«У меня всегда так - раньше идет человек, а за ним - художник», - не раз говорил Марк Шагал – художник и меценат, подаривший Иерусалиму витражи «Двенадцать колен Израилевых» в синагоге больницы «Хадасса», ставшие одним из символов Иерусалима, хотя возраст духовной столицы мира насчитывает более трех тысяч лет.
На меценатстве состоялся и этот проект - «ИЕРУШАЛАИМ ВДОХНОВЕННЫЙ - БАКУ!».
О проекте
Отозвались израильские художники, откликнувшиеся на наше предложение передать свои работы в дар Национальному музею искусств Азербайджана. Это те художники, которым очень хотелось, чтобы, находясь в собрании музея, их картины напоминали о солнечном и дружественном Израиле в столь же солнечном Азербайджане.
Случилось то, что не всегда понятно миру, которым правят коммерческие интересы.
Так люди дарят друг другу подарки, и сближаются народы.
Так рождаются и воплощаются в жизнь замечательные замыслы, движущей силой которых является акт доброй воли самих художников и людей, которые поддерживает их намерения.
Так появился наш международный проект - «ИЕРУШАЛАИМ ВДОХНОВЕННЫЙ - БАКУ!» - совместный проект Объединения профессиональных художников Израиля, Международной ассоциации «Израиль – Азербайджан» и Национального музея искусств Азербайджана. Изначально нашлись его жаркие сторонники: руководитель Иерусалимского отделения «АзИз» бакинец Александр АГРАНОВСКИЙ, связавший нас с Генеральным директором Международной ассоциации «Израиль – Азербайджан» Львом СПИВАКОМ. Лев СПИВАК – с представителем Международной ассоциации «Израиль – Азербайджан» в Азербайджане Вахидом БАЙРАМОВЫМ.
Особая благодарность - Министру культуры и туризма Азербайджана Абульфасу ГАРАЕВУ и директору Национального музея искусств Азербайджана Чингизу ФАРЗАЛИЕВУ.
Впервые в Баку в ведущий художественный музей Азербайджана поступила коллекция, связанная с историей Иерусалима, по которой можно судить о состоянии израильского изобразительного искусства в лице выходцев из стран бывшего СССР и постсоветского пространства. Это картины-оригиналы на холсте, картоне, бумаге, выполненные в различной стилистике, представляющие, главным образом, фигуративное искусство, что наиболее приемлемо для выражения заявленной темы.
Художниками-дарителями выступили Виктор БРИНДАЧ, Анатолий БАРАТЫНСКИЙ, Борис ГЕЙМАН, Андриан ЖУДРО, Анна ЗАРНИЦКАЯ, Нахум ИЛЬЯШИМОВ, Иосиф КАПЕЛЯН, Шауль КОСМАН, Борис КОТЛЯР, Маргарита ЛЕВИН, Аркадий ЛИВШИЦ, Вадим МАКАРОВ, Анатолий МЕТЛА, Любовь МИНКОВИЧ, Аркадий ОСТРИЦКИЙ, Анатолий ФИНКЕЛЬ, Григорий ФИРЕР, Илья ХИНИЧ – все члены Объединения профессиональных художников Израиля.
Переданное собрание составило 18 произведений изобразительного искусства, на палитре которого соединились оттенки разных ментальностей, направлений и школ, обусловленных спецификой полученного профессионального образования и опыта плавильного котла израильской культуры.
История как тема переданной коллекции
Итак, «ИЕРУШАЛАИМ ВДОХНОВЕННЫЙ - БАКУ!».
В изобразительном искусстве эмоциональный посыл запечатлевается в художественных образах. Художник отталкивается от натурных впечатлений, широты историко-культурных знаний, собственной фантазии и воплощает это в присущей ему стилистике. Но, как известно, у широкого зрителя позитивные эмоции вызывает лишь то, как все сочетается в конкретном произведении, которому суждено либо остаться в памяти поколений, либо кануть в Лету.
Иерусалим — святой город для миллионов людей мира. Первое упоминание об Иерусалиме относится к середине II тысячелетия до нашей эры. На протяжении истории он был не только столицей Иудеи, где его называли «Иерушалаим», но и входил в состав государств разных вероисповеданий. Со временем Иерусалим стал духовной столицей трех монотеистических религий - иудаизма, христианства, ислама, наложивших отпечаток на архитектуру города и характер святилищ.
Работы в коллекции «ИЕРУШАЛАИМ ВДОХНОВЕННЫЙ - БАКУ!» подобраны так, чтобы дать представление о достопримечательностях древнего града, камни которого дышат историей так, что, прикасаясь к ним, ощущаешь священный трепет. Эта историко-просветительская сторона замысла стала определяющей в подборе картин, призванных рассказать об Иерусалиме как городе мира, которому изначально было отпущено «семь мер красоты», чтоб вдохновлять натуры одаренные, чтоб славословили они в его честь, и чтобы молва о святом граде летела по миру.
Коллекция работ израильских художников составлялась для Национального музея искусств Азербайджана в Баку - города, в архитектурном облике которого немало общего с Иерусалимом. Так, в «городе ветров», как называют Баку, есть Шемахинские ворота с изображениями львов на фронтоне, напоминающие Львиные ворота в Старом городе столицы Израиля. Зубчатые стены Старого города Ичери-шехер в Баку похожи на стены исторического города в Иерусалиме. А еще… в Иерусалиме, как и в «городе ветров», – тоже ветер. Не случайно классик израильской литературы Шай Агнон, почти 40 лет проживавший в районе Иерусалима «Тальпиот», в одном из своих рассказов писал об этом месте: «Царь ветров властвовал здесь повсюду, и его вельможи и рабы – сильные, грозные ветры обосновались на горе и в долине на холмах, и в ущельях, и делали все, что ни заблагорассудится, как будто лишь им одним принадлежит земля». Величественное сказание классика ныне звучит суровой легендой.
Но земля принадлежит созидающему. А мир – творящему - тому, кто способен вдохнуть свою душу в созидаемый им мир.
Тех лет Девичья башня
Полотно Виктора Бриндача «Девичья башня», выполненное в традициях ориентализма, можно в полном смысле считать зачином к сложившейся теме – своеобразным мостом, который, с одной стороны, опирается на историко-этнографическую культуру Азербайджана, с другой, - на романтические традиции русской художественной школы с культом Иерусалима небесного.
Художник останавливается на легендарном сюжете, связанном с Девичьей башней, - древнейшим символом Баку.
О возникновении Девичьей башни существует множество сказаний, большинство из которых связано со значением слова «Дева». Одна из легенд гласит, что шах решил выдать свою дочь за нелюбимого ею человека. Пытаясь избавить себя от такой участи и отговорить отца, девушка попросила шаха построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства шах не изменил своего решения. И тогда… поднялась она на выстроенную отцом башню и бросилась оттуда в волны бушующего Каспия. После этого камень, о который разбилась царевна, назвали «Камнем девственницы». И стали девушки, будучи невестами, приносить к нему цветы. Существует и другой вариант этой легенды: после того, как она бросилась в море, её возлюбленный отомстил за любимую, убив царя, но вскоре он узнал, что русалки спасли девушку. Спустя время возлюбленные смогли найти друг друга и скрепить себя узами брака. Легенда свидетельствует также и о том, что Каспийское море находилось у самого подножия Девичьей башни.
Говоря о картине Виктора Бриндача, созданной художником для Баку, следует говорить о сюжете собирательном. Главным объектом на полотне художник делает Девичью башню. Гигантская, непреступная, экзотическая, в бушующих волнах Каспия, она едва ли не упирае
тся в небо. Подле нее все события, развивающиеся между людьми, сама жизнь человека кажется незначительной. Строки стихотворения «Девичья башня» Расула Рза передают это ощущение:
Веков кровавый свет - в тебе.
Года торжеств и бед - в тебе.
Неизгладимый след - в тебе -
Тех лет Девичья башня.
Шепни-шепни, скажи-скажи,
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья башня…
Любовь и справедливость восторжествуют – в мире ином – в Иерусалиме небесном… Спасение – в Иерусалиме – Башня Давида. Вот почему сюжет на полотне направлен в сторону Иерусалима небесного, возникающего, как неведомая реальность другого мира.
Пластичность образов на полотне израильского художника стилистически и иллюстративно напоминает о знаменитом балете «Девичья башня», поставленном в Азербайджанском театре оперы и балета имени М.Ф.Ахундова в 1940 году (автор музыки и либретто Афрасияб Бадалбейли).
Историческая справка: дата постройки Девичьей Башни доподлинно неизвестна, но в верхнюю часть строения, справа от входа, вмонтирована каменная плита, надпись на которой гласит: «Губбе (купол, свод) Масуда ибн-Давуда». Как знать, не это ли роднит Девичью башню с историческим символом Иерусалима - «Башней Давида»?
Башня Давида как настроение
Художники Аркадий Острицкий, Борис Котляр, Илья Хинич в своих работах обратились именно к Башне Давида – древнейшему символу Иерусалима. Легендарная цитадель расположена неподалеку от Яффских ворот у входа в Старый город. Первоначально Башня Давида была построена во II веке до н. э. для обороны и укрепления стратегически слабых объектов крепостной стены. Сегодня мы видим крепость такой, какой ее выстроили во времена Османской империи. Своё название Башня Давида получила от византийских христиан, которые считали, что на этом месте располагался дворец царя Давида.
Несмотря на статичность башни как архитектурного объекта, в работах израильских художников она полна внутреннего движения.
Каким образом это достигается? В работе Аркадия Острицкого сама природа движется. Небо, облака, буйная зелень – все подчинено порывистому могучему ветру – такому, который под стать разве что самой царственной башне? Все-все в таком движении, что невольно сам оказываешься подчиненным этому порыву. Столь же широк шаг и у идущих по дороге людей (молодая пара религиозных евреев).
Другой характер носит работа Бориса Котляра мальчик и девочка крепко держатся за руки:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Его Башня Давида словно увидена глазами ребенка - радостная Башня Давида, будто созданная для того, чтобы ребенок складывал и раскладывал ее в пазле. Жизнь продолжается!
«Башня Давида» Ильи Хинича поражает броскостью декоративного колорита. Ночной Иерусалим сегодня в рампах современной подсветки, когда каждый объект архитектуры обретает дополнительное цветовое звучание. Все сияет в экспрессионистических красках ночного города.
И вдоль этой же стены, оставляя «Башню Давида» позади, - совсем другое настроение: «Дождь в Иерусалиме» Шауля Космана – дождь, звучащий, как французский шансон. Он – в ритме дождинок, охлаждающих камни крепостной стены города, в движении струящейся по брусчатке воды, в очертаниях фигур, самой фактурной «наслоенности» красок.
Так, через средства живописи зритель может получить представление о том, как меняется по сути один и тот же объект в разное время суток. Это разные настроения в природе и разное мироощущение художников.
Путь к «Куполу скалы»
Андриан Жудро обращается к истории Дамасских, или Шхемских ворот крепостной стены Иерусалима. От них начиналась дорога на Дамаск и Шхем. В своем теперешнем виде были возведены в 1537-1541 годах турецким султаном Сулейманом Великолепным. Их арабское название – «Баб эль амуд», то есть «ворота колонны» - в память о колонне римского периода, от которой измерялось расстояние от Иерусалима до других городов. На полотне Андриана Жудро они и впрямь Колонные. Картина эффектная, торжественная, вдохновенная. Богато украшенные и самые красивые из восьми крепостных ворот, Дамасские ворота ведут в мусульманский квартал Старого Иерусалима. И тысячи людей устремились через них к мечетям на пятничную молитву.
И вот – одна из главных святынь мусульман мира - «Купол скалы» или Куббат ас-Сахра по-арабски. Золотой купол, двадцатиметрового диаметра, он виден с любой точки Старого города. Ныне мечеть, как архитектурный памятник, оберегает священную скалу, с которой пророк Мухаммед вознесся в небо. Вершина горы Мориа (то есть Храмовая гора) - священное место для трех монотеистических религий. Напомню, что по иудейской и христианской традициям скала считалась центром сотворения мира. Здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. А потом здесь же - царь Давид построил алтарь. А после - сын Давида - Соломон - воздвиг Храм, в котором хранился Ковчег Завета.
Мечеть была возведена в 687-691 гг. н.э. по приказу халифа Абд аль-Малика из династии Омейядов. Шли годы, не щадя творения рук человеческих. Здание страдало от разрушений, землетрясений... Его переделывали, перестраивали, переустраивали, реконструировали столько, что могли бы свести на нет представление о Красоте духовной, которое руководило первыми мастерами...
Но вот что удивительно: после каждого восстановления мечеть становилась величественнее и прекрасней. Это рукотворное «чудо ислама» в Иерусалиме и стало объектом для картины Анны Зарницкой. Работа захватывает ощущением праздника цвета, запечатленного в архитектурных формах и цвете «мечети золотой». Сочные краски, насыщенная цветовая гамма работы израильской художницы сродни яркости красок, характерных для азербайджанского изобразительного искусства.
А потом цвета словно утихают, но вырисовываются другие приметы мусульманского квартала - крыши жилых домов и подобных опрокинутым медным чашам храмовых куполов. Они обозначены Анатолием Баратынским тонкими графическими линиями так, словно выгравированы на проморенной доске. Таков декоративный эффект на постмодернистской работе художника.
Арки Старого города и сердце Иерусалима
А вот мы и в Старом городе, под арками которого немудрено и затеряться. Иерусалим – арочный. Его многочисленные арки, кажется, поддерживают город изнутри, придавая каменной архитектуре воздушность и прозрачность, как в стихах А.Волохонского: «под небом голубым есть город золотой,/ C прозрачными воротами и яркою звездой». Поэт писал о городе небесном, а на картинах он – земной! Израильские художники запечатлели три наиболее характерных для архитектуры Старого города арки. У каждой из них – своя организация пространства, цвета и формы.
Арка «В мусульманском квартале» Вадима Макарова, выходца из Чувашии, - жаркая и горячая по цветовому ощущению. Жизнь под аркой идет неспешно, неторопливо, подчиняясь ритму разомлевшего от зноя ближневосточного города.
И…. бело-розово-палевая арка Анатолия Метлы, оживленная, праздничная. Пылающие бугенвилии завораживают буйным цветением, подчеркивая торжество света и радость солнечной стороны улицы, как «цвет Крыма» - места, где родился Анатолий Метла.
Арка на улице Виа Долороза уроженца Махачкалы Нахума Ильяшимова. Она дана в холодноватых цветах. Художник словно пытается умерить память о Скорбном пути Христа на Голгофу.
В офорте (сухая игла) выходца из Беларуси Иосифа Капеляна
излом облаков ночного неба словно продолжает архитектуру города в ипостаси Божественного Космоса. Таков вид сверху на Храм Гроба Господня.
И вот – Западная стена (на иврите: а-Котель а-Маарави) - главная святыня иудеев. Эта часть древней стены, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э., стала местом паломничества евреев мира и символом веры иудаизма как религии. Миллионы паломников называют ее Стеной Плача, связывая с еврейским обычаем приходить к этому месту и оплакивать разрушение Храма. Примечательно, что само название закрепилось как калька с арабского el-Mabka, то есть «Место Стенаний» - традиционного арабского наименования стены.
