Камни с именами колен Израилевых

Виктор Бриндач

 

   25 марта в 18.30 в Иерусалиме в  "Talpiot Museum" ( Амигур, Дов Грунер, 17) состоится открытие выставки станковой живописи Виктора Бриндача. На выставке будет представлен цикл "Двенадцать колен Израилевых". 13 работ цикла ( 130 х 70 см) и "Автопортрет в шапке хасида" ( 51 х 42 см). Каждая работа выполнена на холсте, маслом.

Танахический сюжет как Прошлое, Настоящее, Будущее

Тема "Двенадцати колен Израилевых" на сюжет благословения Иаковом своих сыновей занимает одно из почетных мест в живописи начиная с предренессансного периода и пользуется непререкаемым пиететом в стране Сиона. Роль колен в сохранении евреев как нации подчеркивалась также при создании государства Израиль.

Тема "Двенадцати колен Израилевых" – тот вечный сюжет, дающий возможность художнику ощутить себя частью исторического Прошлого, дать оценку событиям Настоящего, как правило повторяющим модель причинно-следственных отношений седой древности. И в них же – предтеча Будущего – пророческое ощущение грядущего...

Виктор Бриндач как явление современного изобразительного искусства осуществился в разных его областях: скульптор, театральный художник, иллюстратор книг, мастер элитарной станковой живописи.

Его отличают масштабность мышления, объемность, вместительность, укладистость, умение в рамках одного полотна сочетать портрет, натюрморт, видовой и архитектурный пейзаж, многофигурные жанровые сцены, виртуозное владение композицией, историчность, точность в исполнении деталей  заданного сюжета, безбрежность художественного ощущении создаваемого им мира на полотне. Его персонажи обаятельны и трогательны, что эмоционально располагает к ним широкого зрителя.

Виктор Бриндач - удивительный остров, осколок культуры, сохранившей традиции и навыки школы старых мастеров в нашем мире.

   С 2011 по 2014 гг. Виктор Бриндач вплотную работал над темой, которая во времена высокого искусства налагала на художника обязанность быть личностью, мастером и человеком, ощущающим себя частью мироздания, созданного Всевышним.

   Цикл станковой живописи "Двенадцать колен Израилевых" кисти Виктора Бриндача не похож на художественные воплощения темы предшественниками. Художник идет от символики драгоценных камней, указанных в тексте "Книги Исхода":

И камни должны быть с именами детей Израиля,

 двенадцатью,

 выгравированными как на печати:

 каждый камень с одним именем,

 и будут вместе они соответствовать двенадцати коленам.

И сделай для нагрудника цепи из чистого золота,

 на концах переплетенные искусно.

   Арочные по форме, яркие и праздничные по цвету "Двенадцать колен Израилевых" Виктора Бриндача асоциативно возвращают к шагаловским витражам в Иерусалиме – любимому творению Бриндача. Художников разных эпох объединяет стремление подчеркнуть духовную связь колен с «небесами небес Всевышнего». Но как изобразительно решить одну и ту же задачу в разных материалах? "Витраж – перегородка между двумя сердцами – моим и всего мира", - утверждал  Шагал, опираясь на эффект естественного света  витражных окон в синагоге Медицинского центра Хадасса.

   Но как передать ощущение этого Божественного соития с мирозданием в станковой живописи? Виктор Бриндач передает это видение "тверди небесной" через космос драгоценных камней, опираясь на их значения  в нагруднике Первосвященника:

 

Первый ряд сделай из сардоникса, топаза и карбункула –

 таким сделай первый ряд.

И второй ряд сделай из изумруда, сапфира и алмаза.

И третий ряд из гиацинта, агата и аметиста.

И четвертый ряд из берилла, оникса и яшмы;

 они должны быть целиком оправлены в золото.

   Реувен, Шимон, Леви, Иегуда, Иссахар, Звулун, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Иосиф, Биньямин – каждому из них, согласно каноническому тексту, предназначен один из самоцветов наперсника.

   У Бриндача - драгоценные камни композиционно, по цвету и смыслу объединяют величественный эпос. Предметы на полотне эмоционально связаны. Они то ли плывут, то ли парят в невесомости предначертанного им круга. Каждая из реалий понятийно насыщена: предпосланная им история, определенный месяц еврейского календаря, зодиакальное созвездие, самоцвет, знамя, эмблема колена. Все это создает ощущение гимнического миракля о чуде на земле и небе – о чуде в тех правременах, когда все стихии мыслились едиными. Отсюда царственная цветовая палитра, торжественность, концертность, театральность и... повествовательность, словно исключающая остроту драматизма отдельно взятого фрагмента.

Остановлюсь на завершающем цикл полотне Виктора Бриндача – Иакове.

Самоцветные зерна

 

И вот полотно, завершающее мифопоэтический цикл Виктора Бриндача «Двенадцать колен Израилевых».

Стихии неба, земли и воды.

Парящий в небе орел держит в цепких лапках священный свиток, раскручивающийся от синевы небес до пенных волн.

Гигантский красный бык выплывает из пучины и, подхватывая нижнюю часть свитка мощной спиной, плывет, словно лада-ладья под натянутым парусом.

Свиток-парус – что стяг разноцветный, сшитый из лоскутков.

Всякий лоскут – надел каждого из колен.

Сам патриарх в праздничном хитоне и наперснике из самоцветов в золотой оправе.

Ладонь его левой руки – на сверкающих камнях нагрудника.

Правая – распростерта к свитку – с благословением двенадцати сыновьям, рожденным от жен и их служанок.

