Израильский десант 4 сентября 2016 года оставил город Умань и приехал в Черкассы, где ждала не менее насыщенная программа.
Первый визит в Черкасский академический областной музыкально-драматический театр им.Т.Г.Шевченко. Встреча эта была удивительной, ибо еще в Умани стало известно, что гостей приглашают на спектакль, приуроченный к их приезду. «Город Ч.» - так назывался спектакль, которыйпредставила труппа театра. Израильская делегация всего три часа в городе, и первое знакомство с Черкассами - как это знаменательно! – началось с театра, который в своей работе рассказал об истории города через людские судьбы и характеры на чудом сохранившейся малой сцене.
Театральное действие началось на Театральной площади у памятника Т.Г.Шевченко, имя которого носит театр, знакомством с директором театра Владимиром Осиповым, заслуженным деятелем искусств Украины, режиссером Александром Павлютиным и ведущими актёрами театра, они и повели нас в пострадавшее от пожара, но всё-таки действующее!!! помещение театра. Сам ли пожар случился или кто-то помог, сейчас трудно сказать. Искусство всегда находится на передовой жизни, и часто ему больше всего и достается. Жутко смотреть на обгоревший зал, внутренние помещения, проходить через эту картину, которую можно назвать «Смерть театру». Но искусство нельзя убить! Оно было и будет вечно. И театр живет, работает… и надеется, что ему помогут, не оставят в беде. Больно видеть то, что произошло. Если бы каждый человек, любящий искусство, независимо от страны проживания, смог прислать, сколько сможет, театр был бы восстановлен в кратчайшие сроки. При театре создан благотворительный фонд, возглавляет его актер, композитор, Александр Гуменный (mayte.sovist@gmail.com)/ Напишите ему, и он вышлет вам реквизиты банковского счета. Народ, то есть – мы, всегда выступал в роли мецената, поэтому, если каждый пошлет даже одну гривну, шекель, евро или другую валюту, здание будет восстановлено.
Но вернемся к самому спектаклю «Город Ч.». Он проходил в малом зале театра, интерактивный спектакль с лаконичными декорациями, спроецированными на задник. Занавес – железная дверь, спасшая этот зал от пожара, а в тот вечер служащая завесой от реальной жизни, то распахивалась, то сужалась. Сам спектакль был создан непросто. Среди жителей города проводился опрос о жизни в нем, об истории и ее восприятии через судьбы людей, и на основе истории реальных людей и истории города и была сплетена сюжетная канва действия. По окончании спектакля – обсуждение, живое и разное. Но предоставим слово Галине Подольской.
Г.П. Мне было очень интересно посмотреть этот спектакль и скажу почему. Одно время я работала в Астраханском государственном драмтеатре помощником режиссера по историческим реалиям, писала аннотации к спектаклям, критические статьи. Эта закалка сказывается и сегодня, какой бы спектакль я ни смотрела. Спектакль построен таким образом, что каждое поколение черкассцев выражает свои ощущения о своем городе. Ощущение ностальгическое, что было, историческое – как было до этого, но спектакль и о будущем времени, а что будет, если мы будем продолжать жить также. Он о настоящем дне, как все мы люди разных времен ощущаем этот день, этот миг сегодня. "Город Ч" - спектакль о том, каким может быть завтра. О том, что мы можем оказаться в иной Вселенной, которая будет вне времени.
За полтора часа я узнала о Черкассах столько, сколько не успела бы узнать из литературы, и это было подано экспрессивно. Не секрет, что сегодняшнее поколение приучили смотреть на подростков, симпатичное лицо. Появилось мнение, что молодой с не меньшим успехом исполняет роль старика. Формально все верно, но грим и ходульные жесты не подменить эмоциональным опытом, за которым стоит жизнь. В спектакле участвует по сути вся труппа. Молодежь хороша пластичностью, вокальными данными, а реплики пожилых актеров покоряют ностальгической задушевностью. Все это создает впечатление достоверности - редкое качество в наше глянцевое время. Замечательно, что были заняты все возрастные группы актерской труппы. Было очень приятно, что спектакль был поставлен к приезду израильской делегации. Для человека, который никогда не бывал в Черкассах, удивительно - без путеводителей и гидов - в рамках полутора часов узнать историю города в лицах и характерах, ощутить местность, какой она была и какая сегодня, и задуматься над тем, каким должно быть завтра, если с такой самоотверженностью борются за этот день.
А.Т. В Черкассах проходит ежегодный театральный фестиваль. Может, когда-то сможем увидеть и спектакли из Израиля?
Г.П. Очень может быть. На фестиваль в Николаев наши театры регулярно приезжают.
А.Т. 5 сентября 2016 года израильский десант был приглашен в Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, в котором вы прочли лекцию для студентов факультета искусств и художников Черкасс. Какова тема лекции и как она связана с открытием выставки?
Г.П. Для меня студенческая аудитория – самая любимая аудитория, поскольку 20 лет моей жизни посвящены преподавательской работе в университете. Я заведовала кафедрой зарубежной литературы в Астраханском госуниверситете, поэтому для студенческой аудитории читаю всегда с радостью. Я люблю молодежь. Если мы не знаем ее, не находим с нею контакта, мы остаемся в другом времени. У Рабби Нахмана есть слова: "Все, что есть у человека, - это один день и один миг. "Завтра" - это уже совершенно иная Вселенная". Я обожаю эти слова, потому что суть творчества и заключается в том, чтобы жить в этом миге, жить в этом дне и чувствовать мгновение творчества. Когда я общаюсь со студентами, я ощущаю мгновение своего творчества и то, ради чего все делается. Лекция была посвящена израильскому искусству и предстоящей выставке. Мы познакомились с заведующей и преподавателями кафедры искусств университета, посмотрели студенческие работы. Обменялись своеобразными подарками. На этой лекции произошел очень интересный и знаменательный случай.
Иван Иванович Бондарь, заслуженный художник Украины, рассказал, что учился в Киевской академии искусств вместе с Дмитрием Барановским, студентами они делили одну студию пополам. Барановский жил и работал в Израиле (умер в 2003 г.), а Бондарь – в Черкассах. Иван Иванович пригласил нас посетить Черкасский музей «Кобзаря», посмотреть выставку его эскизов к разным картинам, и саму экспозицию музея, связанную с творчеством Тараса Шевченко, Ивана Франко. Мы с удовольствием приняли приглашение и 6 сентября утром отправились в музей «Кобзаря». Иван Иванович провел очень интересную и подробную экскурсию по музею, а мы пригласили его в Черкасский художественный музей на открытие выставки израильских художников.
Поскольку я заговорила о Черкасском национальном университете имени Богдана Хмельницкого, хочу поделиться впечатлениями от посещения Музея рушника, директором которого является доктор филологических наук, профессор Наталия Николаевна Ярмоленко. Она провела экскурсию вместе со своими лучшими магистрантами, продемонстрировав тем самым неразрывность культуры, науки и образования, реализацию, закрепление теоретических знаний на практике. Сам университетский Музей рушника выше всяческих похвал, нас поразила огромная, тщательно систематизированная коллекция рушников, сорочек, других предметов украинского быта, собранная в результате фольклорных практик студентов и преподавателей Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого. Вот где истинно источник украинской духовности и несокрушимости нации – в украинских народных традициях, которые берегут и укрепляют потомки!
Хочу выразить сердечную благодарность ректору Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого проф. Александру Владимировичу Черевку (он, что очень важно, присутствовал и на открытии выставки израильских художников в Черкасском художественном музее) за тёплый приём (кстати сказать, мы жили в прекрасно оборудованных гостевых номерах Черкасского университета, чем очень довольны) и всяческое содействие развитию культурно-образовательных связей между Украиной и Израилем. Особая признательность первому проректору Черкасского университета проф. Сергею Валериевичу Корновенку за непосредственнее участие в организации визита нашей израильской творческой группы в стенах вышеназванного университета.
А.Т.. 6 сентября 2016 года в Черкасском художественном музее состоялось открытие выставки-дарения «Израиль – Черкассам». Как возникла идея этого проекта?
Г.П. Не совсем спонтанно, поскольку до этого уже было осуществлено несколько проектов. Одесский – 240 работ израильских художников, затем благодаря Наталии Андреевне Цымбал, Украино-Израильскому центру образования, науки и искусства состоялся Уманский проект. Потом, также при участии центра - Черниговский проект, а по предложению Наталии Андреевны Цымбал был задуман и Черкасский проект. Наталия Андреевна объяснила это очень просто: "Я окончила Черкасский университет, много лет жила в Черкассах, поэтому хочу, чтобы в Черкассах, как и в Умани, появилась коллекция из Израиля". Я согласилась. Черкасскому художественному музею в этом году исполняется 25 лет. Юбилей такого рода будет разве что еще через 25 лет! Обговорила детали проекта с художниками, и они меня поддержали.
А.Т. А можно нескромный вопрос: зачем художники дарят свои картины музеям? Разве не проще картину продать и заработать себе на жизнь?
Г.П. Вы абсолютно правы. Это проблема проблем. И если посмотреть на то, как себя вели художники 20 века, то мало кто желал дарить свои работы. В СССР работы оставались в музее после выставок, а потом перераспределялись по музеям. На Западе художник должен был зарабатывать, и его работа была объектом заработка. Чем лучше работа, тем дороже я смогу ее продать, тем выше будет уровень моего благосостояния. Культура - не гуманитарная помощь беженцам. До культурной благотворительности должно дорасти как сознание художника, так и общественное сознание. Замечу, что те, кто стали меценатами в области изобразительного искусства, изначально были людьми широкой культуры, людьми, имеющими вкус и знающими толк в изобразительном искусстве, и любящими окружать себя предметами искусства. Это то, что дарило им эстетическую радость. Со временем многие из них стали выделять стипендии начинающим художникам, становились покровителями. Они ценили предметы искусства, бережно собирали их, понимая их значимость для культуры. И большая часть таких собраний со временем становилась основой для государственных собраний. Многие художники писали свои картины в дар церквям, и они считали это престижным для себя. Свои знаменитые витражи «12 колен Израилевых» в 1960 году Иерусалиму подарил Марк Шагал, хотя они выполнялись во Франции. Самолетом Эль-Аль они были привезены в Израиль. Марк Шагал работал в течение 2-х лет по 12 часов в сутки, это был адский труд. Сегодня эти витражи стали одним из символов Иерусалима.
Можно критиковать музейную систему, можно указывать на массу недостатков. Но другой - наиболее надежной системы - на сегодняшний день мы не имеем. Первая функция музея - сохранить для поколений имеющееся в нем произведение искусства. В частном музее – все замечательно, но до крепкого покупателя. Музей 21 века – это музей, расширивший свои функции. Это научный центр, пропагандирующий свои собрания в изданиях по искусству, научных конференциях. Существует электронный каталог, сайт, отражающий текущие события в музее. Иначе говоря, произведение искусства, попадая в музей, автоматически попадает в профессиональное информационное поле.
В этой связи замечу, что принимаются далеко не все работы и не от всех художников. Качественная сторона произведения, избранная тематика, профессиональное образование с соответствующим послужным списком профессиональных достижений. Все это решает комиссия. Да, и еще один момент: произведение должно быть оригиналом (возможен авторский повтор). Обращаю на это внимание, поскольку однажды ко мне обратился один именитый художник и сказал: "Я хочу совершить акт своей доброй воли и передать в музей постер, поскольку моя работа очень дорогая и трудоемкая". Акт такой доброй воли комиссии музеев не рассматривают, думаю, что это и неуважительно по отношению к храму искусства.
Современный музей сегодня выполняет очень широкую культурную функцию: работа с детьми, студентами, музыкальные программы, культурные вечера. Это комплекс мероприятий, устраиваемых музеем для молодежи, на которых представляются произведения искусства. Художник живет ради вечности, ради молодых глаз, ради будущего, в котором этот свет и будет светить.
Как знать, быть может, в этом и заключается спрятавшаяся внутри нас причина, подспудно подталкивающая многих к акциям дарений. Все наши художники участвуют в них по доброй воле, по собственному желанию. Это дар души художника, это щедрость.
Был издан каталог, где можно почерпнуть информацию о каждом художнике, о каждой картине, здесь есть историческая информация, он прекрасно иллюстрирован.
А.Т. По какому принципу вы выбираете эти картины? Общая тематика, направление? Или каждый из художников подарил то, что захотел.
Г.П. Проекты строго тематические. Художники представляют работы по определенной теме. Дело в том, что выставку-солянку музею устроить легко, имея определенные фонды. Больше людей приходит на тематические выставки. Музеи проводят экскурсии, лекции, и поэтому выставка должна держаться на определенном тематическом каркасе.
В Черкасском художественном музее нет отдела израильского искусства. Первую выставку работ израильских художников, которые станут фондами, нужно обязательно делать тематической и просветительской. Человек, который придет на выставку, должен понимать, а что между нами общего, какие есть связи? А общее у нас не только мир, дружба и любовь. Много культурных связей, библейской символики, которая объединяет Святую Землю и Землю Украины. Пшеница… акация… Дуб Авраама, как надежда на мир – молоденький зеленый побег. Дубу 5 тысяч лет, под ним Авраам встречался со Всевышним.
Следующие вопросы к Ольге Гладун, директору Черкасского музея. Она сама и сотрудники музея приняли и делегацию, и картины как родных.
А.Т. Ольга, как получилось, что выставка-дарение оказалась в вашем музее?
О.Г. Вы знаете, в День музеев мы были на экскурсии в Уманском музее, видели работы израильских художников, и я подумала, вот бы и нам. И вот сбылось. Насколько материальны добрые мысли. Это чудо. Это дает музею очень много разных аспектов. У нас были работы еврейских художников, но для того, чтобы сделать отдел, этого было недостаточно. Пополнилась коллекция музея, работает идея меценатства. Основная функция музея – это собирать и сберегать произведения искусства. И мы рады, что израильский подарок стал первым к 25-летию музея. Буквально на днях мы получаем в подарок украинские иконы. Вдруг мне позвонила художница и предложила в дар работы своего мужа. С вашей легкой руки, Галина Геннадьевна, музей пополняется яркими художественными произведениями. И важен каталог – научная систематизация работ. Галина Геннадьевна знакомит Украину с профессиональными художниками и делает это профессионально. Мы открыли для себя много новых имен. И очень благодарны Центру и Галине.
Первое знакомство с работами произошло неожиданно. Пришла Наталия Андреевна и принесла работы в тубусе. И мы стали рассматривать полотна. Работы были без подрамников, не натянутые, они еще не нашли своего места на музейных стенах. Однако первое, что нас удивило – любовь, вложенная в эти работы, щедрость. И нас охватило ощущение единого духовного простора с Наталией Андреевной, с друзьями, которые приехали. Мы взяли наш большой зал, отремонтированный, мы думали, что работы поместятся, не мешая друг другу. Работ было 32. Мы их оформили, повесили и на одну работу нам не хватило места. Мы ее поставили на мольберте перед залом, приглашая гостей к просмотру. Однако в один ряд работы не удалось повесить, пришлось сделать в 2 ряда. Мы даже не ожидали, что на открытие выставки придет столько людей и столько теплых слов будет сказано в адрес наших властей и израильских художников. Надеемся на продолжение сотрудничества.
А.Т. А теперь, поскольку у нас сегодня «виртуальный круглый стол», вопрос к еще одной «виновнице» этого события. Наталия, расскажите с вашей точки зрения, как все происходило?
Н.Ц. Я директор Украино–Израильского центра образования, науки, искусства при Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины. Центр был создан 4 года назад при содействии посольства Израиля в Украине и Министерства образования и науки Украины. Функции его довольно широкие: популяризация Украины в Израиле и Израиля в Украине. Планов много. По сути функция центра – координационная. У нас 12 факультетов в университете. Творчество объединяет страны, людей, народы. После одной из культурных акций в Иерусалиме в Русской библиотеке мы познакомились с Галиной Геннадьевной, пообщались и оказалось, что у нас есть общая идея – сделать проект «Израиль – Украине». Я работаю в университете, мы готовим будущих учителей разных специальностей, студенты могут прийти в музей, посмотреть коллекции, пообщаться с художниками, таким образом получить эстетическое удовольствие и расширить кругозор. Если бы Марк Шагал смог сейчас приехать, то обязательно пообщался со студентами. Собственно, мы наследовали его модель презентации творческих проектов: визит в университет – один из пунктов программ презентации. Наша молодёжь талантлива, перспективна, они понимают, что если будут учиться, то смогут себя прекрасно реализовать и не только в Украине, но Украину они навсегда будут нести в своем сердце. Галина Геннадьевна читала лекцию в Черкасском университете, инициатором и организатором которой выступил факультет искусств. В Израиле много выходцев из Украины, и я думаю, что это только начало. Часть художников тоже выходцы из Украины.
В Иерусалиме, в Старом городе, находится синагога Хурва, очень важное культовое строение иудаизма, самое высокое здание Старого города. Картина израильского художника Вадима Макарова, находящаяся в Уманском художественном музее, представляет уманчанам и гостям города это место. Что знаменательно: возродить её помогли граждане именно Украины Вадим Рабинович, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов.
Умань – это место, где находится могила Раби Нахмана из Брацлава – лидера браславских хасидов. На Рош-а Шана сюда съезжается множество евреев. Еврейская культура в Умани – это особый разговор. Уманская мэрия поддерживает наши проекты и принимает в них участие. Особое спасибо мэру г. Умань Александру Владимировичу Цебрию за активное содействие развитию еврейской культуры. На недавнем заседании соответствующей комиссии Уманского горисполкома, улица, на которой находится могила, была переименована в улицу имени Раби Нахмана из Брацлава. Возможно, в недалёком будущем появится в Умани и улица Иерусалимская как символ духовного единства Украины и Израиля в широком смысле.
Жизнь действительно полна чудес. Посмотрите, на открытии выставки происходит общение. Много вопросов к художнику Аркадию Лившицу, много цветов и улыбок. Сегодня мы были с Галиной Подольской, Ольгой Гладун на телевидении в программе “В фокусе событий” на телеканале “Рось” (огромное спасибо коллективу телерадиокомпании и, в частности, замечательной журналистке, ведущей этой программы Елене Баниной). Чем больше людей узнают о выставке, тем больше посетителей будет в Черкасском художественном музее. А значит – наша цель достигнута, и впереди новые планы.
А.Т. От себя добавлю, что на следующее утро мы вернулись в музей, чтобы внимательно посмотреть его экспозиции. Мы получили огромное удовольствие от общения с высокопрофессиональными экскурсоводами Черкасского художественного музея. Нас настолько замечательно принимали в музее, что не хотелось уходить.
Но впереди был самолет, унесший нас в Израиль. Еще надолго останется послевкусие от встреч, улыбок, душевной открытости. И большая надежда на продолжение сотрудничества. Спасибо тебе, Украина, Умань и Черкассы! Но самое главное – люди, с которыми теперь мы связаны крепкими дружескими узами. Низкий поклон!
Ася Тепловодская, журналистка, член СРПИ.