От символизма "Голубой розы" к Живой Этике в жизни.
Борис Смирнов-Русецкий
5 ноября в Тель-Авиве в Российском Культурном Центре в 18.00 открывается выставка пастелей из цикла "Алтай" Бориса Смирнова-Русецкого, ученика великого художника-философа 20 столетия Николая Константиновича Рериха.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, ровесник своего века (1905−1993), чье творчество вместило духовное многообразие Серебряного века − от символизма «Голубой розы», Миколауса Чюрлёниса, абстракционизма Василия Кандинского до Живой Этики Елены и Николая Рерихов.
В своих творческих путешествиях Борис Смирнов-Русецкий стремился и в реальной жизни пройти по стопам своего выдающегося учителя. Так, в 1926-м году путь Центрально-Азиатской экспедиции Рериха проходил по Алтаю.
В 1968 и 1981 гг. Смирнов-Русецкий также побывал на Алтае, желая не только след в след пройти путь своего Учителя, но и прочувствовать горы как символ духовной высоты и просветленности, которая наступает в момент ощущения этих высот. Первое из этих путешествий художник совершил в то время, когда ему было за шестьдесят, второе – за семьдесят, будучи сложившейся личностью, понимая, что история царской России, пережитые им исправительно-трудовые лагеря (за антисоветскую пропаганду и связь с Н.Рерихом) с последующей ссылкой на пять лет в Акмолинскую область уже позади, но впереди – воплощенная Живая Этика, позволяющая ощущать бессмертие мира. Так, "Алтай" стал один из центральных циклов творчества Смирнова-Русецкого, в прошлом выпускника ВХУТЕМАСа, но эстетического наследника Рериха... Работы Смирнова-Русецкого впервые в Израиле.
Выставка из коллекции Одесского Дома-музея имени Н.Рериха привезена директором Дома-музея и куратором этой выставки Еленой Петренко. Выставка посвящена 20-летию памяти Бориса Алексеевича (1905 – 1993 гг.). Но одновременно она и предвосхищает год 140-летия со Дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947 гг.).
Экспозицию составляют пейзажи (некоторые из которых этюдного характера), созданные мастером в период с 1968 по 1981 гг.
В преддверии открытия израильского вернисажа в серии "Коллекции. Коллекционеры" Одесским Домом-музеем был выпущен альбом-каталог "Алтай Бориса Смирнова-Русецкого" в собрании музея (Одесса:Астропринт, 2013). В одном из номеров журнала "Лига Культуры" (Украина – Израиль, гл. ред. Татьяна Слонимская) помещена статья о творчестве художника в собрании Одесского музея.
На мой вопрос, в чем своеобразие коллекции, привезенной в Израиль, Елена Петренко, куратор выставки, ответила:
- Творчество Смирнова-Русецкого, которое берет своё начало в двадцатые годы, необыкновенно современно. Разгадка этого феномена в том, что мировоззрение художника смолоду было включено в орбиту нового космического сознания. В 1922 году сложилась группа художников «Амаравелла» (П. П. Фатеев, В. Н. Пшесецкая (Руна), А. П. Сардан, Б. А. Смирнов-Русецкий, С. И. Шиголев, В. Т. Черноволенко), провозгласившая в своем манифесте: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже, в отображении образов внутреннего мира». Оформлению духовных исканий художников помогла незабываемая, знаменательная встреча с Н. К. Рерихом в 1926 году в Москве.
...Многоплановы и содержательны были беседы с Н. К. Рерихом. Он раскрыл перед художниками содержание Учения Живой Этики, передал им первые две книги Учения. Но одна тема была стержневой – это Россия, её древние корни и современные устремления. Н. К. Рерих видел Россию масштабно, в глубоко исторической перспективе, уходящей и в прошлое, и в будущее. Это видение особенно поразило молодого Б. А. Смирнова-Русецкого. С тех пор в его творчестве раскрывается гармония прошлого и настоящего. Из его картин льётся свет памяти. И в этом свете мы чётче видим себя сегодняшних, осознаём, сколь благодатна преемственность, связующая века. Н. К. Рерих внушил молодому художнику глубокую любовь к Северу. Следуя его завету, он посещает Алтай, Карелию, Сортавалу; Новгородские, Вологодские и Псковские земли. Из этих поездок возник обширный цикл «Алтай» и «Север». Тема Космоса присутствует в самых реальных земных пейзажах. Это поразительная цельность видения − от маленького цветка, камня, дерева − до необъятных космических туманностей. И сквозь реальность земного бытия возникают неуловимые ощущения иного, тонкого мира. Романтический символизм Б. А. Смирнова-Русецкого проявляется в стремлении увидеть в природе разумную одухотворённость и одухотворённую мысль. Это стремление рождает и особый пластический язык обобщённой формы, сочетающий противоположности: мощь земли и камня, строений храмов и хрупкость растений, лёгкость небесного свода. Цикл «Прозрачность», один из любимых циклов художника. Содержит эстетический и этический смысл, как принцип одухотворения всего сущего; цельность мироощущения гармонии в человеке, в земном пейзаже и в космических далях.
Выставка работ Бориса Смирнова-Русецкого из коллекции Одесского Дома-музея имени Н.Рериха открыта до 5 декабря.