Торжественный Иаков-отец. Он, как мифический сеятель, разбрасывает самоцветные камни, чтобы зернами созидания взошли они на Земле Израиля.

И каждое из драгоценных зерен находит обозначенные границы своего надела и прорастает. И хранит благословение Иакова в потомках его сыновей – Реувена, Шимона, Леви, Иегуды, Иссахара и Звулуна (сыновья Лии), Дана и Нафтали (сыновья Билхи, служанки Рахили), Гада и Ашера (сыновья Зилпы, служанки Лии) и сыновей от любимой Рахили – Иосифа и Биньямина.

Действо Иакова подобно мифическому обряду, смысл которого заключается в том, что "твердь небесная" оплодотворяет сушу.

И огнями горят драгоценные камни на омываемой тремя морями Земле Израилевой, обозначенной в благословенном папирусе.

Радостным рыком приветствует жест патриарха лев – царь наземных зверей.

С ликующим клекотом орел – царь небесных созданий – распахнул свои крылья.

И в прозрачности вод голубых самоцветные рыбы разнесут весть по морям-океанам в дальние страны.

Драгоценные камни – символы идей Божественной славы. Каждый из них – в видениях Иезекииля у двенадцати могущественных ангелов, охраняющих ворота Рая.

Светятся камни шатров Авраама и Ноева ковчега. И свод осиянных небес составлен из этих камней.

Таковы камни из нагрудника – символа единства сыновей Израиля – самоцветные зерна Двенадцати колен. Преодолевшие времена и проросшие совершенством частицы заветов. Они способны овладеть фантазией художника и утвердить его позицию – право поставить свою точку в спорах об исконных границах Страны Сиона и современного государства Израиль, которым должно быть – как священным камням в наперснике первосвященника.

Опыт

Виктор Бриндач родился в 1941 году в Харькове, выпускник Одесского художественного училища имени М.Б.Грекова (скульптура), Московского государственного университета культуры и искусств (живопись), художественных мастерских народного художника РСФСР П.Т.Гусева и Народного художника СССР, Члена Российской Академии И.М.Рукавишникова.

В СССР художник выставлялся в Центральном доме художника в Москве, в Манеже, на Кузнецком мосту.

Живопись Бриндача имеется  в собраниях Одесского художественного музея, Музея истории евреев Одессы «Мигдаль Шоршаим», Одесского Дома-музея имени Николая Рериха, Николаевского художественного музея имени Василия Верещагина. Бюст Николая Рубцова ( мрамор)  – в Томском художественном музее, более десятка скульптур в различных материалах – в Музее современного еврейского искусства в Москве.

Монументальные работы Бриндача находятся в открытых пространствах городов бывшего СССР: мозаичные панно - в  Одессе, витражи – в Тайшете, скульптурные композиции из кованой меди - в Нижнем Новгороде («Герой»),  в Московской области ( «Воскресенский пастушок»), в Иркутске «Олени», в Тамбовской области -  скульптурная композиция,  посвященная лошадям («Подарок»). В Одессе ( Санжейка) сохранились первые скульптурные работы Бриндача - «Обнаженная", "Танцующие дельфины" ( бетон).

Значительный интерес представляет скульптурное литье Бриндача. В 1988 году композиция "Сормовичи", отлитая из цветных металлов (алюминий, медь), была приобретена Торговой палатой при Посольстве Югославии в России. В 1989 году скульптура "Космос" из силумина ( сплав алюминия с кремнием) был куплена Торговой палатой при Посольстве Великобритании в России.

С 1993 года Виктор Бриндач в Израиле. Он – член Ассоциации тель-авивских художников,  Объединения профессиональных художников Израиля.

Среди персональных выставок художника наиболее значительны выставки в «Музее Танаха» (Тель-Авив), в Доме художника ( Тель-Авив), в Центре искусств "Дом Качества", Культурном центре "Гармония", Музее "Тальпиот" ( Иерусалим). Он – участник международных выставок (в частности, в Аргентине, Франции, США).

Наиболее последовательное выражение в творчестве Бриндача обрели темы, связанные с историей иудаизма, еврейскими традициями и текстами Пятикнижия. Бриндач - иллюстратор около десятка ивритских изданий изданий по истории иудаизма для детей и юношества.              

Иллюстрации Бриндача к книгам на русском языке - "На кухне моей бабушки" П. Люкимсона, "Бизнес по-еврейски. Золотые правила и секреты успеха" М. Абрамовича и П. Люкимона - полны задора и юмора как комической стороны ситуаций, в которые мы нередко попадаем.

Цикл картин "Буквы еврейского алфавита" ( 22 работы) – в Канцелярии Премьер-министра Израиля.

Величественное произведение станковой живописи "Свет над Кфар-Шаулем" передано Виктором Бриндачем в дар Иерусалимскому центру психического здоровья Кфар-Шауль-Эйтаним.

            И еще, сколь бы ни был драматичен сюжет, художник воплощает его как испытание на пути к свету – мир, устремленный к духовному возрождению. И ты ощущаешь это внутреннее движение в цвете. Стоит ли объяснять это желающему увидеть?

       В программе открытия открытия выставки:

- приветствие из Одесского Дома-музея имени Н.Е.Рериха;

- фильм Нинель Мерлин "Виктор Бриндач. Двенадцать колен Израилевых.Станковая живопись";

-  презентация книги-альбома  В. Бриндача и Г. Подольской "Камни Двенадцати колен Израилевых";

-  еврейская музыка.

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская