"Объединение профессиональных художников Израиля - Черниговскому художественному музею имени Г.Галагана

           Вышел в свет альбом-каталог «ПАЛИТРЫ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ. Израильское изобразительное искусство в собрании Черниговского художественного музея имени Г.Галагана» (Иерусалим), составленное доктором филологических наук, искусствоведом Галиной Подольской, дает представление о разнообразии страны четырех морей и разных климатических зон – Земли Обетованной, запечатленной израильскими художниками в живописи.

Одновременно в Украине вышел в свет каталог выставки «ПАЛИТРЫ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ. Израильское изобразительное искусство в собрании Черниговского художественного музея имени Г.Галагана», открывшейся в музее 5 октября 2015 года. Жители Украины и гости страны имеют возможность видеть ее на протяжении двух месяцев. Каталог издан благотворительным еврейским фондом «Хасде Эстер» (Украина) при поддержке организациями: «Клеменс Конференс» (Германия), МОО Центр ДЖОЙНТ, «Американским Еврейским объединенным распределительным комитетом» Киева.

Международный проект Объединения профессиональных художников Израиля и Черниговского художественного музея имени Г.Галагана осуществился благодаря поддержке благотворительного еврейского фонда «Хасде Эстер» (Украина) и Украино-израильским центром образования, науки и культуры – UKRIS.

22 октября в Иерусалимском Общинном доме (ул. Яффо, 36) эти издания будет представлять Доктор филологических наук, искусствовед, академик Израильской независимой академии развития наук Галина ПОДОЛЬСКАЯ - автор идеи международного проекта и организатор акции дарения. Кроме того, фильм Нелли Мерлин «ПАЛИТРЫ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ. ИЗРАИЛЬ – ЧЕРНИГОВУ», по которому видно, как воплотился в жизнь настоящий проект.

 

Галина ПОДОЛЬСКАЯ

 

 

   ПАЛИТРЫ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ. ИЗРАИЛЬ – ЧЕРНИГОВУ

 

                                                            Соприкасаясь с Культурой, мы менее всего нуждаемся в словах

                                                           и более всего обязываемся к просвещенному действию.

                                                                                           Николай Рерих «Твердыня Пламенная»

                                                  

ПРОСВЕЩЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ                                                

Дружеские связи и общее представление о назначении искусства в мировом культурном пространстве стали основой для создания международного проекта «Палитры Земли Обетованной. Израиль – Чернигову» - совместного проекта Объединения профессиональных художников Израиля, Черниговского художественного музея и Украино-израильского центра образования, науки и культуры - структурного подразделения Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины (UKRIS).

 

Искусство - эмоциональная составляющая человеческой культуры, форма общественного сознания, способная созидать мир. Художественный образ, запечатленный рукой мастера в произведении искусства, как правило, находит свой путь к сердцу зрителя. Искусство объединяет мир, побуждает к доброжелательному восприятию друг друга. В этой связи очевидно, почему сама тема акции - «Палитры Земли Обетованной. Израиль – Чернигову», - по которой отобраны работы израильских художников, переданные в собрание Черниговского художественного музея, является своеобразным культуртрегером в пространстве сближения людей и культур.

 

Напомню, что экономический побратим в Израиле у Чернигова уже есть – город Петах-Тиква, что значит «Врата Надежды». Трудно найти более родственный образ, заложенный в самом звучании израильского города, породнившегося с «городом легенд», каковым величают Чернигов, летоисчисление которого восходит к IХ веку н.э.

Итак, история паломничеств, связанная с Землей Израилевой и Черниговщиной, экономическое сотрудничество, наверное, это и есть те точки соприкосновения, которые предполагают логическое продолжение в искусстве как в просвещенном действии - эмоциональной составляющей этого явления.

 

Участники проекта «Палитры Земли Обетованной. Израиль – Чернигову» - члены Объединения профессиональных художников Израиля (председатель А. Зарницкая) – организации деятелей изобразительного искусства, созданной по типу общественных профессиональных союзов, что естественно и понятно для деятелей искусств – выходцев из стран постсоветского пространства. Они получили лучшее, что было в Советском Союзе, – профессиональное образование, в традициях которого было заложено представление о созидательной роли искусства в обществе. Профессиональный союз консолидирует. Художественное творчество – лакмус воспитания чувств и эстетического вкуса, привитого спецификой образования, полученного в разных странах диаспоры и проросшего в новом качестве на почве израильской.

Художниками-дарителями выступили: Виктор Бриндач, проживающий в городе-побратиме, Анатолий Баратынский, Борис Гейман, Рут Гроссман, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Иосиф Капелян, Борис Котляр, Шауль Косман, Аркадий Лившиц, Маргарита Левин, Вадим Макаров, Анатолий Метла, Любовь Минкович, Герман Непомнящий, Аркадий Острицкий, Макс Стучевский, Анатолий Финкель, Григорий Фирер, Илья Хинич, Марат Яхнин — все выходцы из стран восточно-европейской диаспоры. А биографии Виктора Бриндача, Аркадия Лившица Анатолия Метлы, Германа Непомнящего, Анатолия Финкеля, Григория Фирера непосредственно связаны с Украиной.

 

В коллекцию «Палитры Земли Обетованной» вошло 31 произведение изобразительного искусства. Тематически работы подобраны так, чтобы дать эстетико-просветительское представление о природе и истории Израиля. Картины-оригиналы выполнены на холсте, картоне, бумаге. Это фигуративная живопись маслом, темперой, акрилом, акварели и графика. Значительная часть работ написана с натуры – с большим или меньшим приближением к объекту изображения – в зависимости от индивидуальной стилистики и конкретного направления, которое представляет художник - от сентиментализма до экспрессионизма.

 

Заявленная тема определила пейзажный характер подборки произведений.  Пейзаж… В нем – живопись живой природы и ее состояний в мире. Пейзаж отражает пробуждение жизни в живописи, как палитры цвета и света. Пейзаж средствами изобразительного искусства напоминает о проблеме экологической. Пейзаж современен всегда, тем более, - израильский, учитывая, что Израиль — не только страна климатических контрастов, но и сплава культур. Здесь на крохотном перешейке между Африкой и Евразией уживается столько же климатических особенностей, сколько и народов, пришедших обрести себя на этой земле. «Палитры Земли Обетованной» позволяют наглядно увидеть, как в рамках одного выставочного ряда могут сочетаться краски разных ментальностей, направлений и школ. Они обусловлены особенностями полученного художниками профессионального образования, опыта плавильного котла израильской культуры, качественного обретения себя в новом художественном пространстве.

Со стороны израильских художников проект «Израиль – Чернигову. Палитры Земли Обетованной» отражает открытость Объединения профессиональных художников Израиля к культурному сотрудничеству и желание участников акции своим вкладом обратить взор на позитивный образ Израиля как страны мира. Собственно, в этом и заключается суть просвещенного действия.

 

 

ПАЛИТРЫ ЗЕМЛИ И ВОДЫ

 

В палитрах Эрец Исраэль – творческое бытие людей, влюбленных в красоту земли, на которой им выпало жить. Эта та жизнеутверждающая позиция, которая через созидание искусством помогает миру через прекрасное сохранить человеческое в человеке.

А как не любить эту землю? Тель-авивский парк Виктора Бриндача покоряет своей красотою и умиротворенностью настроения, которую дарит средиземноморская флора.

Белые и розовые олеандры, лилово-фиолетовые акации, сквозь гроздья которых струится солнечный свет, рассыпаясь солнечными зайчиками по парковой дорожке. Придорожные травы, дикий шиповник… И… красавицы мальвы, усыпанные цветами, как балетными пачками, нанизанными на упругие стебли, что тянутся к солнцу. И идешь по этой дорожке тель-авивского парка в пространстве другой культуры, в которой нет чуда «цветочка аленького», но есть другие чудеса, скажем, «ландышевые цветы», распускающиеся на пальмах... И, уютная деревянная скамейка, на которую так и хочется присесть.

   Вода - в истории Израиля, как и мировой культуры в целом, – священная тема. Она - праматерь всего, что есть на Земле. Она - в морях, реках, ручьях и озерах. Мы тянемся к ней интуитивно, как к возрождению и источнику жизненных сил.

В переданных израильскими художниками работах «природная вода» Эрец – по ощущение – глубина духовная. В ней – мера мира и искомой мудрости во взаимоотношениях между человеком и природой. Думаю, что и в этом тоже – одна из причин притягательности натурного пейзажа в нашем экологически неспокойном тысячелетии.

На полотне Бориса Котляра – море Средиземноморское - пространство, пронизанное движением света, диктующим состояние водной глади в зависимости от состояния суток и движения ветра – даже едва заметного дуновения. Просто идешь по берегу. И хранящие шум сказаний вынесенные волною камушки и ракушки словно подсказывают художнику момент «своего» пейзажа, ассоциативно перекликающегося с образами русской культуры. Таков «Алый парус Ашдода» увиденный Борисом Котляром.

Вода – это жизнь материальная, которую можно ощутить. Это люди на ашдодском пляже. Это черепичные крыши домиков на побережье «израильской Ривьеры» (Анатолий Метла – «Ашдод»). Это яффские яхты с поднятыми белыми парусами, подвластными своим капитанам на полотне Ильи Хинича. Их всех благословляет в путь яффская церковь, камни которой хранят холодноватую влагу морскую с кристаллами соли, но на холсте в масляных красках на картине Бориса Геймана. Впечатление такое, что эта церковь стояла тут всегда. Осторожные импрессионистические цвета, запечатлевшие мгновения, из которых складывается вечность.

И здесь же минареты ввысь устремились, как стрелы османов, прорвавшие сиесту прибрежного града. И весь ориентальный Яффо, как на протянутой к морю ладони, несет себя с маяками, куполами, аркадами, внутренними двориками в этюдах Анатолия Метлы. Художник сочетает акварель и тушь, которая, подобно ретуши или естественной тени при ярком солнце, подчеркивает рельефность ориентальной архитектуры и мерное покачивание веток веерных пальм, словно опахал в стилистике романтизированного Востока.

В работах маслом Иосифа Капеляна и Аркадия Лившица – тоже природная вода Израиля, но она, как метафизическая. Голубой овал Мертвого моря словно вправлен в чашу выжженных солнцем гор. Ощущение ирреалистическое... Но оно охватывает каждого, кто хоть раз видел панорамные пейзажи целительного моря. Работа Иосифа Капеляна написана в реалистической манере, но передает состояние медитации – состояние, которое странным образом характерно и для пейзажа «Тверия» Аркадия Лившица. Его ирреалистический город одиноким мысом врезается в пространство то ли моря, то ли неба, то ли снега. Кажется, что сам воздух, которым дышит холст, разряжен, как на вершинах гор. И мир бескраен и бесконечен.

 

А вот не вода, а земля, на которой живем. Солнце в зените. И разомлел желто-горчичный кустарник, охраняемым зеленым полесьем. Внешне светлый пейзажный мотив, и все вполне реалистично, если бы не взволнованная душа, что живет за каждой травинкой. Нахум Ильяшимов - обладатель яркого лирико-романтического дарования, когда художник сути срастается со своей картиной. Во всем, что бы он ни писал, как правило, чувствуется скрытый драматизм, возможно, идущий от личностных качеств самого художника.

 

И «Цфат» - город старинных синагог и еврейской мистики, но у Макса Стучевского – он подчеркнуто романтический. В самих переходах густой зелени пейзажа – умиротворенность, безмятежность и настроение со знаком плюс, которым дышат красные крыши. Они оживляют полотно бликами и отсветами, рассыпанными по ступеням лестницы, земле, зелени кроны кустов…

В пейзажах Любови Минкович – почти «славянский» зрительный ряд, что столь дорог выходцам из стран восточно-европейской диаспоры (благо, несмотря на иную по ментальности культуру, многообразие климатических зон Израиля позволяет найти каждому струны своей души). Почти бунинские аллеи. Стайки осенних берез, будто тают, как свечи… Эмоциональная атмосфера акварелей Любови Минкович такова, что природный мир словно никогда и не делился, ибо главное для художника - точки соприкосновения с собою. И пусть Израиль станет нашим последним бастионом.

 

И по контрасту - Тель-Авив Анатолия Финкеля – городской пейзаж - живой и такой знакомый в реалистичности магазинных вывесок, шатров полосатых маркиз над балконами, пешеходных тротуаров и машин на проезжей части мостовой.

 

Израиль. Здесь наряду с высотками отелей приморья есть поселения – такие, что, словно перекати поле, приникли к земле родимой. В темперных работах Рут Гроссман – мир бытийный после захода солнца становятся единым пространством. И это единение волнует искренностью интонаций, широким энергичным письмом, заставляющим даже этюды на пористом картоне звучать эпически весомо.

 

Но сколько художников, столько и возможностей увидеть и воплотить мир по-своему. Осенняя роща Шауля Космана поражает фактурностью и цветовой необычностью - «самоцветная» картина, в которой живут все цвета янтаря -  молочный, светло-желтый, темно-оранжевый, прозрачно-коричневый, буро-красный, даже черный. Она, как янтарный пазл, внутри которого можно видоизменять цветосочетания застывших капель смолы, словно «кусочков солнца», и импровизировать в этих цветосочетаниях. Рассвет. Лес парит в неоромантической голубой невесомости, пронизанной духом литовских сказаний о янтаре, которые вошли в жизнь будущего художника из детства. Рассвет, магия мгновения, запомни его красоту этого мига и сохрани в себе.

 

КРАСКИ ИЕРУСАЛИМА

 

Метафора Иерусалима как духовной столицы мира – одна из самых древних. Исторически Иерусалим - главная достопримечательность Израиля, в которой сходятся духовные помыслы, исторические исследования, туристические интересы. Иерусалим как художественный образ не знает старости.

 

Полотно Аркадия Острицкого открывает вид на мельницу Монтефиори в квартале Ямин Моше - одно из красивейших мест Иерусалима – в прошлом первого еврейского квартала, построенного за пределами стен Старого города, - ныне одного из историко-культурных исторических центров. Небо, верхушки деревьев, красные крыши домов, крылья мельницы – все словно движется в такт заданному Аркадием Острицким ритму. И поет пастозный пейзаж художника во славу града Давида.

 

А потом мы входим в Старый город на Храмовой Горе - хранительнице святынь иудаизма, христианства и ислама.

Само мгновение жизнь под аркой акварельного Иерусалима Германа Непомнящего пронизано прозрачным светом и несуетным движением одетых в традиционные лапсердаки евреев.

Вид сверху на Храм Гроба Господня, предложенный на полотне Вадимом Макаровым, при всей реалистичности изображения по характеру экспрессионистический. Его храм алый, подобно пролитой Искупителем крови.

 

На рельефной картине Анатолия Метлы, избравшего холодные краски, город Давида «отбит» могучим мастихином так, словно обнят крыльями стрижей и горлинок, или еще каких птиц иерусалимских.

 

Акварели и графика Григория Фирера полны разноречивых цветонастроений. Пышет жаром раскаленного солнца с примесью горючих слез Стена Плача, за которой горят купола мечетей Амара и Эль-Акса.

А потом на графическом листе успокаивается «цвет плача». И столько неизбывного мягкого тепла в зелени Масличной горы, у подножия которой расположился францисканский Храм Всех наций. И вверх по склону – православная церковь Марии Магдалины.

И с маковками золотых куполов, напоминающих о стиле Москвы златоглавой. И - «русская свеча», как называют башню Спасо-Вознесенского монастыря, что расположился почти вершине горы Елеонской.

А вот и оливы. Впрочем, где же их нет на земле обретенной? Они в Гефсиманском саду – на склоне Масличной горы, где по преданью, стражники взяли во время моленья преданного учеником Учителя. Оливы Анатолия Баратынского. Они раскидистые, с многоструйными стволами, одетыми в пышную крону, - и впрямь тысячелетние. И ощущению времени «страстей гефсиманских» не мешает «пиксельная стилистика» - «опознавательный знак» полотен израильского художника. А, может, лишь подчеркивает связь со «страстями» нашего века?

 

В вот - другие оливы – на картине Андриана Жудро. Они на террасах из белых округлых камней Горненского монастыря в Эйн-Карем, православная земля которого помнит чудо Иоанна Крестителя и великий подвиг сестер-послушниц в минувшем веке.

Работа Андриана Жудро написана в гиперреалистической манере, панорамная, добротная, живописная, мягкая по цвету, мироносная по настроению, как земля, на которой растут эти оливы. Картина не раз экспонировалась на престижных выставках, в том числе в Национальном историческом музее Беларуси. Изначально полотно «Оливы» (70 х 100 см) выставлялось в составе диптиха, одна часть которого («Сидящий мужчина») находится в коллекции Национального художественного музея Беларуси. Смотришь, и открывается мир, что «на небеси и на земли» среди этих олив, как в  обещанном Рае.

«Палитры Земли Обетованной» - это не просто пейзажи Израиля. Они сродни психологическим характеристикам внутренних состояний человека. «Зимний Иерусалим» Маргариты Левин - вид из окна на Иудейские горы. Серо-бело-розовый, хамсинный, философский, уникальный, побуждающий к размышлениям о Божественной мудрости бытия. Он захватывает своей неоромантической непохожестью на фоне традиционного представления о солнечном граде Давида.

 

«Палитры Земли Обетованной»… В них исконность, помогающая художнику

ощущать себя частицей мира, в котором он живет, и художественно отобрать

для себя в природе то, что так или иначе перекликается с его собственным состоянием.

Так пейзаж из фона превращается в событие, к которому причастен запечатлевший

его художник. Так из индивидуальных палитр рождается обобщенный образ Израиля.

В работе Анны Зарницкой этот образ неожиданно персонифицируется в камерный

портрет мальчугана, чья скрипка настроена по камертону

экспрессионистических цветоотношений.

Образ доверчивого дитя, созданный художницей, характер трогательный и

нежный. Ассоциативно он перекликается с образом пастушка Давида – будущего

царя Земли Израилевой, звукам скрипки которого была послушна природа, в которой

жив национальный дух народа.

И звучит – музыка – музыка Эрец Исраэль - еврейская музыка, в которой – радость и неуловимая печаль, и лиричность, и порывистость еврейской души, тоскующей по идеальному в мире, и ощущение национального самоопределения, которое дает человеку Израиль, если ты для себя решил связать с ним свою жизнь.

Есть история, есть прошлое и будущее, но наш день – сегодня. «Палитры Земли Обетованной» эстетически воплощают эту мысль.

В них – отказ от болезненности и замкнутости — качеств весьма знакомых настроениям искусства XX–XXI вв. В них – жажда жизни, объединяющая человечество созиданием, и стремление запечатлеть прекрасное в мире. Люби этот день.  Другого такого дня не будет.

В этой связи показательно высказывание Марата Яхнина - одного из самых тонких живописцев, также участника акции «Израиль – Чернигову». Марат Яхнин, художник поколения, выросшего на шедевре кинематографа ХХ века фильме «Летят журавли», передавая музею работу «Весенний перелет», написал: «Я много дней в одно и то же время приходил писать картину. Это живопись. Она требует определенных условий. Никуда не денешься. В России поля ржи и васильки - дивные синие цветы.   В Израиле - поля золотой пшеницы и  красные колониёт, и  маки.  Вдалеке растут  высокие пальмы и кипарисы.  Я был в восторге. В один из дней громадная стая перелетных птиц закружилась над полем и стала медленно  и плавно опускаться. Это были журавли - необыкновенно завораживающее зрелище. Как пропустить такое? И  сложилось у меня впечатление, что птицы специально мне позировали. Они так изящно выгибали шеи, переворачивались - и попали в картину… Захотят посмотреть – пожалуйста!»

          Передохнули птицы, «попозировали» – и снова в путь…

И летят, летят, летят журавли – летят, как вечно живые!

И живет культура, которую в новом тысячелетии они несут на своих крыльях миру!

 

 

ПУТИ СЕРДЦА

«Однажды родившись, музей не остается неизменным. Его жизнь – накопление качеств, цель новых и новых обновлений, рождений», - писал Александр Крейн в книге «Рождение музея», будучи директором Государственного музея А.С.Пушкина и не понаслышке знавший, как нужно вести работу в музее, чтобы он жил и был интересен в музейном пространстве.

Акция «Израиль – Чернигову» помогает воплощению главной цели современного музея, заключающейся в пополнении и качественном обновлении фонда для формирования обновленной выставочной деятельности, открытии новых имен в истории искусства. Проект «Палитры Земли Обетованной. Израиль – Чернигову» отражает эту потребность. В современном Израиле выходцы из стран постсоветского пространства уже завоевали прочное место, обогатив традиции страны Сиона школой стран восточно-европейской диаспоры. Объединение профессиональных художников Израиля в полной мере подтверждает обозначенное явление. Однако до сегодняшнего времени в собрании Черниговского художественного музея не было коллекции, отражающей этот куст израильского изобразительного искусства. И прежде, чем работы вошли в собрание музея, произошли некоторые события, которые сегодня можно рассматривать как предпосылки проекта.

С Ириной Григорьевной Ральченко, директором Черниговского художественного музея, мы познакомились в октябре 2013 года в Одессе на Международной Рериховской конференции, прологом к которой было открытие выставки «Картины израильских художников» из собрания Одесского дома-музея имени Н.Рериха. Экспозиция формировалась в Израиле. В нее вошли переданные мною работы из личной коллекции и работы, которые израильские художники решили передать в дар ОДМ имени Н.Рериха, а также каталожные издания об Израильском изобразительном искусстве. Я открывала выставку, останавливаясь на каждой из работ с экскурсом в творческие биографии художников.

Ирина Григорьевна выступала на конференции докладом «Об истории формирования коллекций Черниговского художественного музея» - докладом весьма поучительным в свете нынешнего совместного проекта. А еще – это был юбилейный для Черниговского художественного музея год 30-летия музея, хотя его собрание имеет давнюю историю, а именно: 300 лет частной коллекции семьи Галаганов в имении Сокиринцы (единственное не разграбленное в годы октябрьского переворота имение на Черниговщине, которое охраняли сами крестьяне), Прилуцкий музей, Черниговский исторический музей. В 1983 году – открытие на основе этих коллекций профильного художественного музея, который ныне насчитывает более 9 тысяч экспонатов, среди которых образцы украинского, русского, западно-европейского искусства 17 – 21 вв.

Так случилось, что у меня с собою была работа израильского художника Шауля Космана «Рассвет» (65 х 125 см) – неоромантическая роща, объединяющая золотом покоряющей листвы все рощи мира. Картина была с радостью принята и, как выяснилось позже, оказалась лучшим даром юбилейного года. Войдя в основную экспозицию Черниговского музея, «Рассвет» Ш.Космана, образно выражаясь, тронул сердце музея уровнем работы.

Затем – события в Израиле – выставки черниговских художниц, организованные директором ОДМ имени Н.Рериха Еленой Григорьевной Петренко. Среди них - две выставки Надежды Мартыненко – в Иерусалимской русской библиотеке и Украинском культурном центре в Бат-Яме и групповая выставка Оксаны Корниенко, Елены Саченко и вновь Надежды Мартыненко в Украинском культурном центре в Бат-Яме. Выставки гостей из Чернигова мне показались интересными. Получилось так, что я была на них и писала о них на страницах центральной израильской прессы («Вести. Нон-Стоп») и многих сайтов.

Потом – знакомство с профессором Наталией Андреевной Цымбал, директором Украино-израильского центра Просвещения, Науки и Культуры (Уманский государственный педагогический университет), вылившееся в проект Объединения профессиональных художников Израиля с Уманским художественным музеем и Украино-израильским центром. Слух о проекте дошел и до славного Чернигова.

Приватный разговор с Ириной Григорьевной Ральченко решил все: мы решили сделать проект «Палитры Земли Обетованной» по передаче картин членов Объединения профессиональных художников Израиля Черниговскому художественному музею.

Началась работа по формированию тематической коллекции и сопроводительных материалов к передаче картин художников.

Итак, после полотна Ш. Космана с апреля по сентябрь 2015 года в Черниговский художественный музей поступило еще 30 произведений живописи и графики из Израиля. И я считаю для себя честью представлять интересы художников такого уровня, продвигая тем самым Израильское изобразительное искусство в мировом музейном пространстве.

 

Акция «Палитры Земли Обетованной. Израиль – Чернигову», как и предшествовавшие проекты, - это вектор движения, обозначенный внутри израильской культуры, поскольку исходит их личностной потребности самих художников участвовать в этом процессе. Отсюда возможность осуществления проекта на некоммерческой основе, без помощи государственных структур и спонсорских вложений.

В данном случае важны этическая и эмоциональная стороны. Это то, что и определило желание участвовать в акции художников, чьи имена достаточно известны в музейном пространстве. Среди них Виктор Бриндач, Анатолий Баратынский, Борис Гейман, Рут Гроссман, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Иосиф Капелян, Борис Котляр, Аркадий Лившиц, Маргарита Левин, Анатолий Метла, Любовь Минкович, Герман Непомнящий, Аркадий Острицкий, Макс Стучевский, Анатолий Финкель, Григорий Фирер, Илья Хинич, Марат Яхнин. Примечательно, что это художники разных поколений. Возрастная разница между выходцем из Одессы Анатолием Финкелем и выходцем из Казахстана Максом Стучевским, впервые принявшем участие в подобном проекте, составляет полстолетия! Но всех участников этого некоммерческого международного проекта объединяет стремление донести до наших современников образ Израиля как страны мира. 

В самом акте благотворительности есть нечто родственное метафорическому обновлению духа, за которым шли паломники в эту землю и, одухотворенные, несли миру Мир. Одновременно это и создание фонда культурного наследия израильского изобразительного искусства в музейном пространстве, в частности, в собрании Черниговского художественного музея. Это то, что отныне будет изучаться и развиваться в структуре выставочной деятельности Черниговского художественного музея имени Г.Галагана.

В Благодарственном письме директору черниговского музея, подписанном Председателем Объединения профессиональных художников Израиля Анной Зарницкой, сказано: «Уважаемая Ирина Григорьевна! Объединение профессиональных художников Израиля выражает глубокую благодарность администрации Черниговского художественного музея имени Г.Галагана за сотрудничество в осуществлении нашего совместного проекта «Палитры Земли Обетованной», за радушный прием работ наших художников и организацию выставки «Палитры Земли Обетованной» в Вашем художественном музее.

Слова особой благодарности директору благотворительного еврейского фонда «Хасде Эстер» Ирине Липкиной, благодаря усилиям которой свет в Украине вышел в свет каталог выставки членов Объединения профессиональных художников Израиля».

 

В подготовке выставки в музее приняли участие: зам. директора по научной работе Елена Пономаревская, куратор выставки Нина Бибик, главный хранитель Светлана Курач, заведующая просветительским отделом Александра Острякова, помощник по техническим вопросам Оксана Мамай.

На сайте Украино-израильского центра просвещения, науки и культуры благодаря директору центра, профессору Уманского государственного педагогического университета Наталии Цымбал выставлены каталоги международного проекта, которые можно читать, как книжные издания.

 

Хочется выразить слова благодарности частным лицам, оказавшим помощь в воплощении проекта «Палитры Земли Обетованной. Израиль – Чернигову»: Владимиру Боксеру – за подготовку фотографий к альбомному изданию (Ашдод), Нинель Мерлин  - автору фильма-презентации «Палитры Земли Обетованной. Израиль – Чернигову» (Афула), а также тем, кто оказал помощь в транспортировке работ: Михаилу Фельдману (Иерусалим), киевлянам Наталии Шахрай и Владимиру Сердюку, Елене Волковой из Мариуполя.

 

Сосуществование – восприятие друг друга – диалог, взаимообогащение – созидание нового. Таковы звенья в цепи воссоздания новой культуры «рассеянного племени» и ее самоутверждения в мире. Проект «Палитры Земли Обетованной. Израиль – Чернигову» - одно из звеньев этого процесса.

В «Твердыне Пламенной» Н.Рериха есть слова: «Если мы давно мечтали и всячески старались достичь сотрудничества, то сами нынешние обстоятельства повелительно устремляют нас по этим сердечным путям».

Так и случилось.

Картины членов Объединения профессиональных художников Израиля.
Черниговский художественный музей.
Фильм здесь https://www.youtube.com/watch?v=rfJbtpuKu28

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская