Пейзаж Святой Земли. Израиль – Украине

 

Международный проект: К 25-летию Черкасского областного художественного музея

http://www.youtube.com/watch?v=pwaO7nphIrM видеофильм

 

lb8a3716mini-2Автор: д-р Галина ПОДОЛЬСКАЯ

Участники:

Украино-израильский центр образования, науки и культуры – UKRIS (дир.: проф. Наталия ЦЫМБАЛ)

Объединение профессиональных художников Израиля (предс.: худ. Анна ЗАРНИЦКАЯ)

Черкасский областной художественный музей (дир.: канд. искусствоведения Ольга ГЛАДУН)

                        

        5 сентября 2016 года на факультете искусств Черкасского национального университета имени Б.Хмельницкого состоялась лекция д-ра филологических наук Галины ПОДОЛЬСКОЙ «История израильского изобразительного искусства и израильские коллекции в музеях Украины».

       6 сентября 2016 года в Черкасском областном художественном музее состоялось открытие выставки израильских художников «Пейзаж Святой Земли» - из новых поступлений в фонды музея. Это 32 картины, переданные Объединением профессиональных художников в дар музею – в связи с 25-летием Черкасского областного художественного  музея.

 

В 2016 году Черкасскому областному художественному музею исполняется 25 лет.

Этой дате и посвящен Международный благотворительный проект «Пейзаж Святой Земли. Израиль – Черкассам» Объединения профессиональных художников Израиля, Черкасского областного художественного музея и Украино-израильского центра образования, науки и культуры - структурного подразделения Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины (UKRIS).

 

Искусство - эмоциональная составляющая человеческой культуры, форма

общественного сознания, способная созидать мир. «Культура есть двигатель. Культура есть сердце», - был убежден Николай Рерих. Художественный образ, запечатленный рукой мастера в произведении искусства, как правило, находит свой путь к сердцу зрителя. Искусство объединяет мир, побуждает к доброжелательному восприятию друг друга. Это то, что сближает людей через творчество и актуально в контексте интеграции искусств в процессе глобализации мировой

культуры. И настоящий международный проект – один из шагов на пути становления историко-культурного единства между Израилем и Украиной.

 

Участники проекта «Пейзаж Святой Земли. Израиль – Черкассам» - члены Объединения профессиональных художников Израиля  – организации деятелей изобразительного искусства, созданной по типу общественных профессиональных союзов, что естественно и понятно для деятелей искусств – выходцев из стран постсоветского пространства. Они получили лучшее, что было в Советском Союзе, – профессиональное образование, в традициях которого было заложено представление о созидательной роли искусства в обществе. Профессиональный союз консолидирует. Художественное творчество – лакмус воспитания чувств и эстетического вкуса, привитого спецификой образования, полученного в разных странах диаспоры и проросшего в новом качестве на почве израильской.

Художниками-дарителями выступили: Виктор Бриндач, Анатолий Баратынский, Борис Гейман, Арсений Годин, Рут Гроссман, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Нахум Ильяшимов, Иосиф Капелян, Борис Котляр, Шауль Косман, Аркадий Лившиц, Маргарита Левин, Вадим Макаров, Анатолий Метла, Любовь Минкович, Герман Непомнящий, Аркадий Острицкий, Макс Стучевский, Анатолий Финкель, Григорий Фирер, Илья Хинич, Анна Ходорковская — все выходцы из стран восточно-европейской диаспоры. А биографии Виктора Бриндача, Бориса Котляра, Аркадия Лившица, Анатолия Метлы, Германа Непомнящего, Анатолия Финкеля, Григория Фирера непосредственно связаны с Украиной.

 

В подборку «Пейзаж Святой Земли» вошло 32 произведения изобразительного искусства. Тематически работы подобраны так, чтобы дать эстетико-просветительское представление о природе и истории Израиля. Картины-оригиналы выполнены на холсте, картоне, бумаге. Это фигуративная живопись маслом и темперой. Это офорты и графические рисунки. Значительная часть картин написана с натуры – с большим или меньшим приближением к объекту изображения – в зависимости от индивидуальной стилистики и конкретного направления, которое представляет художник. Это, главным образом, пейзажные произведения, связанные с растительным миром Святой Земли, когда у каждой травинки есть свое предание, подтвержденное в Книге Книг. Некоторые из работ вдохновлены традициями иудаизма, сюжетами Торы, историческими памятниками.

 

В статье «Культура – почитание Света» Николай Рерих писал: «Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Со стороны израильских художников проект «Пейзаж Святой Земли. Израиль – Черкассам» отражает готовность Объединения профессиональных художников Израиля к культурному сотрудничеству с Черкасским художественным музеем и желание участников акции своим вкладом обратить внимание общественности на позитивный образ Израиля как страны мира. Это дар сердца. Дар сердца – во имя продвижения культуры. И в этом этическая сторона акции.

 

В книге «Рождение музея» Александр Крейн, в то время директор Государственного музея А.С.Пушкина, знавший не понаслышке, каким должен быть музей, чтобы функционировать в музейном пространстве, писал: «Однажды родившись, музей не остается неизменным. Его жизнь – накопление качеств, цель новых и новых обновлений, рождений». Благотворительная акция «Израиль – Черкассам» помогает воплощению главной цели современного музея, заключающейся в пополнении и качественном обновлении фонда для формирования обновленной выставочной деятельности, открытии новых имен в истории искусства.

Проект «Пейзаж Святой Земли. Израиль – Черкассам» отражает эту потребность, поскольку до сегодняшнего времени в собрании музея не было коллекции, дающей представление о состоянии израильского изобразительного искусства сегодня. Заметим, что большая часть участников проекта уже известны в музейном пространстве Европы, США, Канады, стран восточно-европейской диаспоры, среди которых художественные музеи Украины.

Открытие выставки израильских художников «Пейзаж Святой Земли» из собрания Черкасского областного художественного музея приурочено к празднику Рош  а-Шана. И это не случайно. Мудрецы Талмуда считали, что в первый день нового года предопределяются события всего года – от начала и до конца. В 1798 году в канун Еврейского нового года  рабби Нахман, цадик из Земли Украины, ступил на Землю Израиля. Выдающийся мыслитель, он был убежден, что его «духовная сущность проявляется именно в Рош  а-Шана». Так и случилось! Рабби Нахман возвратился из Святой Земли преображенным. «Подлинное постижение чудес Торы и ее грозных пророчеств началось для меня после посещения Земли Израиля до такой степени, что теперь я стыжусь своего прежнего понимания», - говорил рабби Нахман ученикам (Гдолей Русия). Это был путь исканий на земле истоков верований, путь открытий во имя познания и, быть может, сближения наших культур сегодня.

 

 

Корни духовного единства. Дуб Авраама         

 

В древности многие народы поклонялись деревьям. Известно, что иудеи почитали дубравы, «вмешательство» которых нередко становилось финальной точкой в судьбе того или иного героя. В дубовых ветках запутались волосы Авессалома, и настигла погоня его. Под сихемским дубом Иаков закапывал чужих богов.

 

С библейской дубравой Мамре связывают самое древнее на земле дубовое дерево, которое по преданиям христиан, евреев и мусульман, сегодня называют дубом Авраама или мамврийским дубом.

 

На картине Шауля Космана «Дуб Авраама» - уникальная реликвия природы, напоминающая человечеству о духовных истоках общности народов авраамических религий. Согласно Книге Книг под святым дубом Авраам принимал Всевышнего: «явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного». Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом».

Вечнозеленый палестинский дуб. Почти пять тысяч лет он жил и плодоносил, удивляя неувядающей кроной. В «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли», первом историко-литературном памятнике культуры Киевской Руси ХII века, сохранилось описание вечнозеленого дерева, сделанное русским паломником из Киевской Руси: «Дуб же тот святой <…> не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились так, что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей – полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!»

Мамврийский дуб находится на территории нынешнего монастыря Святой Троицы, в трех километрах от Пещеры Патриархов (Махпела), на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии. Дерево обнаружил   выдающийся историк и знаток Библии архимандрит Антонин (Капустин), бывший в XIX веке начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Сверяя свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей, он исследовал окрестности Хеврона - первой столицы царя Давида. В 1868 году архимандрит Антонин приобрел землю, на которой произрастал дуб, для Русской православной церкви. В XX веке здесь был выстроен монастырь Святой Троицы.

Но в конце XIX века дуб начал увядать. Паломники не щадили чуда природы, унося с собою ветки и части коры, как священные реликвии. Дерево стало погибать, и его ствол  раздвоился. Христианская церковь объяснила случившееся с точки зрения двух частей завета. Засохшая часть – олицетворение Ветхого Завета - период исполненного закона, на смену которому дан новый завет. Зеленая часть дуба - символ Нового Завета - завета по закону духа жизни.

 

В апреле 1996 года очевидцы наблюдали последний зеленый листок на стволе Нового Завета... На картине Шауля Космана «скрижали» разрушенного дерева, как вставшие на дыбы кони, застыли в предсмертном хрипе... По одному из преданий «смерть» дуба Авраама  - предвестница конца света...

Но в 1998 году вблизи священных «коряг» мамврийского дуба появился корневой побег, ставший основанием для верующих, что мир в очередной раз помилован Всевышним. Пылают в траве карминные маки, напоминая о судьбе дуба Авраама, как капли жертвенной крови за будущее человечества.

Не в этом ли милостивый урок природы Святой Земли, что дубу Авраама - древу прародителя трех авраамических религий – жить?

Мамврийский дуб. В тени его листвы стоял шатер Авраама, в котором прародитель принимал Всевышнего. Святыня мира, олицетворяющая духовные искания человечества и мудрость природы. Еще один шанс человечеству – созидать мир, дарованный Творцом.

Связь народа Израиля со Святой Землею

У каждого народа есть земля, которую он называет своей землею. Все народы сформировались там, где родились. У евреев все случилось иначе. Земля Израиля изначально была тем местом, куда иудеи должны были придти, уже будучи народом, так как народом евреи являются со времени исхода из Египта и получения Торы.

Согласно Книге Книг, в течение сорока лет Моисей вел свой народ через Синайскую пустыню к Земле Обетованной. Подойдя к границе Израиля, по повелению Господа им были посланы разведчики на землю Ханаанскую. Вернувшись через 40 дней, возвестили они: «Пришли мы в землю, в которую ты послал нас... и течет она молоком и медом».  Имя этой земли на иврите – Эрец-Исраэль.

Первозданной полной чашей предстала перед сынами Израиля Земля Обетованная. Лесные заросли отступали перед возделанными виноградниками, полями ячменя и пшеницы, садами и масличными рощами. Строились города. И земля эта стала преображаться еще более - трудом и любовью людей, которые пришли на эту землю и утвердились в вере в единого Бога. Эта земля подарила человечеству морально-этические истины, точнее которых люди не придумали и поныне.

На полотне Виктора Бриндача – дети Эрец-Исраэль - любознательные мальчишки с семисвечником в руках. Они читают Тору, желая познать мир Святой Земли, каждая пядь которой отмечена легендарным прошлым.

Когда после потопа Ной со всем семейством своим вышел из ковчега, и все животные разошлись по земле, и птицы разлетелись, выбрав деревья себе по нраву, сказал тогда Всевышний: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею <…>  Когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке… и вспомню завет вечный между Богом и между всякой душою живою». Так Создатель обозначил свою связь со Святою Землей.

Мир, открывающийся детям в чудесной книге, - поразительный, радостный. Он изумляет многоцветьем красок. Он подобен головокружительному фейерверку, рассыпающемуся цветами радуги. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И все движется в пластике цветоритма. Калейдоскоп перестраивается в неожиданные геометрические фигуры, повторяя очертания букв, меноры, цицит, развевающихся одежд.

Символ этой прекрасной страны – семисвечник, что дугою радуги держит семь огней, как семь ее цветов, напоминая о Завете Бога и человека.

 

Дети читают священную книгу Завета, и оживают страницы пред взором детей...

 

Пейзаж Земли, текущей молоком и медом

 

Цветущим садом, плодородным  краем была земля, обещанная Богом. Тора называет ее «землей, текущей молоком и медом». Всевышний вел народ  «в землю хорошую, в землю водных потоков, ключей и источников». Здесь и впрямь «земля от гор и долин, от дождя небесного пьет она воду».

 

На полотне Маргариты Левин берега земли текущей сжимают «молочную каплю» овала зеркальной реки. Земля текущая - она словно и не твердь вовсе, она подвижна, как поверхность еще не уснувшего вулкана. Зелень берегов, кажется, выплеснутой фонтанами живых гейзеров «травой текучей» - из недр земли, как водные ключи. В работе Маргариты Левин удивительным образом схвачен образ реки духовной на Земле Обетованной. Это то, что подобно внутреннему течению души. По свидетельствам очевидцев, рабби Нахман любил изливать душу перед Всевышним на берегу реки в местах уединенных.

 

Неторопливы, плавны, размеренны  воды в устье Лахиша, впадающего в Средиземное море неподалеку от ашдодского порта. Пастозным мазком в галечно-серых, серо-зеленых, агатово-серых тонах Борис Гейман, словно подхватывает монотонное течение реки. Кажется, что в самих очертаниях камышей сохранилась форма, которую им придала кисть художника.

 

И вновь течение реки Лахиш, природа берегов которой на картине Анатолия Метлы поражает живописностью и благоуханием пышной растительности. Девственные пушистые мимозы, как называют в просторечье робинию, протянули свои ветви к воде.

Лахиш Анатолия Метлы - роскошный, реальный, хотя порою кажется, словно превосходящий своей красотою эту реальность. Так и хочется сказать, перефразируя классика: «Чуден Лахиш при тихой погоде!»

 

В акварели Анатолия Метлы безудержным, бурным потоком несутся воды горной реки с Голанских высот, преодолевая пороги и камни, от столкновения с которыми вода пенится, бурлит и брызгами взвивается вверх, как бьющие из земли ключи молока, и, превращаясь в Божественную молочную реку, дарит природе краски обновления.

 

Текст Книги Книг содержит множество интересных сведений о традициях и растительном мире Земли Обетованной. В  природе нет ничего лишнего. Всевышнему угодно все в сотворенном им мире – от прекрасной пальмы до худого сорняка. В текстах Пятикнижия упоминается около 120 растений, имеющих как практическое, так и эстетическое значение, хотя нашим далеким предкам поначалу было достаточно семи аграрных культур. При этом главным из богатств этого края была пшеница. Десятки раз она упоминается в священных текстах. Жизнь человека зависела от урожая хлебных культур, а засеянные площади тогда не поливались. Одна надежда – на землю-кормилицу и дождь, что Бог пошлет.  Плодородная почва базальтовых холмов, долин и равнин подходила для выращивания пшеницы, ячменя и маслин, служивших в те времена мерилом благосостояния на Ближнем Востоке.

На полотне Арсения Година  – живое золото Земли Израилевой, сияющее всеми оттенками желтого. Тучные деревья и горы оберегают урожайное поле, храня тайну Руфи и Вооза. Работа построена на цветовых контрастах, которые  словно подчеркивают изначальный смысл слов «отделить зерно от соломы», ныне обретших символическое звучание, как противопоставление Добра и Зла, Справедливости и Лжи.

 

На картине Аркадия Лившица – пшеничные и ячменные поля – таинственные, мистические, хранящие неразгаданную тайну. Золотятся колосья, как светильники, освещая крону маслин, высаженных по краю долины. Работа овеяна романтическим колоритом. Синяя ночь и голубые горы оберегают поля, родившиеся из доброго семени, и весь мир такой, словно и не придется в нем отделять зерна от плевел. Композиционно работа словно заключена в шар, что придает картине ощущение ирреальной цельности.

 

Страна масличных деревьев, посох в руках Машиаха, дерево для Ковчега

 

        Дерево - удивительное растение, символ энергии и жизни, познаний и добра. При этом у каждого из деревьев - своя сказка, легенда, история.

Изначально Моисей назвал Землю Обетованную «землей масличных деревьев», но есть в этом крае дерево, которое превосходит оливу, будучи весенним благовестом.

Обратимся к картине Бориса Котляра. Перед нами - миндаль, бутонами которого издревле украшали менору в Храме. Согласно Священному писанию, когда Всевышний избрал Йирмеяху передать в Израиль весть о разрушении Храма, то указал пророку на посох из миндаля да чтоб спешил гонец подобно тому, как торопится миндаль цвести первым. Расстроился миндаль-торопыга, что Всевышний выбрал его сообщать о страшной вести, загрустил, стал жаловаться и плакать... И дал ему Господь заверение в том, что Посох в руках Машиаха будет также из миндаля и что первым о возрождении Храма возвестят миру цветы миндаля.
С тех пор, исполненный своего высокого назначения, миндаль расцветает первым. Накануне Нового года деревьев - праздника Ту би-Шват - он встряхивается от зимней спячки и украшает крону цветами, гордясь своим предназначением, а вдобавок и тем, что опередил маслину. В работе художника миндаль захватывает буйным цветением. Розово-фиолетовый, доходящий до яркости фуксий, он спешит рассказать еще не проснувшейся  природе о  благословенном возрождении.

 

         Однако, как бы ни спешил миндаль заявить о себе, у евреев символом Божьего благословения традиционно выступала олива, или маслина, как нередко называют это дерево. Оливковая ветвь была эмблемой мира и обновления на Земле Обетованной. В знак усмирения Божьего гнева и возрождения жизни на земле после потопа голубь принес Ною веточку оливы. Несмотря на то, что в священных текстах олива многократно упоминается в символическом смысле, тем не менее, - для иудеев – вне всяких символов – маслина в большей степени, чем другие растения Святой Земли, была непосредственно связана с  иудейскими традициями. Из плодов маслины  производилось масло для светильников, пламя которых отождествлялось со светом, исходящим от храмовой меноры – светом Божественной мудрости. Оливковое масло использовалось и используется как пищевой продукт, основа для лекарств и парфюмерии. Оливковые рощи – один из любимых пейзажных объектов израильских художников. Они здесь повсюду. Но каждый раз открываются по-новому.

 

На картине Анатолия Баратынского «Оливковая роща. Дождь» - удивительный день – один из тех, когда солнце, словно, соревнуясь с дождем, по-прежнему светит. Моросит слепой дождик. Солнечные блики бегут по траве, догоняя друг друга. Верхушки пышных, раскидистых крон, вековые стволы деревьев также освещены солнцем. Кажется, еще мгновение – и на небе вспыхнет радуга. И вылетит из влажной масличной листвы кипенно-белый голубь с оливковой веточкой в клюве. И вновь на земле воцарится мир…

В этюде фломастером Григория Фирера мир под пышной оливой уже воцарился: на рынке в Зихрон-Якове – родине израильского виноделия. Здесь  жизнь проходит со знаком плюс!

Земля Израиля – страна деревьев, из древесины которых, согласно преданиям, были сделаны святые ковчеги. У иудеев и христиан Ковчег Завета – предмет религиозного поклонения. По преданию, в нем была заключена божественная сила, направленная на благо людям. Очевидцы рассказывали, что, оказавшись рядом с ним, можно было излечиться от физических недугов, стать духовно чистой личностью и получить небесное откровение. Ковчег Завета был сделан из дерева ситтим, как в Танахе называют акацию. Из ее древесины изготовляли жертвенники, столбы, различную утварь. Когда  ангел обратился к Моисею, древо  акация «зажглось, но не горело». Акация посвящалась Яхве. В еврейской традиции она символизирует бессмертие.

 

В работе Любови Минкович на переднем плане мы видим акации, традиционно высаживаемые в Израиле для укрепления дорог. Их ароматные цветы, собранные в поникающие кисти, уже отцвели. Но тянутся друг к другу изогнутые ветки деревьев. Крепкие, упрямые бессмертные деревья, которым ни жара, ни холод не страшны. На дальнем плане картины открывается  вид современного Ашдода, красные крыши вилл и городские высотки. Страна контрастов - Земля Израиля, ступая по которой сам врастаешь в ее мифическую историю. И через природу открываешь духовное мироустройство, в котором невероятным образом «белой акации гроздья душистые» оказываются цветами древа, избранного Всевышним для Ковчега Завета...

В графическом этюде Григория Фирера  можно увидеть очертания пирамидальных кипарисов, высаженных вдоль дороги, по которой словно вновь идешь к истории ковчегов. Предполагается, что Ной сделал свой  ковчег из кипариса (или кедра). По Танаху – это смолистое дерево гофер. Деревья, называемые сегодня кипарисами, росли тогда в изобилии и, в свой черед, стали излюбленным материалом для строительства кораблей у финикийцев и у Александра Македонского. И вновь не перестаешь поражаться сколь «полна, полна чудес всесильная природа»! Дерево с веселыми круглыми шишечками справилось с Божественным заданием перед человечеством, выдержав в пучине потопа и Ноя с его семью, и все зверье, что было в Ковчеге!

Сады земного рая

 

В «Иудейской войне» Иосифа Флавия, знаменитого еврейского историка и военачальника первого века н.э. читаем о земле Израиля: «Природа здесь как будто задалась целью соединить в одном месте противоположности; тут чудесным образом переплетаются разные климатические пояса, каждый из которых стремится к господству. Благороднейшие плоды <…> здесь поспевают один за другим в течение всего года». И действительно, в силу резкого сочетания климатических зон – от умеренного климата Галилейских гор до субтропиков района Эйлата – здесь голода не было. А еще… земля эта славилась необыкновенными финиками, которые по рассказам путешественников здесь были с куриное яйцо, хотя паломники порой любили и прихвастнуть.

 

На полотне Андриана Жудро – Яффские пальмы, что растут в туристическом центре Старого Яффо на побережье Средиземного моря. Они, как модели на подиуме. Рослые, стройные, длинноногие, великолепные. Их перистые листья собраны в пучки, подобно стильным прическам. Увесистые финиковые кисти, как ювелирные аксессуары свадебного наряда йеменских красавиц. Впрочем, в Яффо экзотические деревья - привычная декорация приморского города, с ритмами никуда не спешащих туристов. Вытянутые тени людей и деревьев отброшены на стены раскаленных полуденным солнцем домов…

 

Во истину пейзаж и культуру Эрец-Исраэль невозможно представить без пальмы. Она была символом Иудеи на римских монетах пальма. Не случайно в Израиле столь распространено женское имя Тамар (мужское – Томер), что в переводе означает пальма. Цветет пальма мелкими, желтыми цветами, которые потом превращаются в калорийные плоды. Высушенные финики долго хранятся даже в условиях жаркого, сухого климата, а финиковый мед - прославленный десерт еврейской кухни. А, кроме того, пальма - это древесина, листья использовались как материал для крыш, плетения циновок, корзин, изгородей. А когда Иисус входил в Иерусалим, люди приветствовали его пальмовыми ветвями.

