Аркадий Лившиц,15 июля 2014
15 июля в 19.00 в Иерусалиме в Центре искусств "Дом Качества" ( Дерех Хеврон, 12) откроется выставка "Впечатления в цвете" Аркадия Лившица – к 75-летию со Дня рождения художника.
Более четырех десятков лет краски Аркадия Лившица томились под израильским солнцем, чтобы однажды вылиться в цветовпечатлениях от музыки Арнольда Шенберга в цикле работ, представлявшихся на выставке в Центральном Доме Художника, - говорю в ЦДХ, поскольку в апреле и мае этого года настоящая экспозиция экспонировалась в проекте "Израильские художники с русскими корнями" Объединения профессиональных художников Израиля и Международного художественного фонда (Московское отделение).
Д-р Алек Д. Эпштейн, отозвавшийся об этих работах в монографии о творчестве художника ( серия "Мастера искусства русского зарубежья"), заметил, что "уже на первом полотне ("Предчувствие") звуки заполняют все пространство холста, и привычные нам предметы окружающего мира растворяются в ней, теряют формы, сливаются друг с другом — художник пишет почти абстрактнрый образ, рождающийся из сплава ярко-красных, глубоких синих, резко желтых и ослепительно белых силуэтов. Здесь уже ничто неузнаваемо, кроме всепорождающей музыки — она врывается в воображение своими рваными искрами, своими слепящими вспышками — и летучие ноты, срывающиеся с высоты, отлетающие друг от друга, пронизывающие воздух, перечеркивают, обрызгивают и жалят фиолетовые, коричневые, голубые пятна, сливающиеся друг с другом".
Таковы впечатления в цвете от "Пяти пьес для оркестра" (1909 г.) Арнольда Шенберга — экспрессиониста конца 19-20 столетий, вылившиеся в полиптих израильского художника: "Предчувствия" — "Воспоминания" — "Краски" — "Перипетии" — "Речитатив". К ним примыкают "цветоассоциации" израильского художника еще от трех пьес для рояля с оркестром, созданных додекафонистом века.
Как известно, в основе традиционных жанров изобразительного искусства лежит визуальное представление о предмете — зрительное восприятие окружающего мира. В данном случае речь идет о цветовом ощущении додекафонии. И в этой связи, без сомнения, у Аркадия Лившица нет предшественников в воплощении этой темы, разве что собственный "опыт сын ошибок трудных и гений парадоксов друг" (А.Пушкин).
Полиптих Лившица интересен энергией взаимных помех, трением и сопротивлением, словно не подходящих друг к другу обрывков. Однако в избранной художником цветоинтонации — бесцеремонной, дерзкой, самоподстегивающей, в коллажной смеси изъянов и несовершенств — вдруг из всего этого вырисовывается абстрактная обобщенность, фиксирующая ускользающее целое… Так появляется жанр, в котором художник может позволить себе все, что угодно. Это и есть тот самый эксперимент, в котором не стоит искать дружбы между логикой и эстетическим воплощением, поскольку кажущаяся определенность может погасить блуждающую звезду.
Поза? Нет, отсутствие снобизма у художника, за плечами которого пейзажи Са-Нура, с осторожными тональными переходами, вкус которых был сразу отмечен ценителями искусства, автора занятных персидских мотивов, исканий "Нуво-арт-нуво", монументального цикла "Двенадцать колен Израилевых", художника, чьи работы находятся в собраниях государственных музеев — "Музее природы" в Иерусалиме, Астраханской государственной картинной галерее имени П. Догадина, в Одесском Доме-музее имени Н.К. Рериха, Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина, в Могилевском областном художественном музее имени П.В. Масленникова, в выставочном зале "Галереи А3″ (Москва), в Российском историческом и архитектурном музее "Новый Иерусалим" и в частных коллекциях многих ценителей искусства стран Европы и Америки.
Среди выставок последних лет (2010–2012 гг.) наиболее значительны персональные московские – в муниципальной «Галерее А 3» (что в легендарном Староконюшенном переулке), в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына, Музее М. Цветаевой, Еврейском культурном центре «Марьина роща», Центральный Дом Художника... Едва ли не каждое из названных мест – знаковое, как воздух, – для творческого человека, чья юность прошла в Москве 1960-х.
Аркадий Лившиц родился в 1939 году в Киеве. С 1974 года он в Иерусалиме, стоял у истоков создания Объединения профессиональных художников Израиля, член правления с 2003 года.
Вызывает неподдельное уважение общественная деятельность Аркадия Лившица, направленная на продвижение творчества русскоязычных художников в Израиле. В 1987 году он был в ряду первых основателей деревни художников Са-Нур, затем выступил составителем выставки санурян в Кнессете (2006 г.). С 2003 года Аркадий Лившиц – член правления Объединения профессиональных художников Израиля, словом и делом поддерживал претворение в жизнь различных проектов организации. Выступил настоящим подвижником в осуществлении проекта «По следам Шагала» в Израиле, а кроме того, внес посильную лепту при сборе средств для установления мемориальной доски Шагалу в Санкт-Петербурге.
А еще... Аркадий Лившиц – человек, который реально – по автомобильным трассам и всяческим дорогам (которым в 1970-е было далеко до трасс) – объездил все «наделы» колен Израилевых. Четверть века он работал в Еврейском национальном фонде («Керен каемет леисраэль»), принимал участие в создании проектов Ботанического сада, парков Рамат-Рахель, Рамот, Гило, Парка Независимости, парков М. Бегина, И. Рабина, в честь 200-летия Америки, Канады, Иерусалимского леса и других искусственных лесов в округе Иерусалима.
Есть жизнь в искусстве. А есть просто жизнь, в которую вплетаются годы, отданные творческому воссозданию конкретной земли, по которой ступаешь ногой и не хочешь думать о «наделах», потому что мыслишь ее Израилем и мечтаешь, что каждая пядь этой земли – твоя...
Благословения и пророчества порой и в жизни сбываются: отчество Аркадия Лившица – Израилевич – сын отца Израиля.
Выставка живописи Аркадия Лившица "Впечатления в цвете" проходит под эгидой Объединения профессиональных художников Израиля, будет открыта до 30 июля.