6 октября в Ришон ле-Ционе в "Гейхал а-Тарбут" (ул. Жаботински, 16) состоится открытие выставки "По следам Шагала". Это первая из серии выставок в рамках Фестиваля искусств "По следам Шагала" - проекта Объединения профессиональных художников Израиля, посвященного 80-летию со дня, когда Шагал впервые ступил на землю Эрец-Исраэль и 60-летию его первой выставки в Израиле/
Изначально Марком Шагалом была задана высота, как мечта, отказавшись от постижения которой художник перестает быть художником. Задолго до русскоязычной алии, М. Шагал открыл русскоязычному искусству историческую дверь в современное израильское изобразительное искусство. Для творца это и есть та мистическая связь, которой обладает тайна истинного искусства. То, что защищает художника от ничтожного в мире и дает возможность выстоять настоящему в поединке с воинствующей шелухой. То, что позволяет чувствовать свою укоренённость - вопреки хроническому нежеланию привечать русскоязычное искусство на Земле Израиля.
На выставке в "Гейхал а-Тарбут" представлено более 50 работ, созданных художниками на Шагаловском пленэре, проводимом Объединением в рамках Фестиваля искусств в сентябре в разных местах страны, непосредственно связанных с Шагалом – в Иерусалиме, Яффо, Акко, с посещением Дом художника имени Марка Шагала в Хайфе.
Шагаловский пленэр в Израиле перекликается с аналогичным мероприятием в Беларуси. Так работы, выполненные на Шагаловском пленэре в Витебске, стали основой Арт-центра Марка Шагала, организованного в 1992 году в Музейном комплексе Марка Шагала в Витебске. Наши художники убеждены, что когда-нибудь нечто подобное будет организовано и в стране Библейских пейзажей.
Святая Земля, как историческая родина евреев мира, как история и мифологема Книги Книг и современное Еврейское государство, притягивала Шагала.
Достаточно напомнить о визите художника в Палестину в 1931 году – прежде, чем образовалось государство Израиль. И далее связь с этой страной уже не прерывалась на протяжении всей его жизни. Израиль становится его внутренней потребностью как художественной частью в осуществлении жизненно важных для него проектов и, в первую очередь, - в Иерусалиме, в оформление которого он внес дух восточно-европейского еврейства. Среди многочисленных друзей Шагала в Израиле были художники и искусствоведы, политики, бизнесмены - люди из разных слоев общества. В течение жизни Шагал посетил Израиль восемь раз, с каждым визитом все более расширяя круг знакомых и глубину собственного участия в жизни страны.Вначале – поездка с женой Беллой и дочерью Идой (1931 г.) – по приглашению мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Но уже тогда это была и эмоциональная подготовка, зрительная подпитка для работы над иллюстрациями к Библии - заказом от парижского арт-дилера и издателя Амбруаза Воллара. Шагал много путешествовал, запечатлев в живописи и рисунке впечатления от Тель-Авива, Иерусалима, Цфата. Яркое, жаркое солнце. Высокое, безбрежное небо. Необозримо красноречивая пустыня – зеленая, бурая, млеющая, раскаленная, рыжая, желтая, черная, сухая... Это были те свето-цветовые ощущения Библейской земли, которых он не знал в Париже. Это то, что потом долгие годы поддерживало художественное ощущение истоков бытия народа, избранного Всевышним для диалога с человечеством. Во время этой поездки Шагал сделал гигантское количество эскизов "библейских пейзажей" Эрец-Исраэль. Первая книга иллюстраций была завершена Шагалом до Второй мировой войны.
Желание открыть свое творчество Израилю стало главной причиной второго визита Шагала. В 1951 году проходят его большие ретроспективные выставки в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе.
В 1957 году он вновь в Израиле, где устраивает презентацию Второй книги иллюстраций к Библии, опубликованной в 1956 году. После публикации Книги иллюстраций Библии в этом же году дочь художника, Ида Шагал Мейер, передает Музею Израиля 11 оригинальных рисунков для литографий.
В 1962 году Шагал снова в Израиле на презентации витражных окон в синагоге больницы Хадасса. Само расположение витражей — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне.
Визит в 1969 г. был связан с открытием нового здания Кнессета, для которого Шагал спроектировал декоративные полы, ковры и настенные мозаики, иконографически воплотивших совокупность сюжетов, характерных для еврейской национальной культуры с сохранением символов и атрибутов иудаизма. Но индивидуальность художника сохранила эстетическую память о восточно-европейской культуре, как грани собственной души, обессмертившей творенье.
В октябре 1977 года – в год своего 90-летия – Шагал в последний раз посетил Израиль. Страна приняла его с почестями. Иерусалим удостоил художника звания Почетного гражданина Иерусалима. Институт имени Вейцмана (Реховот) присвоил Шагалу звание Почетного доктора.
В сентябре 2002 года Музей Израиля (Иерусалим) в сотрудничестве с Тель-Авивским музеем искусств представил выставку работ Шагала из своих коллекций и частных собраний - это около 80 картин и работ на бумаге. Концепция выставки подчеркивала значимость вклада Шагала в историю современного мирового искусства в связи с его работами, вдохновленными Израилем и отразившими собственную национальную принадлежность/
Фестиваль искусств "По следам Шагала" Объединения профессиональных художников Израиля напоминает об этих знаменательных для израильской истории и культуры событиях, отдавая дань уважения тому, кто ввел поэзию еврейского мира в ранг мирового изобразительного искусства и в иллюстрациях к Книге книг запечатлел навек библейские пейзажи, какими увидел их в Израиле. .
2011 год – год юбилеев Шагала на нашей земле:
80 лет со дня первого визита в Эрец-Исраэль (1931 г.) и 60 лет со дня его первой выставки в Израиле (1951 г.).
Пейзажная выставка "По следам Шагала" в "Гейхал а-Тарбут" продлится до 6 ноября.
Галина Подольская