На полотне Анны Зарницкой – тоже плодоносная пальма, но не пятнадцатиметровая, а низкорослая, с желто-коричнево-карминными финиками. В отличие от туристического сюжета в Яффо работа художницы воплощает пасторальный деревенский мотив, хотя и написана в экспрессионистических красках. Перед нами – приусадебное хозяйство, характерное для многих кибуцев и поселений Израиля. Бирюзово-лазоревый вечер… Жеребенок пасется во дворе... На переднем плане - популярный в Израиле съедобный кактус – опунция. Очищенные от колючек кусочки варят в сахарном сиропе и употребляют на десерт, как варенье, по вкусу напоминающее яблочное, приготавливают конфеты, цукаты, мармелад. Рядом со съедобным кактусом – колесо от садовой тележки, кувшин с молоком или оливковым маслом. Сияют кусты облепихи.

Рассказывая об Иудее, Иосиф Флавий замечал, что в стране этой земля «вся возделана и имеет вид громадного ухоженного сада». По плодоносным деревьям на картинах израильских художников видно, что мириады пчел не зря трудились в этом саду весною. В работе Макса Стучевского яблоневое дерево визуально приближено к зрителю настолько, что ты словно оказываешься в зелени листвы этой яблони, в теплых отсветах и лучезарных бликах, рассыпанных по ее листьям. И вдыхаешь аромат наливных  яблок. И солнечный свет льется так, будто яблочный мед, тянущийся потеком от верхнего края полотна. А рядом – мед небесный – разлит сине-голубым разводом.

 

Апельсиновое дерево Нахума Ильяшимова поражает лиричностью. Ветки склонились под тяжестью золотых плодов, как в сказках об апельсиновых рощах. Когда в 1948 году было создано государство Израиль, то закладывались новые города и парки. Неподалеку от Кейсарии был разбит цитрусовый сад. В 1997 году прямо между апельсиновыми деревьями построили детский парк, назвав его по книге Нахума Гутмана «Тропой из апельсиновых корок». Так появилась «Апельсиновая тропа», которая, как и дорога в сказке Нахума Гутмана, теперь усеяна апельсиновыми корками. Детвора угощается золотыми фруктами прямо на месте! Ежегодно в начале ноября в саду «Апельсиновая тропа» открывается сезон сбора цитрусовых. Нахум Ильяшимов запечатлел на своем полотне «апельсиновый ноябрь» с желто-оранжевыми плодами, как золотое мгновение детства…

Как здесь вновь не вспомнить Иосифа Флавия? «Местность, дающая в таком изобилии самые редкие и драгоценные плоды, справедливо было бы назвать земным раем», - автор «Иудейской войны» был прав.

 

Тростниковой палочкой писали в еврейской древности. Гусиным пером – в Европе. Гербарий Иосифа Капеляна (две работы) запечатлен сухой иглою. На офортах графика - засушенные растения Святой Земли. Они невесомые, словно метафизические. Это ощущение рождается еще и потому, что перед нами офорты – работы, выполненные в технике станковой графики глубокой печати, позволяющей получать оттиски с печатных форм. Листья дуба, клена, акации, маслины, тонкие колоски и… перо, побуждающее к воспоминаниям и поэтическому слову…

И есть нечто схожее в этом гербарии с гербарием украинской флоры. Не потому ли на одном из офортов два кольца рядом?

 

На темперных картонах Рут Гроссман ирреальность переходит в реальность. Сады миновали. Собран гербарий из листьев. Лишь тянутся степи такие, что, кажется, лучше ничего и не будет в природе. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся, дышит полной грудью, охраняя поселение вдоль дремлющей дороги и выдыхая прозрачные  облака в пространство…

 

Города и святыни

 

Часть работ коллекции израильских художников связана с городами и святыми местами, находящимися на их территории. И это понятно. Метафора Иерусалима как духовной столицы мира – главная достопримечательность Израиля. Иерусалим как художественный образ не знает старости.

 

Этюд Анатолия Метлы и работу Германа Непомнящего объединяют арки старого Иерусалима, которые словно поддерживают изнутри архитектуру древней столицы Давида, придавая узким улицам прозрачность и ощущение перспективы. Среди идущих под аркой – религиозные евреи. Они и сегодня живут традициями иудаизма. Но художники не акцентируют на этом своего внимания. Жизнь города под арками подчеркнута лирическим настроением. Иерусалим – город света, город надежд, город, по которому нужно идти пешком, осуществляя паломничество к собственному духу.

 

Один из таких путей ведет к Масличной горе. На темперной работе Григория Фирера изображена православная церковь Святой Марии Магдалины, расположенная в Восточном Иерусалиме неподалеку от могилы богородицы. Храм является образцом русской архитектуры московского стиля. Он был построен на средства Императорской семьи в память об императрице Марии Александровне, в 1888 году освящен в честь Святой Магдалины. В росписи иконостаса Марии Магдалины принимали участие С.В.Иванов и В.П.Верещагин.

 

Церковь Святой Марии Магдалины семикупольная. Но на полотне Григория Фирера она дана в ракурсе со стороны колокольни, поэтому мы видим только четыре купола белокаменного храма, утопающего в зелени кипарисов, кедров и масличных деревьев.

 

            В работе Ильи Хинича – горная часть древней Иудеи. Перед нами – вид на район Иерусалима Эйн-Карем. Когда-то здесь располагалась живописная арабская деревушка с таким названием, что в переводе означает «виноградный источник». Картина захватывает праздником цвета. Перед нами – все оттенки зеленого: желто-зеленый, розово-зеленый, бежево-зеленый, лилово-зеленый, салатовый, зелено-голубой… И – всполохи цвета виноградных гроздей – бордо, красно-коричневый, оранжевый, фиолетовый... Она, как пышный виноградник, за зеленью которого скрываются евангельские святыни, бережно охраняемые православным Горненским монастырем. Но до них нужно дойти по обозначенным художником террасам и дороге, что ведет месту встречи Девы Марии с Праведной Елисаветой.

На полотне  Аркадия Острицкого – один из уголков строго Иерусалима. Дышит зноем городской пейзаж. Даже кошка ищет, где бы спрятаться от палящего солнца! Ее «перебегание» с солнечной стороны в тень, быть может, единственное «движение» в разомлевший от жары день. Работа решена в пастозных красках, словно сохнущих под палящим солнцем. Цветовая амплитуда доведена до предела.          

 

Когда говорят о Цфате, то называют его голубым городом, поскольку оконные и дверные проемы иешив и синагог в нем традиционно красились в голубой цвет. В 1799 году рабби Нахман оказался в Цфате, ставшем для него после Тверии городом духовного совершенствования и прозрений текстов Торы. «Расстояние между изучением Торы вне Земли Израиля и Торой, открывающейся в ней, подобно расстоянию между землей и небом», - приходит к выводу цадик Нахман.

 Вадим Макаров пытается цветом передать путь совершенствования духа, как расстояния между землей и небом. Цфат художника - розовый - по импрессионистическому  ощущению цвета. В «Гдолей а-дорот» рабби Нахман напутствовал: «Следует молиться подобно ребенку, упрашивающему отца: “Папа, прости меня!”». На полотне Вадима Макарова дети играют на солнечной стороне улицы. Работа подкупает задушевностью, искренностью. Кажется, что не солнце освещает город, а сам он светится изнутри.

Колодец клятвы

В Книге Книг рассказывается о жизни пророка Авраама – прародителя иудеев, христиан и мусульман. Во времена его странствий - за две тысячи лет до Рождества Христова - кочевые племена переходили с одного места на другое в поисках пастбищ для скота, оседлые народы строили города, в каждом из которых правил свой царь.

Чтобы обеспечить семью и животных водой, Авраам выкапывал колодцы в тех местах, где паслись его стада. И вот один из таких обустроенных источников захватили жители филистимского города Герара. Посчитал Авраам, что несправедливо это и упрекнул Авимелеха, царя филистимлян. К счастью, уже в те далекие времена было такое понятие, как компромисс. Чтобы исчерпать конфликт, библейский патриарх подарил царю Герара ягнят из своего стада. И тогда подтвердил Авимелех право евреев на этот колодец. И клятвой скрепили  договор свой вожди народов. А место, где произошла эта история, назвали Беэр-Шевой, что в переводе с древнееврейского означает «колодец клятвы». В Израиле и сейчас существует город с таким названием, где неподалеку от исторического центра города туристам показывают реконструированный колодец, из которого поили свои стада Авраам, его сын Исаак и все поколения живших в Беэр-Шеве евреев.

Работа Анатолия Финкеля иллюстрирует эту страницу жизни патриарха. В знойной долине стада Авраама пьют колодезную воду. Художник воспроизводит исторические реалии подъема воды из колодца для водопоя животных.

А если кто-то усомнился в истинности легендарного «колодца клятвы», то все это помнят камни, запечатленные в работе Анны .Ходорковской. Вечные, как настоящая клятва, они – под солнцем - в ознаменование священного места. Каменные скрижали Моисея. Камень Иакова («Это есть камень, из которого вырос мир...»). Камень в основании Сионского храма. Камень жертвенника, символически связующего Ветхий Завет с Новым.

Родник культуры

Идея этого проекта «Пейзаж Святой Земли. Израиль – Черкассам» родилась в Иерусалиме.

В октябре 2015 года Наталия Цымбал, директор Украино-израильского центра, профессор Уманского госпедуниверситета, находилась в столице Израиля. Мы договорились о встрече, на которой я передала ей каталоги по итогам уже состоявшихся совместных проектов – с Уманским и Черниговским художественными музеями. А для того, чтобы эта встреча была познавательной и плодотворной в перспективе дальнейшей деятельности Украино-Израильского центра, знаток Иерусалима Александр Аграновский устроил для нас экскурсию в Мемориальный музей Теодора Герцля, провозвестника еврейского государства, основателя Всемирной сионистской организации, и в легендарный православный монастырь Святого Креста.

Воодушевленные приобщением к святыням, объединяющим наши народы, стали продумывать новый проект. Наталия Цымбал предложила Черкасский областной художественный музей, поскольку в 2016 году музею исполняется 25 лет.

В Израиле тем временем началась работа по формированию тематической коллекции и сопроводительных материалов к передаче картин художников.

 

В статье «Переселение Искусства» Н.К.Рерих, говоря  о росте культурных отношений между народами, замечал, «что эти отношения в большинстве случаев происходят не от правительства, но от общественно-частной инициативы. Таким порядком сами народы участвуют в широчайшем мировом строительстве, упрочивая основу культуры».

Акция «Израиль – Черкассам», как и предшествовавшие проекты, - это вектор движения, обозначенный внутри израильской культуры, поскольку исходит их личностной потребности самих художников участвовать в этом процессе. Организация такого рода некоммерческих проектов помогает осуществиться благим намерениям людей творчества. Вот почему в акции изъявили принять участие 23 художника, хотя никто из дарителей, как и организатор акции, материальной выгоды не имеет. Значима этическая и эмоциональная стороны. Важна возможность донести до наших современников в другом государстве положительный образ Израиля как страны мира.

В самом акте благотворительности есть нечто родственное метафорическому обновлению духа, за которым шли паломники в эту землю и, одухотворенные, несли миру Мир. Работы художников передают ощущение эмоционального и духовного подъема и настроения, которое им созвучно. Одновременно это и создание фонда культурного наследия израильского изобразительного искусства в музейном пространстве, в частности, в собрании Черкасского областного художественного музея.

 

В этой связи понятно, почему проект «Израиль – Черкассам», с одной стороны, привлекателен для Черкасс, с другой, - нашел отклик у израильских художников. Итог очевиден: теперь в Черкасском художественном музее появилась коллекция, дающая представление об изобразительном искусстве Израиля, став основой фонда израильского изобразительного искусства в собрании музея. Это то, что будет функционировать в структуре его выставочной деятельности и станет объектом изучения. Так ныне строится музейная политика в цивилизованном мире.

Важно, что мы ощущаем свое время. Понимание того, что нужно сегодня, подсказывает поиски путей развития культуры. В «Ликутей Моаран» рабби Нахман писал: «Основное правило служения Всевышнему заключается в том, чтобы всем своим существом пребывать в сегодняшнем дне и думать именно о настоящем моменте… Всё, что есть у человека, - это один день и один миг. «Завтра» - это уже совершенно иная Вселенная».

Проект «Пейзаж Святой Земли. Израиль – Черкассам» Объединения профессиональных художников Израиля, Черкасского областного художественного музея и Украино-израильского центра образования, науки и культуры - структурного подразделения Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины (UKRIS) – наш сегодняшний день, знаменующий момент просвещенного действия через культуру, миг, устремленный к Вселенной будущего.

Миротворчество – наш колодец клятвы, ставший колодцем культуры и доброжелательных человеческих отношений между участниками проекта.

И, доколе мы будем хранить родник культуры, питающий этот живой колодец, не исчерпать воды из источника. В нем – наше Завтра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анонсы

С уважением к своему читателю
Галина Подольская