Моя любимая картина Бориса Котляра – «Натюрморт с полевыми цветами» - работа, опубликованная в нескольких российских и израильских изданиях, в том числе каталоге «Современное искусство России» ( М.: Творческий союз художников России, 2006). Почему? В ней, как мне кажется, наиболее характерно открывается отношение художника к миру, мажорное звучание которого я чувствую, как зритель.
Банки из прозрачного стекла и пузатый желтый «подбукетник» плотно стоят на овальной столешнице, кажущейся зеленой от густой тени кустов красной смородины.
Свежие букеты ромашек, радужно-фиолетовых дельфиний и еще каких-то белых, охристых, розовых полевых цветов, названия которым и не знаю. Их стебли, листья, бутоны, распустившиеся чашечки соцветий пересекаются и переплетаются со смородиновыми ветками, сливась с насыщенной зеленью сада.
Казалось бы, обычная натурная композиция. Банки с цветами расставлены, как в натюрморте... Но работа пронизана внутренним эмоциональным движением, ощущаемым в оттенках зеленого. Оливковый, нефритовый, фисташковый, изумрудный, болотный, малахитовый, салатный... Отсутствие видимого пространства между цветами еще более усиливает впечатление живописного движения, которое идет по свету. Сами цветы поданы в таком ракурсе, что, кажется, даже не успевают отбросить тень. И только свет пробегает от распустившегося цветка к бутону, от листа к стеблю, от соцветья к ягоде и выливается эмоциональным движением на холсте.
27 февраля 2005 года в Иерусалимском культурном центре открылась выставка работ Бориса Котляра, приуроченная к юбилею художника. Более 30 работ в разных техниках - акварель, масляная живопись, темпера на холсте, картоне, бумаге. Пейзажи, портреты, натюрморты, тематические композиции - работы, подкупающие искренностью, незатейливостью, открытостью, понятные широкому кругу зрителя. Творчество Бориса Котляра таково, что в него входишь естественно,
Как в доброжелательный мир, открывающий все то, что тебя окружает, с лучшей стороны. Этот положительный посыл как состояние души – главное условие для художника в момент создания работы. Таким нужно родиться и так воспринимать мир, чтобы нести это ощущение мажора в цвете. Кажется, что все, к чему бы ни прикасалась кисть художника, им любимо. Он пишет близких ему людей – членов семьи, друзей, знакомых. Композиции для натюрморта, которые сам составил. Полевые цветы, которые сам собирал. И все в природе в тот момент, который интонационно совпадает с состоянием его собственной души, отзывающейся очарованию живого мира. Это грань личности художника преобразуется в его живописи так, что созданные им работы, визуально, словновмещают и наши воспоминания.
Целостность, гармоничность – те качества, к которым стремится художник в каждом своей работенезависимо от темы. Патриархальные дворики Украинысвыбеленными, как снег, хатами. Пасмурно переливающаяся Прибалтика. И - солнечный Израиль в ослепительной яркости красок. Запечатленный Б.Котляром пульсирующий цветовой темперамент сродни яркости красок разнообразных климатических зон Израиля, в которых художник подсознательно выбирает «русскость» - незатейливые полевые цветы. Они вырастают словно сами собою -красные, желтые, линяло-голубые, лазурно-синие синие, алые и никогда не вялые… А потом вдруг все переливается в золото - сияние осени, которая тоже кажется неуловимо счастливой…
И все это даже не импрессионизм, а то, что называют реализмом. Вот и рассуждайте после этого, что нужно 21 веку.
Откуда такое восприятие мира? От русской культуры, ибо для художника, воспитанного на русской культуре, то, что дарует нам природа, приобретает двойной и даже тройной смысл. Это - как «воспитание чувств».
Выставка приурочена к юбилею художника и естественно подводит некоторые итоги в жизни и творчестве художника.
- Борис, чем необычна для вас сегодняшняя выставка в Иерусалиме?
- Для меня это событие очень важное. Я приехал сюда в том возрасте, когда нельзя отсечь то, что было. Большую часть своей жизни я прожил в России,
Участвовал во всесоюзных и международных выставках в залах ЦДРИ, в московском Доме художников «Кузнецкий мост», Центральном доме художника, Центральном выставочном зале «Манеж», в выставках за рубежом от России. Это была наполненная активная творческая жизнь.
Выставка в Иерусалиме – юбилейная. Обычно я подбираю тематические подборки: «Холокост», «Портреты», «Дни недели», «Времена года», «Альтернатива» (обнаженная натура). Но иерусалимскую экспозицию мне не хотелось делать ее тематической. Мне хотелось показать себя – там и здесь – показать в гармонии, потому что сама эстетика искусства позволяет художнику находить для себя гармонию красоты в любом мире. Россия – это Россия. Израиль – Израиль. Все взаимосвязано. Это части моего творчества, моей жизни и моей семьи, без тепла и поддержки которой я не мыслю себя в творчестве.
А я еще раз решила пройтись по экспозиции, остановилась у работы «Мы были. Мы есть. Мы будем». Древо наших предков и ныне цветущее, увитое самой разнообразной флорой Земли Обетованной. В нем - сила Святой Земли. И вырастают голубые города в пространстве между его корнями и ветвями и переходят в горизонт будущего… И мир – аккорд в мажоре.