(В связи с открытием выставки одесского художника Святослава Скоробогатова в Израиле)
В истории культуры Израиля так сложилось, что из городов восточно-европейской диаспоры была именно Одесса была первой представлена в Израиле еще в 1970-е годы. Ее сохранил в себе и подал как целостный художественный образ выдающийся одессит 20 столетия Ефим Ладыженский (1911 -1982) - ученик Ю. Бершадского, выпускник театрального отделения Одесского художественного института, современник и автор сценографий к постановкам И. Бабеля, В. Маяковского, Э. Багрицкого.
Первая израильская выставка одесского художника состоялась в Иерусалиме в Музее Израиля в 1979 году, затем – другие в Новой галерее Хайфского университета, в Доме художника... «Бабель в живописи», Е.Ладыжденский подарил новому Израилю старую Одессу и... свою!!! Она была настолько своею, что первая выставка в Израиле была посвящена памяти его мамы, чей прах так остался в городе акаций... «Моя Одесса - чудесный город», - писал художник. И далее: «И был вечер, и было утро». Были люди, и их я носил в своей душе, их помнил и ощущал больше, чем дом на Дерибасовской, угол Ришельевской. Они любили кушать и пить, им нужны были стол и тарелки, они ездили на дрожках, они торговали и покупали, они работали и учились. «И сотворил Бог землю», а они, одесситы, устлали ее плитками и булыжниками, уложили рельсы и пустили по ним трамваи русско-бельгийского общества. <…>Они были интернационалисты. Они любили попариться по-русски в бане Исаковича и попить чай в трактире «Медведь», они радовались очередной еврейской свадьбе, они любили, любили себя и других, они страдали, страдали за других и за себя. Этот микромир захлестнул меня. Он стал моею реальностью». Вот эту реальность показал в своих картинах Израилю Е. Ладыженский.
И вот Одесса вновь в Израиле!
14 ноября в Бат-Яме в Украинском культурном центре (ул.Ницана, 15) откроется выставка "Старинная Одесса" – акварелей, принадлежащих кисти старейшего одесского художника Святослава Скоробогатова. Выставка приурочена к годовщине Украинского Культурного Центра в Израиле.
Вот что говорит куратор выставки Елена Петренко, директор Одесского Дома-музея имени Н.Рериха, в коллекции которого также имеются работы художника: "Начало создания акварельного цикла "Старинная Одесса" относится к 1970 - 1980 годам. Художника увлекает архитектура Одессы, особый колорит городского пейзажа. Город, по мнению Святослава Скоробогатова, отличается европейским стилем, выстроен гармонично и образует прекрасно продуманную и исполненную планировку улиц, берущих начало от моря.
В 2000 году цикл "Старинная Одесса" входит в виртуальную галерею "Святослав Скоробогатов", в Международный раздел "Искусство" в системе интернета. Заглавной страницей галереи является работа "Потемкинская лестница". Этот цикл акварелей размещен и в Международном "Интернет-каталоге", в разделе "Искусство"<... > Коллекция растет и пополняется, увековечивает то, что может быть разрушено временем и небрежением людей. Прошло несколько персональных выставок под названием "Старинная Одесса", и все они являются вкладом души и творчества художника в культурное наследие города Одессы и Украины.
Учитывая большой и многолетний творческий путь художника Скоробогатова (род. в 1937 году в Одессе), его активное участие в общественной жизни города Одессы, направленное на сохранение и развитие национального искусства, цикл акварелей "Старинная Одесса" - прекрасное подтверждение продолжения лучших традиций Южно-русской школы живописи, взрощенных на одесской земле Украины".
Культурные отношения между Израилем и Одессой сегодня как никогда открыты. В середине 2000- х гг. Леся Войскун, куратор Музея Русского искусства имени Цетлиных (Рамат-Ган) во время подготовки выставки коллекции «Перемена» работала в тесном сотрудничестве с одесскими исследователями Ольгой Барковской, Аленой Яворской, Сергеем Зеноновичем Лущиком, Виталием Абрамовым, Татьяной Щуровой, которые восстанавливают историю южнорусского литературно-художественного модернизма, прерванного в советское время. Это была щедрая, бескорыстная профессиональную помощь, без которой исследование одесского аспекта израильской коллекции «Перемена» было бы невозможным. Затем это вылилось в выставки в Рамат-Гане и Одессе, а ныне и в монографию Леси Войскун.
В Одесском художественному музее состоялась выставка одесских художников-евреев 19-20 вв., а в Одесском Доме-Музее имени Н.Рериха – первая выставка журнала "Лига Культуры", на которой было представлено 88 работ 49 израильских художников (проект Е.Петренко и Г.Подольской). Выставка была посвящена основанной Н.Рерихом Всемирной Лиге Культуры и 65-летию провозглашения Государства Израиль.
В этом же году в Одесском литературном музее - в связи с 140-летием со Дня рождения Х.Н.Бялика - состоялась онлайн-конференция с доктором Зоей Копельман – сотрудницей Дома-музея Х.Н.Бялика в Тель-Авиве, а в Израильском культурном центре в Одессе были проведены Дни Х.Н.Бялика. Что и говорить: Израиль интересен Одессе.
А сейчас перед нами "Старинная Одесса" Святослава Скоробогава. Акварели, сотканные из снов, на которых Одесса 19 - 21 столетия - Одесса Ришелье, де Волана, де Рибаса (Дерибаса), Пушкина, графа Воронцова, князя Гагарина – не утратила своего очарования. А еще : она вечно молода, как у Олеши, Бабеля, Паустовского, Ильфа и Петрова. Здания Приморского (Николаевского) бульвара, дом Либмана, дом с "атлантами" на улице Гоголя, Пале-Рояль, дом Фальцфейна, Оперный театр - историческая часть старинной Одессы и ... акации, завезенные сюда из Испании по приказу первого градоначальника – герцога де Ришелье - и высаженные у каждого окна.
Такова история, но в в воображении творчески одаренных людей предания творятся талантом и домыслом, а потом легендами идут по свету, взваливая на плечи новых творческих поколений обязанность быть достойными образа в цветущих акациях города у Черного моря....
Выставка в Бат-Яме открыта до 15 января, а затем – последует в Хайфу – город-побратим Одессы.