Здесь и впрямь можно выплакаться и, приложив руку к святыне, мысленно пройти все круги, предначертанные Всевышним… Работа Бориса Геймана выполнена в импрессионистической манере. В самих оттенках фиолетового, задающего цветоощущение на полотне, - отрешенность от обыденности и мирской суеты. Его Стена Плача снимает напряженность. Картина написана в шесть слоев, в пастозной манере. Кажется, художник архитектурно вылепил ее из красок переходных тонов: от розового – к синему, серого – к лиловому, фиолетового – к бордо, от темного – к светлому… Очищение – вдохновение – пафос и путь сердца.
Сакральная география и Врата Милосердия
Сама история распорядилась так, что в Иерусалиме сильнее, чем в других городах мира ощущается «сакральная география» места и города, появившегося на Храмовой горе, с которой открывается вид на Масличную гору.
Такой «ландшафтный» характер носит работа Анатолия Финкеля, ученика Александра Постеля. На ней запечатлен вид чуть восточнее Храмовой горы и Кедронская долина, географически ограничивающая Старый Иерусалим с востока и отделяющая Храмовую гору от Елеонской. Кедронская долина пересекает с севера на юг значительную часть Восточного Иерусалима и, проходя вдоль восточной стены Старого города, ведет на юго-восток – через Иудейскую пустыню к Мертвому морю. Работа Анатолия Финкеля пространственно открывает нам все эти точки, столь важные по содержанию Книги Книг.
Иерушалаим... Он расположился у подножия Масличной горы, застыв в темпере Григория Фирера. Напомню, что долгие годы Григорий Фирер проживал в Баку. В 1989 году в Баку состоялась его первая персональная выставка. Иерусалим - вневременной, этнографический, с учетом всех уровней высоты и расположения – город, подобный каменному кораблю, что пришвартовался у подножия Елеонского моря…
Вот такая «сакральная география» города, который строился на протяжении тысячелетий, отразив исторически складывающиеся учения, религии и взгляды общества.
Не случайно на полотне Любови Минкович приведена Древняя карта Иерусалима. Ее и сейчас можно увидеть на улице Кардо - главной улице Старого города Иерусалима, где изображена копия мозаичной карты Иерусалима VI века, оригинал которой археологи открыли в 1894 году на полу древней церкви в Иорданском городе Мадоба. На декоративном полотне Любови Минкович эта карта кажется трепещущим сердцем мира – здоровым и бьющимся в такт здоровым начинаниям людей.
Человек с таким сердцем достоин Иерусалима небесного, запечатленного на картине Аркадия Лившица как город будущего – с высотками новостроек, прямо как с высоты птичьего полета над Баку! Он живет в каждом, как молитва о спасении души – неконкретный, мыслимый, мечтаемый, связывающий нас пуповиной с Иерусалимом земным на пупе земли. Он - город духа, опоэтизированный в искусстве стран восточно-европейской школы и Закавказья, искони тяготевшим к ощущению вечности.
Иерушалаим... Стены, цитадели, врата, входы, арки, форма жилых зданий, храмы… Здесь нет ничего произвольного или случайного – даже в том факте, что одни из крепостных ворот Старого города и ныне замурованы.
Маргарита Левин, ученица Владимира Вейсберга, в своей работе обратилась к изображению Восточной стены города и Золотых ворот, которые еще называют вратами Милосердия. По приказу Сулеймана Великолепного османы заложили ворота. Почему? Согласно еврейской традиции, через Золотые ворота с Масличной горы в Иерусалим должен прийти Мессия.
