"Сбываются наши самые смелые мечты.
Настало время для несмелых"
Станислав Ежи Лец
"Миньян Герцля" – так называется спектакль, премьера которого с успехом прошла в зале "Бейт-Гилель" в кампусе Еврейского университета на Ар а-Цофим (Горе Скопус) в Иерусалиме.
"Документальная фантазия по дневникам Биньямина-Зеева (Теодора) Герцля" – так охарактеризовал свою постановку режиссер и актер Ефим Риненберг, постановку о выдающемся Политике и провозвестнике государства евреев, писателе и юристе. Спектакль состоялся благодаря содействию сразу трех организаций - международного центра студентов и преподавателей, изучающих еврейские традиции Гилель, культурного центра "Бейт-Авихай" и товарищества "Хида".
Редакторами текста кроме автора, Ефима Риненберга, стали Лотем Бурштейн и Сара Цвайг. В постановке заняты Алекс Ройтман (в роли Герцля), Лотем Бурштейн, Сара Цвайг, Карина Линецки, Биран Маконен, Реут Сапир, Ошри Раз, Эдик Капцан, Андрей Цирлин, Авирам Замир, Эмиль Гринштейн. Автор декораций – иерусалимский художник Илья Коц, ему же принадлежит и представленная в фойе зала небольшая выставка портретов углем всех участников спектакля. Действие спектакля разворачивается на фоне музыки Иоганна Себастьяна Баха, Андрея Цирлина и мелодий, традиционных для Йом-Кипура.
- Как Вам пришла в голову идея поставить спектакль о Теодоре Герцле?
- Примерно года четыре назад практически случайно мне в руки попал его дневник – и я не мог оторваться. Интересно? Зачитался? Поучительно? Совсем не те слова – в меня словно ударило молнией. Глубина и трагизм истории обыкновенного – пусть одаренного и успешного – австрийского журналиста и драматурга еврейского происхождения, который вдруг ощущает себя ответственным за весь народ, потрясла меня. Так родилась идея спектакля об одном из пророков нашего времени, жившем столетие назад…"
- Вы действительно считаете Герцля пророком?
- Достаточно прочитать в его десятитомном дневнике абзацы о будущем Франции и Германии… Пророк, освободитель – ноша тяжелая; она была ему не под силу, он пытался уговорить всех – от собратьев-евреев до турецкого султана и Папы Римского, но продолжал идти своим путем. Иногда он бывал истеричен, иногда смешон – и при этом велик, о чем я и хотел рассказать в своей документальной фантазии. В пьесе, написанной мной по дневникам Биньямина-Зэева Герцля, нет ни одного моего слова – всё это его десятитомный дневник, его верный друг, которому он поверял все свои сокровенные мечты, свои фантазии, ставшие реальностью, свои сны и мечты.
- В наше время, увы, образ Герцля мало кого волнует – хочу надеяться и верить, что мой спектакль поможет ему "возвратиться" – жгучая современность, даже злободневность его мыслей и чувств, присутствует в каждой реплике.
После его смерти Владимир Жаботинский написал:
«И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоём!»
- Когда я принял – на ура! – участие в телевизионной игре "Один против ста" и выиграл, я решил – еще до того, как узнал о выигрыше – что часть денег вложу в этот спектакль. И вот он, результат - спектакли состоятся 2, 6, 9,15 и 16 июня. (Справки о спектаклях по телефону: 02-5883902, Натали).
Галина Подольская, Татьяна Левина