Эссе
Вернулась из Парижа, где участвовала в международной выставке в музее Гранд-Пале, выставке работ 2.500 художников. Насмотрелась современной живописи, скульптур и графики. Побывала в Лувре, вспоминая Шагала, и от этого Лувр показался мне теплее. Посмотрела экспозиции Испанского и Итальянского залов и увидела их по-другому, очень избирательно, отмечая главное для себя. Посетила Музей Помпиду и коллекцию мадам де Сталь – Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо и др. великие мастера. Не выставка, а музей.
Впечатлений много. По-иному увидела и собственную работу «Цветоцитаты». 16 квадратов, 50х50 см. – от Рембрандта до Ив Клейна. Цитаты – высказывания и концепты этих художников - были переведены на французский язык. Мне понравилась собственная экспозиция в такой многосторонней и разнообразной обстановке этой выставки. И это тоже немало - увидеть свою работу в таком окружении, перед собранием многочисленных зрителей, услышать их непосредственную реакцию.
И все же наиболее восхитило и отпечаталось в сознании посещение Гранд-Опера, где, как ни странно, я была впервые. Это посещение было и одной из целей поездки в Париж: Я много раз слышала мнения, что плафон Шагала не подходит этому театру. Простота исполнения, современный язык не вяжется с классическими формами интерьера театра. Шла туда с ожиданием собственного впечатления. Вообще не всегда доверяю тому, что говорят о чем-либо, особенно о людях. Пока сама не прочувствую, не поверю.
Гранд-Опера. Какое счастье, как все прекрасно и празднично, начиная со входа. Вестибюль круглый и торжественно спокойный. Рассматриваем всё: потолок, пол, стены. Необыкновенная красота лестниц, залов. Поднимаемся выше - скульптуры, роспись потолков, окна и двери, все в гармонии, все радует. Наконец входим в ложу, и открывается подкова-панорама зрительного зала. Впечатляет. Нет слов.
На сцене готовятся декорации к спектаклю. Боюсь поднять глаза… и о чудо! И как чудо это неожиданно и прекрасно! После всего просмотренного по кругу театра на всех этажах в золоте и бархате, орнаментах и скульптурах, воспаряешь в легкое, воздушное, сказочное и такое реальное пространство купола. Представление начинается, хотя к спектаклю только ещё готовятся. А если взглянуть туда, наверх, перед началом представления, это уже будет увертюра к любому спектаклю.
Вздохните и спокойно выдохните. Оставьте все заботы и мысли, забудьте себя ради красоты и вечности Творчества. Посмотрите наверх - там за облаками, под куполом, родилась жизнь театра. Представление начинается. Билеты в одну сторону!
Плафон, легкий и современный, придает пышной основательности и потрясающей гармонии всех деталей и соразмеренности декора зала воздушную завершенность, как и полагается потолку. Соединяет стили и времена, возвращая классике непринужденность современной жизни и искусства, также как это происходит в театре - всегда здесь и сейчас, в настоящем времени. Браво, Шагал!
Для того чтобы сделать плафон в окружении такого великолепного и значительного интерьера, недостаточно только авторской смелости, нужна еще удивительная интуиция, бескорыстность и проникновение в Истину. Брависсимо! Брависсимо!!