Замурованные ворота… Золотые… Они, как еще один шанс человечеству изменить что-то в себе и в мире до прихода Мессии, быть терпимее, толерантнее друг к другу…
На полотне израильской художницы не только врата – сама восточная стена – золотая. Нахожен путь рядом с нею. И широкими мазками, как ступнями, вбирающими энергию этой земли, словно идешь по ней к своим Вратам Милосердия и ищешь ответ в высоком небе…
Заключение
Объединение профессиональных художников Израиля было создано 15 апреля 2003 года - в Международный День Культуры. В состав организации в основном вошли выходцы из стран постсоветского пространства. Работы художников находятся в музейных собраниях многих стран мира. На счету Объединения более сотни выставок, осуществление совместных проектов с ведущими выставочными залами. Деятельность организации направлена на продвижение искусства в мире и укрепление международных связей. Проект «ИЕРУШАЛАИМ ВДОХНОВЕННЫЙ - БАКУ!» - один из показательных в этой с вязи.
6 июля 2015 года – в День рождения Марка Шагала, что само по себе значимо для Израильского изобразительного искусства, коллекция работ Объединения профессиональных художников Израиля была привезена автором, пишущим эти строки, в Баку и передана Национальному музею искусств Азербайджана. Через неделю, 13 июля 2015 года, в конференц-зале музея состоялась ее презентация, сопровождаемая фильмом Нелли Мерлин «ИЕРУШАЛАИМ ВДОХНОВЕННЫЙ - БАКУ!». Десять лет ее жизни были связаны с Азербайджаном.
«Построить культурный мост между городами ветра и солнца, где живут тёплые и доброжелательные люди разных религий, – благородная задача, которую поддержал ФОНД ГЕЙДАРА АЛИЕВА, и это мероприятие было доведено до логической точки», - заметил на презентации работ израильских художников в Национальном музее искусств Азербайджана Генеральный директор Международной ассоциации «Израиль – Азербайджан» Лев СПИВАК.
«Для каждого художника его произведение дитя. Но каждый отец больше всего беспокоится за судьбу дочери. В какой дом она попадет? Израильские художники должны знать, что в нашем музее их работы попали в хороший дом – дом, где будут заботиться об их работах, включая в свои выставки», - сказал на презентации переданной коллекции директор Национального музея искусств Азербайджана Чингиз Абдулмеджид оглу ФАРЗАЛИЕВ, выпускник Суриковского института, заслуженный деятель искусств, профессор, заведующий кафедрой живописи Азербайджанской государственной академии художеств, председатель государственной экспертной комиссии по изобразительному искусству, почетный член Российской академии художеств, почетный профессор Академии искусств Узбекистана, обладатель премии «Выдающийся деятель в искусстве – 2014» (Великобритания, Кембридж), Большого почетного ордена «За заслуги перед Австрийской Республикой», автор более 40 книг о жанрах в живописи и изобразительном искусстве Азербайджана.
В Благодарственном письме Национальному музею искусств Азербайджана, подписанном Председателем Объединения профессиональных художников Израиля Анной ЗАРНИЦКОЙ, сказано:
«Уважаемый Чингиз Абдулмеджид оглу Фарзалиев! Объединение профессиональных художников Израиля выражает вам свою искреннюю признательность за поддержку проекта «ИЕРУШАЛАИМ ВДОХНОВЕННЫЙ – БАКУ!» Быть в вашем музее для нас честь, рост, профессиональное счастье. Спасибо вам за тепло, с которым вы приняли работы наших художников в коллекцию Национального музея искусств Азербайджана, в проектах которого сказывается широта вашей души, толерантность и неординарность взглядов в решении международных проектов».
Замечу, что сам факт передачи художником своей работы в коллекцию государственного музея – событие знаменательное. Значит, наступил в его жизни момент, когда он начинает осознавать, что работает не только на себя - что работает для вечности. Эта вечность для живописца - в стенах художественного музея, в данном случае - одного из очень уважаемых музеев мира - Национального музея искусств Азербайджана.
Публикации на других сайтах: http://isrageo.com/2015/07/20/podolsku/