Одесса как «мемуар в цвете». Михаил Матусевич

 

            26 октября в Хайфе в галерее «Гордон Колледж» (ул. Черниховского, 73, французский Кармель) откроется ретроспективная выставка Михаила Матусевича (1927 – 2007 гг.) – тонкого пейзажиста и портретиста, восемь лет назад ушедшего из жизни. Это вторая выставка после кончины художника, организованная по инициативе доктора Риммы Кравиц.

Михаил Матусевич родился в Одессе, где получил профессиональное художественное образование и сложился как человек сионистских убеждений. В 1974 году он приехал в Израиль – государство, в котором видел логическое продолжение смысла своей жизни.

Михаил Матусевич был по большому счету счастливым человеком, поскольку на этой земле помимо воплотившихся убеждений и представления о том, какой должна быть его жизнь в искусстве, он познакомился с женщиной своей судьбы. Состоялась встреча двух зрелых людей, ставших друг для друга ощущением новой жизни в новой стране. Римма горячо поддерживала все творческие начинания мужа, видя, как раскрываются новые грани личности ее супруга.

Михаил Матусевич был не только художником-живописцем, он обладал учительским даром и успешно преподавал в Народном Университете. Опыт этой работы позволил ему понять, что в стране строящейся культуры для того, чтобы стать ее частью, выходцам из СССР необходима стартовая площадка. Понимание внутренних процессов и особенностей культуры в Израиле со временем переросло в убежденность открыть собственную Галерею искусств. Большую чуткость в начинании этого непростого по тем временам дела проявила супруга художника. Так в центре Тель-Авива на улице Бен-Иегуды открылась галерея «Матусевич-Кравиц» - первая «русская» галерея, которая благодаря организаторским способностям и личностным качествам Михаила Матусевича очень скоро оказалась в центре внимания культурной общественности Тель-Авива.

Михаил Матусевич любил мир и людей, созидающих этот мир. Одним из его ближайших друзей стал доктор искусствоведения Григорий Островский, поддерживавший в прессе выставки, проводимые в галерее «Матусевич-Кравиц». Для многих художников-выходцев из СССР и постсоветского пространства маленькая галерея в центре Тель-Авива стала первым «выставочным залом» в Израиле, позволив профессионально обрести себя. Этому помогала творческая атмосфера в галерее, общение с людьми, близкими по духу и ощущению культурного пространства, наконец, сам город у моря, побуждавший к совместным пленэрам. Не случайно, несмотря на владение по сути всеми жанрами изобразительного искусства, пейзаж для Михаила Матусевича оставался жанром, в котором жила его душа. В некотором смысле работы художника аполитичны и представляют чистое созерцательное искусство - без привязки к политике и сионистским воззрениям. Вот почему в пейзажах Тель-Авива – по ощущению - есть нечто роднящее Тель-Авив и Одессу. Город с средиземноморскими акациями у Матусевича - словно «цвететущий в акациях город у Черного моря». Его Тель-Авив подобен «мемуару в цвете» из детства, отрочества, юности. Одесса – город, не уходивший из художественной памяти Михаила Матусевича, - город шестидесятника, вдохнувшего глоток свободы. Но этого «глотка» там оказалось недостаточно. И Тель-Авив эмоционально продолжил его.

 

Ревекка Вайс-Блок, куратор выставки в галерее «Гордон Колледж», замечает по этому поводу: «До последних дней Михаил Матусевич «носил» в себе Одессу – не ее величественные особняки, а узкие улицы и дворики, где жили евреи. Когда художник бывал в Иерусалиме, его также привлекали узкие улочки Меа Шеарим. Даже городские пейзажи, пронизанные любовью к Тель-Авиву - городу с многоцветными рынками, - зрительно перекликаются с городом, в котором он сложился как живописец.

Стиль Михаила Матусевича описательный, с соблюдением точности в деталях и богатой цветовой гаммой. Излюбленный композиционный – «принцип открытой двери», когда дорога и все вокруг приближается к зрителю «по нарастающей». Дорога из дальнего плана становится ближним, останавливая внимание зрителя на домах и людях. Один и тот же кораблик может быть увиден как с морского побережья, так и с возвышенности, часто используется пастозный прием.

Акварели Матусевича отличаются виртуозностью владения водяными красками, когда прозрачное пятно задает характер будущей работе.

К давней традиции живописцев восходит работа «Автопортрет в берете». Художник изображает себя на фоне книжного ряда, подчеркивая тем самым роль книжной культуры в атмосфере, взрастившей его как художника. Книги по изобразительному искусству были его страстью и со временем сложились во впечатляющую коллекцию, которая помогала ему и коллегам его круга совершенствоваться в области истории искусства».

Кроме того, на выставке представлены работы Михаила Матусевича одесского периода, израильские работы - ранние пейзажи, многие из которых посвящены городам, увиденным художником во время путешествий за границу, портреты. Большая часть работ выполнена на холсте маслом.

 

Работы художника находятся в коллекциях ценителей искусства многих стран. В 2003 году работа маслом «Весенний мотив» была подарена Михаилом Матусевичем Музею природы в Иерусалиме, и ныне находится в постоянной экспозиции «Пейзаж Израиля» - в ряду работ Объединения профессиональных художников Израиля. Одна из акварелей 1970-х гг. находится в Одесском Доме-музее имени Николая Рериха.

 

Выставка работ Михаила Матусевича инициирована вдовой – доктором Риммой Кравиц, куратор - Ревекка Вайс-Блок.

Открытие выставки – 26 октября  в 19.30 («Гордон Колледж», ул. Черниховского, 73, Хайфа). Выставка открыта для посетителей: воскресенье – четверг: 10.00 – 17.30; пятница: 10.00 – 12.00.

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская