28 января в Культурном центре на ул Гилель, 27, в 20.00. премьера театра «Тарантас» «Я знаю женщину…» (Гумилев- Ахматова).
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующзий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный.
Он мог стать вашим тоже, и не стал…
(Николай Гумилев)
В этом мире существуют двое. Но их мир – преодоление двойственности в себе. Обретя друг друга, они разлучаются… Причиняя друг другу боль, испытывают острое страдание. Но, самоотрекаясь в любви, обретают себя в творчестве…
Спектакль «Я знаю женщину…» Иерусалимского театра «Тарантас» возвращает нас к русской поэзии 20 века. Два великих русских поэта - Анна Ахматова и Николай Гумилев… И расставшись, они остались полюсами одного притягательного центра - поэтического, жизнь которого не прерывается во времени и пространстве. И живо ныне, хоть и предстает в спектакле не так, как мы привыкли их воспринимать по биографии, а в том, что не прервалось.
Создатели спектакля не ставили перед собою цель - воссоздать на сцене историческую и литературоведческую точность. Но лирика ( на то она и лирика) всегда кажется обращенной на тебя. А в стихах больших поэтов это ощущение удваивается, даже утраивается, превращаясь в незримый поединок чувств, в котором каждый «неправедно просит у Бога». Молодость? Пожалуй…
Звучащие в спектакле стихи, как Ахматовой, так и Гумилева, совсем не всегда посвящены друг другу. И ох как не любила Ахматова мемуары Георгия Иванова и Ирины Одоевцевой, включенные в ткань спектакля… Но…
«В первую очередь, -говорит режиссер спектакля Инга Чутко, - нас интересуют их стихи и история их любви. Не надо забывать, что они были еще очень молоды. И, когда они жили, любили, совершали глупости, они и не подозревали, что потом об этом будут написаны книги и всю их жизнь распишут почти по часам».
В спектакле много музыки, в основе которой – два вокальных цикла Юрия Поволоцкого - «Шесть баллад на стихи Гумилёва» и «Акварели» по шести ранним миниатюрам Ахматовой. Гумилевские «Буря и натиск», воплощённые в самых разнообразных музыкальных жанрах (оперно-ораториальные интонации соседствуют с ритмами джаза, голливудское «фэнтэзи» – с африканской экзотикой, а скрябинская утончённость – с малеровской экспрессией), неожиданно оказываются сродни камерной прозрачности и классической сдержанности ахматовских строф. Композиции, созданные, по сути, в академической манере, исполняет не классическая певица, а драматическая актриса. Широта диапазона, эмоциональная неповторимость исполнительской манеры, с которой Бронислава Казанцева словно вливается в музыку, подчеркивают уникальные возможности ее дарования. Инструментальные фрагменты органично входят в художественную ткань спектакля, вводят в атмосферу эпохи Серебряного века, иллюстрируют и дополняют актёрские монологи.
В спектакле четыре исполнителя – актеры Бронислава Казанцева, Рахель Ковнер, Александр Хазин, композитор и пианист Юрий Поволоцкий.
Вот такой спектакль – «из песен и огня», «волнующий и странный» - может стать и вашим тоже, как одна из художественных возможностей ощутить, что было едино необманным в веке Серебряном и задуматься, что будет в нашемнынешнем, который неизвестно как назовут. И все-таки «Я знаю женщину…»
Галина Подольская