…Души живут на одной частоте.
поэтТатьяна Шенцова
Искушенную израильскую публику трудно удивить музыкальными событиями, особенно сейчас в юбилейный сезон Израильского филармонического оркестра, изобилующий звонкими именами музыкантов – Вадим Репин, Юлиан Райхлин, Евгений Кисин, Пинхас Цукерман, Даниэль Трифонов, Ефим Бронфман…. Но всё же среди этого музыкального цветника нет-нет да и произойдет что-то, что удивляет и восхищает одновременно. Такой симбиоз чувств испытали пришедшие 28 октября в зале Иерусалимского культурного центра "Гармония" (Гилель, 27) – на первый концерт Фестиваля Искусств, проходящего в Иерусалиме с 28.10 по 03.11.
Вдохновенный скрипичный дуэт Роберта и Беллы Канетти, покоряющий ощущением партнерства. Виолончелист Кирилл Михановский и молодая пианистка Диана Лившиц, подарили слушателям интересную насыщенную программу – прозвучали вариации на темы еврейских литургических мелодий Kol Nidrei Макса Бруха для скрипки и фортепиано оп.47. Летящая, лучезарная, стремительная полная лирико-созерцательных напевов соната для виолончели с фортепиано Эдварда Грига оп.36. Романтическое струнное трио Франца Шуберта и самое известное камерное произведение Феликса Мендельсона - трио для фортепиано, скрипки и виолончели оп.49, - светлое, полное всепобеждающей надежды. Исполнители понимали друг друга с полумгновения – так, словно этому волнующему ансамблю предписано остаться ансамблем на сцене.
Камерные ансамбли звучали как единый гармоничный организм, вопдлщая, с одной стороны, самобытность индивидуальности каждого исполнителя. Но это было нечто единое - сгусток лиризма и движений души одного целого, наполненного общей энергией и тайной страстной красоты. Опытные Мастера-струнники так выстроили баланс противоположного, индивидуального и общего, что все исполненные в этот вечер сложнейшие произведения звучали легко, свободно, естественно, да так, словно большой оркестр.
Известный скрипач и дирижер Роберт Канетти получил музыкальное образование в Израиле, был солистом Израильского Камерного Оркестра под управлением Гарри Бертини, тринадцать лет был солистом и дирижером Симфонического Оркестра Хайфы. В 1996 году он основал Новый Израильский Камерный Ансамбль, репертуар которого охватывает множество музыкальных стилей - от барокко до современной музыки, и играет и по сей день. Роберт Канетти - основатель международного фестиваля и конкурса Канетти в Европе. Мастер играет с ведущими симфоническими и оперными оркестрами всего мира и постоянно приглашается членом жюри ряда международных конкурсов скрипачей.
Искусствовед и альтистка Белла Погосова-Канетти также играет в Новом Израильском Камерном Ансамбле, вместе с Робертом Канетти основала и стала генеральным менеджером Фонда Канетти, помогающего молодым струнникам, организующего международные музыкальные конкурсы и фестивали и занимающегося созданием коллекций инструментов. Часто Беллу Погосову-Канетти приглашают также в жюри различных международных конкурсов.
Виолончелист Кирилл Михановский вырос и получил базовое музыкальное образование в Санкт-Петербурге. Он выпускник Тель-Авивского университета академии музыки, Иерусалимской академии музыки и танца и Еврейского университета в Иерусалиме. Принимает участие во многих международных мастер-классах, международных фестивалях. Им записано множество компакт-дисков камерной музыки на ведущих европейских радиостанциях. Удостоин стипендии Американо-Израильским культурным фондом и стал победителем национального конкурса в Нетании, Израиль, принимал участие во многих международных конкурсах, став лауреатом. С 2002 г. Кирилл Михановский играет в Израильском филармоническом оркестре (ИФО) под управлением Зубина Меты.
Наконец, молодая талантливая пианистка Диана Лившиц, выпускница аспирантуры российской Академии музыки имени Гнесиных, концертирующая с 1989г., лауреат многих международных конкурсов, стипендиат международного фонда культурного обмена, - впервые выступила вместе с такими опытными мэтрами. Диане Лившиц удалось не только исключительно вписаться в сыгранный музыкальный коллектив, но и вдохнуть присущую только ей редкую обаятельность, одухотворенность и лиричность в игре. И премьера состоялась прямо по-пастернаковски, когда "дышат почва и судьба".
А фестиваль искусств продолжается. 31 октября в Иерусалиме в зале "Бэйт-Шмуэль" (Шама, 6) прозвучит музыка Джоакино Россини, Иогана Себастьяна Баха, Петра Ильича Чайковского в исполнении Художественного Фестивального оркестра и скрипичного дуэта Роберта Канетти и Галины Глушкиной. 3 ноября - в программе концерта произведения И. С. Баха, Антонио Вивальди, Габриэля Фауре, Андре Мессаджера. Исполнители – Художественный Фестивальный оркестр, под руководством Роберта Канетти, хор "Музыка Этерна" (художественный руководитель – Илья Плоткин), солистка - меццо-сопрано Вероника Грейс.
Татьяна Левина, Галина Подольская