17 июня 2010 года в Иерусалиме в Центре искусств открылась персональная выставка Романа Бутмана, названная художником «Автопортрет».
Выставка примечательна по нескольким причинам. Роман Бутман известен в Израиле как мультипликатор. Его мультфильм «Каланиет» («Маки») на стихи Натана Альтермана нередко показывают по израильскому телевидению ( הופ). Художник работает в старых изобразительных техниках с использованием современных технических средств. Например, мультфильм «Каланиет» выполнен в технике «масло на стекле» - 12 рисунков в секунду и почти три тысячи рисунков в фильме! Мультфильм «Меланхолия» сделан в смешанных техниках мультипликации: «песок на стекле», «масло на стекле», «классическая мультипликация на слайдах» плюс видеосъемка.
Для тех, кто еще не успел их увидеть, напомню, что ДВД с этими мультиками продаются в книжных магазинах и выложены в Интернете на сайте художника
(http://en.netlog.com/roma_butman/video).
В настоящее время Роман Бутман вместе с режиссером Мирой Лапидот, женой участника пяти израильских войн, генерала, Якова Лапидот, снимает художественный фильм, о событиях Катастрофы по воспоминаниям известного израильского художника Дова Ор-Нер, в детском возрасте оказавшегося в оккупированной Франции. Концепция фильма проста: если человек смотрит вперед, в будущее, то будущее наступит. Эта мысль отражает жизненную позицию художника.
Роману Бутману сейчас 35 лет. Он родился в Санкт-Петербурге в семье, соблюдавшей еврейские традиции. В 1991 году репатриировался вместе с родителями. Отслужил в Израильской армии. С 1998 по 2000 годы учился в Бецалаль на факультете мультипликации. Работал как мультипликатор. С 2002 по 2007 – обучался в колледже Сапир на факультете кино и телевидения, получив степень в этой области.
Выставка «Автопортрет» - первая персональная выставка акварелей и масляных работ Романа Бутмана. Более 50 акварелей на коричневой бумаге (25 на 35 см). Несколько работ маслом – также автопортреты (40 на 50 см). Когда они развешаны рядом, то кажутся кинематографической лентой. Ты передвигаешься взглядом от портрета к портрету и узнаешь о человеке нечто сокровенное – все движения его внутреннего мира как художественного образа, поданного опять-таки очень современно с точки зрения крупных планов кинематографа, когда акцентными могут стать какая-то часть лица (глаза, нос, рот, ухо) или тела (грудь, руки).
Интерес к автопортрету для Романа Бутмана совсем не случаен. «Хочу поделиться со зрителем своим восприятием действительности и выйти из скорлупы, в которой просидел 15 лет», - говорит художник. Автопортрет как жанр изобразительного искусства оптимально соответствует его стремлению найти эмоциональный контакт со зрителем. Говорят, плод должен созреть, но это должен почувствовать сам художник как собственную потребность так же, как все эти годы ежедневно много и целеустремленно работал, создав сотни больших картин.
Представленные на выставке автопортрет выражают сомнения, раздумья и чувства художника, его желание разобраться в себе, поняв, как продвигаться дальше, довериться себе или зрителю.
Автопортреты Романа Бутмана – это запечатленное в цвете состояние текучестиодного характера. Это стремление присмотреться к себе и средствами изобразительного языка выразить психологию чувств как процесс. Это самопознание, стремление постичь художественную диалектику характера.
Роман Бутман любит работать акварелью на пористой коричневой бумаге, обладающей качеством жадно впитывать водяные краски, фиксируя состояние переходности на портрете.
Цепочка зафиксированных «вариаций себя» в многочисленных ракурсах, позволяет судить, как осторожная черточка в одной работе становится экспрессивной линией на другой, а ударное цветовое пятно вдруг меланхолически тускнеет. Увидеть, как вялый мазок неожиданно становится художественным стержнем другой. И характер открывается в ином звучании. Так из одной работы в другую, «цепляясь» штрих за штрих, линия за линию, цвет за цвет, свет за свет, тень за тень, цепочка автопортретов оживает в разных состояниях.
Эмоционально еще не остыло ощущение от одной работы. И ты зрительно помнишь это ощущение, но уже накладывается новое впечатление. И то, что было едва слетевшим словом разворачивается в объяснение, обретает новый интонационный поворот и неожиданно возвращается к исходной точке.
Вот такие откровения, тайное тайных себя, в которых иррациональное, подсознательное, порой противоречивое сталкиваются как разноуровневые психологические мотивировки ощущения себя в мире.
Каждую работу можно рассматривать как отдельную, но когда ты видишь, как те же черты словно поворачиваются и звучат в других, то начинаешь ощущать словно недосказанность каждой в отдельности. Этот эффект намека, недосказанности удерживает зрительское внимание. И автопортрет художника по ощущению неожиданно становится твоим. Таков эстетический ответ Романа Бутмана в диалоге со зрителем.
Опубликовано 17 июня 2010 в газете "Вести" приложение "Нон-Стоп"