврейской и мировой истории соразмерно силе проникновения в их суть. Здесь особенно заметна особенность живописного творчества Маргариты Левин – приближение к пророчеству ровно настолько, чтобы оно стало изображенным и выраженным красками и стихией сочетания мазков, энергией всех вихрей и пульсаций, которые видишь в ее невероятно воодушевленных работах.
А картина, которая привлекла на афишке, называется «Квадрат квадратов». Белый квадрат – дань почтения учителю, художнику Вейсбергу; оранжевый квадрат – напоминание о художнике Ротко; черный квадрат – цитата из Малевича и красный квадрат- сама Маргарита Левин. В результате композиция одновременно и статичная, и креативная, соединяющая в себе, как прошлое, так и настоящее, их взаимосвязанность.
То, что начиналось, как новации формально около века назад, продолжатся и сейчас. Маргарита Левин поставила свою работу в ряд на равных с предшественниками логично и верно, поскольку ощущает их открытия, как живое искусство, продолжателем чего считает и свое творчество. Заслуженно и почтительно, при присущей ей деликатности и скромности.
Она пишет легко и просто, давая зрителю ее картин с каждой из них пройти вместе путь к откровению и познанию, что поучительно и полезно, вне зависимости от чьего-то отношения к авангардному искусству.
*********
Оригинал отзыва и фотографии находятся в блоге Ильи Абеля на сайте Радиостанции "Эхо Москвы" по адресу: http://www.echo.msk.ru/blog/victorovich/776400-echo/