Инфернальные афоризмы в стихии мифа

24 октября в 19.00 в Иерусалиме в Центре искусств "Дом Качества"( Дерех Хеврон, 12) открывается выставка работ художника из Уфы Бориса Самосюка. "Стихия мифа".

 

Изобразительное искусство, подобно словесному художественному творчеству, типологически можно разделить на эпос, лирику и драму. При всей условности введенной Аристотелем схемы она выдержала испытание временем. Представленные на выставке в "Доме Качества" работы Бориса Самосюка – это эпическое "мы и мир", поданное через драматическое "ты в мире", пропущенное через "я в поисках мира".

 

Вечные образы, вечные темы, закрепленные человечеством в античных,библейских и евангельских мифах, они востребованы и в современном обществе, и не только с интеллектуальной точки зрения, но как размышление об истоках человеческого в человеке.

 

"Основное, что меня интересует, - говорит художник, - это психология, эмоциональная сторона изображаемого сюжета и личностные переживания переносимые на изображаемые персонажи, вне зависимости их принадлежности к мифам, Библии или собственных умозаключений".

 

Таков трагический Харон – перевозчик душ умерших в Аид. Обомлевшая, перепуганная царевна, отважившаяся сесть на спину быку, в образе которого явился Зевс ( "Похищение Европы"). Выход из Египта. Измаявшиеся, утомленные и поверившие Моисею люди. Перед ними еще не расступилось море, но уже хищной птицей и стрелами – прошлое.А вот "Радуга жизни", явившаяся утешением и радостью праведнику Ною на его ковчеге. И – худшее из предательств – предательство Учителя - после моления о чаше в Гефсиманском саду – "Поцелуй Иуды". А потом – голгофа ( "Путь"). Оплакивание. Ожидание чуда. Успение...

Некоторые из работ Бориса Самосюка по духу – гетеанско-булгаковские. Напомню эпиграф к "Мастеру и Маргарите", взятый из М.Булгаковым из "Фауста": «...так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гроза в Ершалаиме и впрямь облегчает муки Иешуа. Из-за грозы Понтий Пилат и распоряжается поскорее добить распятых... Нет сомнения, что казнить невиновного побудил прокуратора Дьявол, но туча умерила злодейство, которое извечно в мире человеческих отношений...

Образ всадника – один из ключевых в творчестве художника. Человек ли, потустороннее существо, но, если на коне, то визуально уже воспринимается с высоты коня. И вновь вспоминаю М.Булгакова:" Все счета оплачены? Прощание совершилось? — Да, совершилось, — ответил Мастер и, успокоившись, поглядел в лицо Воланду прямо и смело". Свершилось... В работах Бориса Самосюка это всегда борьба - борьба за то, чтобы остатья личностью.

В работах "Всадник","Ангел Тьмы", "Ангел смерти" инфернальное начало вновь заявляет о себе. Работа "Падший ангел" потрясает надломленностью, заставляя вспомнить о лучших образцах демонической темы в мировом изобразительном искусстве.

 

Это работы экспрессивные, фабульные, подобные инфернальным афоризмам, в которых изобразительно схвачены узловые ситуации сюжета, воплощенные в содержательной соразмерности жанру. Это важно, поскольку речь идет об архетипических образах.

 

Виртуозный рисовальщик, Борис Самосюк работает по сути во всех художественных техниках: живопись, графика (офорт: сухая игла, травленный штрих, лавис; гравюра на пластике, пастель, акварель). Представленные на выставке работы выполнены в смешанной технике на бумаге, что, в свою очередь, подчеркивает необычность технических приемов, используемых современным художником.

Художник соединяет цветовой колорит, характерный для древнерусского искусства ( с его ощущением покоя), и эмоциональную напряженность постмодернистского рисунка, и выходит за рамки этой схемы. Выходит непредсказуемо. Каждый раз по-новому. Так происходит эстетическое соединение прошлого и настоящего через эстетическую эволюцию языковых средств изобразительного искусства. Наверное, в этом и проявляются "глубинные связи общечеловеческого опыта и планетарной памяти с мышлением и личной практикой современного художника-философа", - как заметила уфимский искусствевед Ирина Оськина.

 

Борис Алексеевич Самосюк родился в 1957 в Уфе, выпускник художественно-графического факультета Башкирского госпединститута, Заслуженный художник Республики Башкортостан, обладатель многочисленных международных дипломов.

 

Работы Бориса Самосюка находятся: Государственном художественном музее им. М.В.Нестерова (Уфа), Музее современного искусства ( Москва), в Ростовском областном музее изобразительных искусств ( Ростов- на-Дону), Ирбитском государственном музее изобразительных искусств (Свердловская обл.), Екатеринбургском государственном музее изобразительных искусств, в Челябинской областной картинной галерее, в художественных галереях Екатеринбурга, Магнитогорска, Калининграда, Краснодара, Маастрихта (Голландия), в частных и галерейных коллекциях России, Украины, Франции, Израиля, Германии, Голландии, Италии, Японии, Англии, Канады, а кроме того, в Музее современного искусства в Байне (Франция), в Белградской художественной галерее "Прогресс" ( Югославия), Библиотеке университета Риеки (Хорватия).

 

Выставка открыта до 3 ноября.

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская