Автор оригинала: Галина Подольская
Цветы – это земные звезды, только их век короче.
С античных времен в сознании человека цветы ассоциировались с восприятием прекрасного в мире, а Флора олицетворяла юность и весну. В иранской мифологии супруга неба и прародительница жизни богиня Спандармат традиционно изображалась с мускусной розой в руке. В трудах философов Возрождения с цветами связывалось представление о женской красоте. А еще – с ощущением хрупкости и сиюминутности красоты, которая не вечна. На картинах Германа Непомнящего цветам дарована если не вечность, то еще одна жизнь – на холсте…
«Цветы не говорят прощай» - так назвал серию новых работ художник из Ашдода Герман Непомнящий.
Герман Непомнящий родился в России в эвакуации. В 1966 году он окончил Минское художественное училище, учился в классе художников Л.Щемелева и А.Малишевского, потом – в Харьковском художественно-промышленном институте в мастерских профессоров живописи И.Овчинникова и В.Лозовского. Принимал участие во многих выставках на Украине, в России.
В 2000 году репатриировался в Израиль. Будучи членом Объединения профессиональных художников Израиля, он принял участие во всех групповых выставках объединения. Не так давно в Иерусалимском культурном центре состоялась его выставка в паре с художником Борисом Гейманом.
В 2006 году его работы были представлены в Англии в рамках фестиваля Израильской культуры. Напомню, что одну из своих работ Г.Непомнящий отдал в дар Музею «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля. Она вошла в постоянную экспозицию музея.
Многогранность творчества Г.Непомнящего проявилась в самых разнообразных изобразительных жанрах. Это пейзажи Крыма – с домиком Грина и парусниками, словно уходящими из мечты, но остающимися на дне сердца мариниста. Это «пора очей очарованья», по которой каждый, приехавший оттуда, узнает друг друга, как по пушкинскому слову. Так неистово кружатся листья в луче вспыхнувшего солнца, словно высвеченные театральным лучом прожектора. Это тема сцены в костюмно-декоративном решении. Это портрет. Это натюрморт с будоражащей душу «рябиной красной». Это фигуративная живопись (иудаика).
Рождение творчества уже само по себе сродни распускающемуся цветку.
Оно как материалистическое подтверждение этой чудесной метафоры. И хотя в Израиле живые цветы не Б-г весть какая экзотика, тем не менее, именно цветам как ожиданию весны, как пробуждению лирического начала в человеке посвящена экспозиция Г.Непомнящего. Да, да, живопись подобна лирике – любовной, философской, медитативной, какой хотите, но в которой у цветов Г.Непомнящего – свой голос, голос художника. Это не бодлеровские «цветы зла» и не брюсовские «фиалки в тигеле», - это знак любви. Его цветы – не те, что в клумбе у кого-то, а те, что дарит женщине любимый. Они локальны и камерны, словно сотворены для единственной и ее уюта. Они естественны и человечны, потому и не нуждаются в парадных залах холодных музеев. Некоторые считают, что сентиментально писать цветы в наш несентиментальный век. «Для меня это не сентиментальность, - возражает Г.Непомнящий,– это душа женщины, которая в цветке. Я пишу свои цветы с мыслью о том, как их воспримет женщина, сколько радости они доставят им».
И действительно, цветы Г.Непомнящего даже похожи на женщин и похожи на то, что они любят. Ну, чем не девичья шея изогнутый лепесток лилии? А «райский цветок»? Он подобен оранжевой балерине на пуантах в немыслимом «па», взметнувшей ногу с вытянутым носком. И рассыпается сиреневыми, белыми, фиолетовыми мехами сирень, поджидающая своих красавиц. А глаза… да сколь ж их смотрит на тебя – удивительных без подводки и накладных ресниц: глаза-георгины, глаза-подсолнухи, васильковые глаза. Вихрастыми челками-ежиками размахивают уже знающие себе цену обольстительницы-хризантемы. И, как юные звездочки, запутались в потоке зеленых волос недотроги-ромашки.
Важно, что все они несут положительную энергетику. Так бутон выплескивает заложенную в нем энергию, идущую из центра наружу, подобно энергии солнца, звезды, мистического центра, архитепического образа души.
Стилистически работы художника выдержаны в рамках добротного реалистического традиционализма, проработаны с монометрической достоверностью, самодостаточностью, с жанровыми атрибутами, когда все прописано так, как и должно быть. Но есть и подчеркнуто декоративные работы. При этом излюбленный прием Г.Непомнящего-художника – зеркальность, используемая во всевозможных отражениях – на стекольной раме, столешнице, любом предмете, якобы случайно оказавшемся рядом, а если такого предмета не оказалось, то и на стене. Вопрос в другом – в отражениях масляной и акриловой живописи все уже немного иное. И художник создает это ощущение зеркальной отстраненности, заставляя ожить саму фактуру холста.
Мир художника хрупок, как цветок. Работы Г.Непомнящего пронизаны чистотой, редким прямодушием и доверчивостью. Порой – внутренним сопротивлением чему-то, хотя это ощущаешь не сразу, а оставшись наедине с его цветами. И тогда астры из розовых становятся бордовыми, и пунцовый отсвет вливается в алость роз. Но красота этого таинственного бунта остается красотою, как цветок цветком и бабочкою бабочка...
Доктор Галина Подольская