Литературные критики о творчестве Галины Подольской. Владимир Фроммер. Реальность магии.

Галина Подольская «Диптих судеб»: Роман-хроника, «Корабль эмигрантов»: Роман. Иерусалим-Москва, 2009.

Галина Подольская принадлежит к числу тех немногих авторов, в ком удачно совмещаются разносторонние способности. Большинству людей на всю жизнь хватило бы и одного из ее талантов. Она – писатель и поэт, драматург и филолог, искусствовед и знаток живописи.
Последняя ее книга объединила под одной обложкой два романа - «Диптих судеб» и «Корабль эмигрантов». 
В «Диптихе судеб» рассказывается о людях, которые сберегли душу живую, и не утратили ни веры, ни надежды, несмотря на нечеловеческие условия жизни. Герои этого романа-хроники - люди с эпическими судьбами.
«Корабль эмигрантов» – это роман о состоянии человеческой души. Каждая его глава – гавань, в которой останавливается этот вечно плывущий корабль, - представляет собой развернутую метафору, отличающуюся высокой концентрацией духовной напряженности, и эмоциональной пульсацией ритма, заданного движением сюжетной линии, но во всем этом главное во всем этом развитие чувств. Как-то неприметно и непритязательно автор подводит к тому, что читатель становится частью ландшафта внутренних состояний героев и словно срастается с ними. Иногда герои романа обречены на страдание и гибель оттого, что над ними довлеет рок, судьба, карма (главы «Гавань ощущений» и «Гавань геенны Огненной»). Иногда им удается найти свой путь в запутанном лабиринте жизни (глава «Гавань ожидания»). Но какие бы испытания не выпадали на их долю, они всегда остаются людьми.
Не будем концентрировать внимание на переплетении сюжетных линий в романах Галины Подольской. Кто захочет - тот сам прочтет. Остановимся на творческом методе писательницы, который сама она определяет как «магический реализм». Что имеется в виду?
Иногда сквозь грубую ткань пластов жизни вдруг начинает просвечивать иррациональные явления высшего порядка. Отобразить этот процесс традиционными средствами реалистической палитры практически невозможно. Тогда и является на сцену магический реализм, сочетающий в себе все достоинства реалистического метода, и новую символику, пропитанную магическим смыслом.
Магические элементы включаются в реалистическую картину мироздания и позволяют выявить сомнительную условность устоявшихся представлений об окружающем мире, ощутить хрупкую призрачность традиционных взаимосвязей между различными компонентами реальности.
Роман у Г.Подольской – это цепь сюжетов, объединенных общим замыслом и несколькими основополагающими идеями. При этом в самой повествовательной ткани заложены элементы странные и фантастические. Они содействуют целостности и гармонии произведения, но никогда не объясняются. Действующие лица воспринимают их как должное, и не выделяют из обыденных реалий.
Мир, изображаемый Г.Подольской, иррациональный и реалистический одновременно. В ее книге страсть, страдание, смерть, мистика и другие компоненты подобного рода сливаются в прочный сплав. Для стиля ее характерны эмоциональная калейдоскопичность, усложненные аллюзии, многослойная символика, экспериментальный и игровой дух. Взаимопроникновение реальности и фантазии помогают поиску гармонии в отношениях человека с окружающим миром. Следует отметить, что в прозе Г.Подольской иррациональность происходящего не всегда обусловлена вмешательством каких-то потусторонних сил. Иногда непривычное, неожиданное зарождается во внутреннем пространстве самого человека.
Рассказанные Г.Подольской истории, - грустные и печальные, гротескные, загадочные, и трогательные, вызывают у читателя сопричастность и заинтересованное сочувствие.

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская