Небо – в чашечке цветка

Надежда Мартыненко

1 мая в 19.00 в Бат-Яме в Украинском культурном центре ( ул. Ницана, 15 а) открывается выставка живописи Надежды Мартыненко.

       Художник силен своей индивидуальностью, способностью воспринимать и умением воссоздавать окружающий его мир. Творить образ бытия или собственной фантазии. Здесь все важно в совокупности: цвет, линия, композициционные решения, визуальная фактурность. Чего-то больше, чего-то меньше. Каждый раз по разному – в зависимости от того, что нужно для воссоздания конкретного художественного образа в произведении.

Истоки

 

       Надежда Мартыненко родом из былинной Черниговщины.

       С детства будущую художницу пленяли краски природы. Высокое небо, яркое солнце, холмы, леса, луга... Фольклорные сказания этих мест сохранили дух преданий старины глубокой, в котором переплелись история и домысел, воплотились передаваемые из уст в уста реальные события и эпические мечты о том, что должно быть именно так, а не иначе. И все это вместе сложилось в дорогой сердцу образ края, дополненный впечатлениями от  Гуцульщины, Буковины, Волыни, Полесья, – образ прекрасный, проникновенный, романтический и очень личный, поскольку в этой цепочке тепла есть еще одно звено  - бабушка-травница.

       Римейк из детства, однажды явившийся во сне как благословение того, что должно быть запечатлено на холсте. Ее бабушка с травами в сумке из холстины держит кувшин с водою... Этот образ зримо или незримо живет в картинах художницы – фигуративным решением или яркостью красок - сильных, как настой из собранных трав мольфарки-целительницы...

 Живопись Надежды Мартыненко как изобразительное искусство подкупает образностью и  зрительными эффектами. Устремленность к прекрасному, как неведомая организующая сила, подсознательно работает в художнице, помогая на разных этапах творчества быть интересной в разных темах и стилях.

16 работ, выполненные художницей специально для выставки в Израиле, - подтверждение тому. Представленные в экспозиции работы выполненны в потмодернистской декоративной стилистике. В определенном смысле их можно рассматривать как образцы современной интерьерной живописи, с опорой на классические композиции из европейского изобразительного искусства, обновленные введением предметов декоративно-прикладных промыслов малой родины.

 

Натюрморт во славу женщины

 

Натюрморты Надежды Мартыненко – это ощущение дома как пространства, творимого женщиной.

Многие их работ прямо на холсте обрамляют "ложные" прорисованные рамы, имитирующие орнаменты текстиля, "метлахской" плитки, кирпича. Так в натюрморте подчеркивается интерьерная сочетаемость элементов декора в доме. Перед нами керамическая посуда, кувшины для цветов, вазы для фруктов, украшенные смальтовыми мозаичными вкраплениями и врезками из цветного стекла, предметы народных промыслов, расписанные украинскими умельцами.

Это вязаные и вышитые салфетки, домотканые скатерти, лоскутные коврики - стилизованный пэчворк. Это предметы быта, любимые в культурах многих стран мира – Европе, Азии, Америке. Предметы женского досуга. Вещи, созданные руками женщины. Рукоделье – тепло в доме. Даже букеты в подбукетниках и те, словно вывязаны украинской рукодельницей. Это – наше, женское. Такова эстетическая позиция художницы – запечатлеть на полотне то, что создано женскими руками, то, в чем каждая женщина проявляется как хранительница очага и собственной индивидуальности. Женские Руки – часть искусства  созидания дома – мирного, теплого, доброго, уникального - своего, не навязанного глянцевым журналом. То, что женщина создает своими руками, сохраняя энергетику созидающей женской любви.

Изобразительный эффект от натюрмортов Надежды Мартыненко таков, что живописные работы на холсте маслом зрительно напоминают картины-вышивки, ковровые панно,  "текстильные картины" с букетами маков, васильков, ромашек. Вопрос в том, что любая тема, воссозданная в другом материале и изобразительным языком другого вида искусства, визуально выглядит иначе.

Живопись Надежды Мартыненко интересна с точки зрения  современных исканий декоративной организации пространства и включения в него украинских орнаменатальных мотивов.

 Некоторые из работ перекликаются с композиционными  находками Матисса – мастера использования текстильных мотивов в натюрмортах.

         Времена года

 

Если в натюрмортах художница предпочитает давать фронтальный ракурс, приближенный план, плоскостное изображение, то в пейзажах даются другие углы зрения, чтобы дизайнерски подчеркнуть ландшафтные особенности открывающегося пространства. Присмотримся поближе. Какие они в разные времена года?

     Ранняя весна. Оттепель. Ледяное поле реки пробудилось и словно движется на тебя. Обломки ледяного покрова уже взламываются течением разливающейся реки. Эту природную силу воды подчеркивает экспрессивность цветовой амплитуды – от черного до желтого.

     Весна идет! Весна идет! Мар расцветает. Деревья на округлых холмах – розово-белые. Голубое небо. Выбранный ракурс таков, будто ты стоишь на холме и перед тобой открываются дали и шири – река, луга и вновь бело-розовый сад, аромат которого словно исходит от полотна.

      Лето. Знойный день. Вид сверху, словно от солнца в зените. Открытое пространство, напоминающее скатерть с пейзажем. От яркости света река – фиолетовая. Палатки, как розовая пастила, разбросаны по равнинной поверхности летней скатерти, в которой все оттенки зелени трав. И горчица, и пшеница, и словно "колосятся" переплетенные нити в текстуре холста.

       Осень - спелая осень. Щедры ее дары – яблоки, груши, гроздья красной рябины. Они уже на праздничном столе и запечатлены в натюрмортах.

       А вот зимушка-зима. Снеговой ковер. И березы в снегу, словно в шелковых коконах. И вновь ракурс – ландшафтный дизайн: деревья на пригорке, с которого смотришь на дорогу – и она тиха, как снежинка на вышивке.

       Из биографии художницы известно, что впечатления от  Черниговщины и других окрестностей, нашли эмоциональный отклик в пейзажах этих мест. Но то, что было источником вдохновения, в декоративной стилистике обрело изобразительную условность, чудесным образом сохранив эмоциональность натурного восприятия.

       Несмотря обощенность в пейзажах и пристальное внимание к детали в натюрмортах, насмотря на разность ракурсов – фронтальную проекцию в натюрмортах и вид сверху в пейзажах, их объединяет – геометричность в распределении цветового фона. При этом ощущение лиричности мозка остается. Не потому ли, что кисть художницы пропитана любовью к всему, что становится объектом творчества? Не потому ли, что ее бытийные образы рождаются не ради обжигающего зрительного эффекта, а как ощущение мира в себе, доме, детской книжке?..

 

        А у меня перед глазами – одна из ее работ. Лето. Ракурс сверху. Сочная зелень. Синее озеро – овальное, как яичко. А в центре  на воде, как спасительная звезда мира, лежит ребенок на надувном круге. Широко раскинув руки и ноги, он смотрит в небо, а небо – в его глаза...

 

         В одном мгновенье видеть вечность, 
Огромный мир - в зерне песка, 

В единой горсти - бесконечность 

И небо - в чашечке цветка. 

                                             (Вильям Блейк)

 

       "Небо – в чашечке цветка" – для меня это та метафора, которая отражает художественное мироощущение Надежды Мартыненко, - мировосприятие, проникнутое стремлением увидеть мгновение бытия, как вечность, и запечатлеть волнующее мгновение земной красоты.

 

          Для справки

       Надежда Мартыненко - современная украинская художница, член Национального Союза художников Украины ( Чернигов), училась в изостудии Киевского дворца «Октябрьский» (преподаватели М.Родин, Г.Гуляев, В.Забашта). Она - выпускница Симферопольского художественного  училища имени Самокиша.

       Сегодня Надежды Мартыненко участница международных, всеукраинских, региональных выставок, лауреат Премии имени М.Коцюбинского в номинации "декоративное изобразительное искусство", награждена грамотой от Управления культуры Чернигоской администрации, медалью "За многолетний плодотворный труд в области культуры " от Министерства. Ее работы  имеются в музеях, галереях и частных собраниях Украины, России, Беларуси, Голландии, Франции, Израиля, США, Бразилии.

     Работы Надежды Мартыненко, вошедшие в израильскую экспозицию, выставляются впервые, созданы художницей в течение 2013-2014 гг. специально для выставки в Израиле.

       В день открытия выставки состоится и презентация альбома живописи  Надежды Мартыненко, отражающего творческий путь художницы в изобразительном искусстве.

       Настоящая выставка организована в рамках проекта "Одесский Дом-музей имени Н.Рериха в Израиле". Куратор - директор Одесского Дома-музея имени Н.Рериха Елена Петренко.

 

       Выставка открывается 

1 мая в Бат-Яме в Украинском культурном центре ( ул. Ницана, 15 а), в помещении которого будет находиться до 1 июня.

Затем выставка "переедет" в помещение в Иерусалимской городской русской библиотеки ( ул Агриппас, 88).

В Иерусалиме открытие экспозиции состоится в июне ( дата в процессе обсуждения) – в день презентации нового выпуска журнала "Лига Культуры" ( Израиль-Украина, издание Одесского Дома-музея имени Н.Рериха).

Работа выставки в библиотеке продлится до 1 июля.

 

 

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская