Автор оригинала: Галина Подольская
(Участники: Пинхас Бергельсон, Илья и Тина Богдановские, Эмиль Вульфин, Полина Живова, Эдуард Левин, Иосиф Капелян, Борис Котляр, Аркадий Лившиц, Эстелла Рейнгольд, Диана Семенова, Валентин Шкода, скульптор Ефим Левин. Куратор Янина Вольская).
- Вести. Иерусалим. 23.11.2006.с.10.
27 ноября в 19.00 в Иерусалимском культурном центре (ул. Гилель, 27) состоится открытие выставки «Автопортрет» Объединения профессиональных художников Израиля.
Что такое автопортрет? В общеупотребительном толковании - портрет художника, выполненный самим. Изображение внешнего облика, черт лица, мимики, жестикуляции, деталей одежды… Однако на сегодняшнем этапе развития искусства автопортрет – это скорее калейдоскопический наплыв чувств, образ психологического мира художника, запечатленная метафора себя. Это особое понимание или скорее ощущение мира, пропущенное сквозь художественную призму восприятия, подобно лаокоонистской пружине, спрятанной внутри побагровевшего от напряжения бурого камня. Но самое удивительное, что здесь же в равной степени «уживаются» грустное и смешное, умудренное и наивное, возвышенное и будничное, осознанная и неосознанная мера добра, отбросившего жестокосердие, наконец, динамика видимого и невидимого бытия.
Каковы истоки автопортрета в искусстве? В чем загадка его немеркнущей от времени привлекательности как жанра самовыражения – от резца на камне, рисунка на глине и пергаменте? Не потому ли, что искони автопортрет был сопряжен с воссозданием образа подлинной реальности «себя»?
История художественного искусства сродни стремлению человечества к самовоспроизведению личных «пристрастий» в эстетической памяти художника. Но на поверку временем эстетический рецепт одной эпохи – не панацея для другой. Все это и прослеживается в многослойной стилистике автопортретов, экспонируемых на выставке в Иерусалимском культурном центре, – от академического, романтического, примитивистского до модернистского канонов. Достаточно взглянуть на работы художников Янины Вольской (куратор), Пинхаса Бергельсона, Ильи и Тины Богдановских, Эмиля Вульфина, Полины Живовой, Эдуарда Левина, Иосифа Капеляна, Бориса Котляра, Аркадия Лившица, Эстеллы Рейнгольд, Дианы Семеновой, Валентина Шкоды, скульптора Ефима Левина.
Автопортреты, представленные на выставке, - разные по материалу и стилистике исполнения – от основательных грунтов масляных полотен, чертежных расчетов карандаша, аккопунктирных штрихов сухой иглы до упряжи акварельного неповиновения.
Впрочем, для зрителя нередко не так уж и важна «техническая» сторона автопортрета. Какова его исполнительская сторона? Выполнен ли он с натуры, по памяти, с фотографии, или воссозданное лицо – плод интерпретации самопознания, самобичевания и самольщения, самовозвеличивания, саморомантизирования или самоирония? Важно, чтобы автопортрет на полотне излучал эмоциональные волны, способные на какое-то время заставить нас, зрителей, почувствовать их вибрацию.
Как галерея визуальных образов, звучащих по чуткому камертону, представленные на выставке «автопортреты» одновременно можно расценивать и как «портреты» не с точки зрения специфики жанра, а по сути того, что видишь, если не знаешь конкретного лица. Это ощущение обобщенности сокращает дистанцию между художником и зрителем, как непроизнесенное, но застывшее на губах слово. Оно в любой момент может сорваться и вступить в свои права, стоит лишь ощутить это продолжение в зрительском взгляде. И тогда автопортрет художника читается, как письмо-откровение, посланное нашими современниками-живописцами в вечность. И только нам, зрителям, суждено прикоснуться к их золотым рунам искусства уже сегодня.
Галина Подольская